Поиск

После трех не поздно: как раннее развитие невротизирует детей и родителей

17/06/2021
Карина Рихтере, психолог
208

Нашумевший бестселлер Масару Ибуку запустил настоящую гонку среди родителей. Уверенные, что после трех уже поздно, молодые мамы с пеленок учат детей чтению языкам и основам арифметики. Если ребенок отказывается заниматься или у него что-то не получается, у малыша начинают искать диагнозы и записывать его к разным врачам: от нейропсихологов до остеопатов. Мама пятерых детей, профессиональный психолог и специалист в детско-родительских отношениях Карина Рихтере уверена: польза раннего развития сильно преувеличена, а занятия с детьми не должны превращаться в гонку.

Ранее развитие детей

Быстрее, выше, сильнее

Ребенок еще не успел родиться, а будущие родители уже покупают ему специальные игрушки, развивающие пособия и стремятся создать для него специальную «развивающую» среду. После рождения с ним сразу же начинают заниматься по специальным системам: учат читать с пеленок, разговаривают на английском и показывают специальные карточки с цветами и животными.

Как только ребенку исполнится полгода, его записывают на курсы раннего развития или в детский сад Монтессори, потому что только опытные преподаватели могут правильно развить ребенка и дать ему необходимую базу. Чем именитее педагог и уникальнее его методика развития, тем дороже курсы.

На самом деле эти занятия нужны маме и папе. Если не водить малыша в специальный клуб и не купить ему уникальную авторскую пирамидку, кажется, что ты недостаточно хороший родитель и не делаешь всего необходимого для развития малыша. Поэтому-то и покупают родители дорогие пособия и отводят на специальное малышковое плавание, потому что после трех уже поздно и нужно обязательно вкладывать время и деньги в развитие ребенка. Вы же хотите быть хорошими родителями?

Как на самом деле развивается ребенок?

Реклама детских центров и уникальных методик развития часто утверждает, что если ребенок до возраста X не освоил определенный навык, ему потом будет очень сложно наверстать упущенное. Отчасти эти утверждения правдивы: если с ребенком вообще никак и ничем не заниматься, игнорировать его потребности и запросы, то ему действительно будет довольно сложно освоить определенные навыки.

Такими, например, растут дети в детских домах или неблагополучных семьях, в которых не всегда удовлетворяются базовые потребности ребенка в еде и безопасности. Когда ребенку ничего не угрожает, он сыт, одет, обут, а в его распоряжении есть соответствующие его возрасту игрушки, этого уже достаточно для того, чтобы он рос и развивался в соответствии с нормами развития.

Дети действительно приходят в этот мир чистым листом, на который мы записываем привычки и навыки. Эти навыки мы нанизываем, как бусины на нитку, один за другим, поэтому для того, чтобы научиться читать, например, ребенку нужно сначала узнать буквы и слоги, получить хороший пассивный и активный словарный запас. Если мы форсируем и учим ребенка читать по модным методикам, в которых ребенок запоминает слово целиком, в будущем ему будет сложнее читать и писать.

Часто родители сверяют детей с таблицами развития, широко распространенными в интернете. Но ребенок — не робот. Он развивается не по таблицам и нормам, поэтому в специализированной литературе вы не найдете четкой привязки к месяцу. В ней не пишут, что в 5 месяцев ребенок должен научиться брать предметы. Там будет написано, что ребенок учится захватывать предметы с 4,5 до 6,5 месяцев. Если ваш ребенок не берет погремушку в 5 месяцев или не говорит предложениями к году, это не повод показывать его врачу. Просто подождите, и он всему научится.

В то же время, не стоит полностью отказываться от норм развития и сроков, в которые ребенок должен освоить тот или иной навык. Возможно, ребенку требуется помощь специалистов и более внимательное отношение.

Когда бить тревогу?

  1. Ребенок значительно отстает от норм развития. Все его сверстники давно лепят куличики и говорят предложениями, а ваши молчит и ничего не хочет делать? Это повод проконсультироваться с неврологом. Возможно, ребенку нужна медикаментозная поддержка или помощь специалиста.

  2. Ребенок хочет, но у него не получается. Вы видите, что он старается и хочет что-то сделать, но почему-то не может. В этом случае консультация с психологом или дефектологом поможет вам найти правильный подход и дать толчок развитию ребенка.

Во всех остальных случаях стоит оставить ребенка в покое и не форсировать события.

Ранее развитие детей

Чем опасно раннее развитие?

Дети развиваются спонтанно и скачкообразно. Еще вчера ребенок не мог найти двух одинаковых бабочек, а сегодня щелкает такие задачки, как орешки. Вмешиваясь в этот процесс и форсируя события, мы нарушаем естественный ход вещей и провоцируем проблемы в будущем. Среди основных последствий:

  1. Снижается мотивация к обучению. Мы загружаем ребенка таким количеством занятий, что у него не остается время на отдых и игру. А без полноценного отдыха невозможно нормальное восстановление и развитие. Как итог уже к школе ребенок не хочет учиться и не понимает, для чего ему это нужно.

  2. Ребенок не понимает своих желаний. Несмотря на заявления, раннее развитие больше напоминает дрессуру, чем игру. Мы или педагог требуем от ребенка определенных действий и даем ему награду за правильно выполненное задание. Очень быстро ребенок понимает, что правильное действие вызывает похвалу, неправильное — недовольство взрослого. Чтобы не огорчать маму или педагога, он делает то, что нравится взрослому, а не то, чем хочется заниматься ему самому. В будущем у ребенка могут быть проблемы с выражением чувств и пониманием своих желаний.

  3. Теряется спонтанность. Дети часто действуют импульсивно и необдуманно. Они быстро теряют интерес к монотонному занятию и хотят заниматься чем-то другим. Это учит их понимать себя, чувствовать свое тело и лучше понимать все, что он переживает. Когда мы заменяем игру на занятия, мы лишаем ребенка возможности прожить определенные этапы развития. В будущем это приведет к страхам перед будущим, принятием себя и своей телесности, проблемам в коммуникации с другими людьми.

Это не значит, что нужно отложить развитие ребенка и вообще ничем с ним не заниматься. Это значит, что нужно снижать градус своей родительской тревожности и подходить к занятиям с ребенком так, чтобы это было интересно вам и полезно для него.

Занимаемся правильно

Конечно, если у вас нет времени на самостоятельные занятия с ребенком, отдайте его в школу раннего развития или на общеразвивающие курсы. При выборе таких курсов обратите внимание на следующие факторы:

  • педагог нацелен на процесс,а не на получение результата;
  • ребенок может прервать занятие и сменить род деятельности;
  • на одного педагога приходится не больше 5 детей;
  • в кабинете для занятий есть место, в котором ребенок может уединиться;
  • педагог не использует репрессивные методы воспитания;
  • ребенку нравятся занятия и он с удовольствием на них ходит.

Если вам кажется, что без курсов и ежедневных занятий ребенок обязательно будет отставать в развитии и в будущем столкнется со сложностями в обучении, это повод не подгонять ребенка под ваши стандарты, а понять, почему это так важно для вас.

Возможно, причина лежит в вашем детстве, и ваши родители стремились с к тому, чтобы вы были постоянно заняты и соответствовали определенным планкам. Возможно, на вас давят другие мамы, которые постоянно хвастаются достижениями детей и рассказывают о занятиях, на которые они ходят. Какой бы ни была причина, это не повод изменять ребенка, это повод поискать причину в себе. Если вы не хотите водить ребенка на курсы, вы не обязаны этого делать. Вполне достаточно домашних занятий с мамой или папой.

Как сделать занятия по-настоящему эффективными? Достаточно соблюдать несколько правил:

  1. Идем за ребенком. Любое занятие должно быть понятно и доступно ребенку. Если у него что-то не получается или он не хочет, например, сейчас играть в сортер, а хочет собирать пирамидку, это значит, что вы должны дать ему пирамидку. Пусть в начале он собирает ее неправильно, но он поймет принцип,а потом найдет и закономерность. Не заставляйте и не настаивайте. Маленький ребенок не способен долго концентрироваться на одном занятии. Этот навык придет со временем. Если у ребенка не получается что-то сделать и он начинает злиться, не стоит настаивать и заставлять его это делать. Предложите другое занятие и другую игру. Наблюдайте за малышом. Он сам подскажет вам, чем ему сейчас интересно заниматься.

  2. Принимаем ребенка таким, какой он есть. Конечно, все мы думаем, что растим маленьких гением, но наши ожидания не должны стать проблемой для нашего ребенка. Ваш ребенок не идеален,и он не ваше продолжение. У него есть свои особенности, свои желания и свои интересы. Изучайте своего малыша, ищите его сильные стороны и развивайте их. В этом случае счастливыми будете и вы, и ребенок.

  3. Создаем развивающую среду. Это не значит, что мы должны скупить все развивающие игрушки и пособия. Это значит, что у ребенка должен быть доступ к разным предметам. Это могут быть игрушки, кастрюли или другая посуда, разные продукты, растения, животные и так далее. Чем больше сенсорных впечатлений получает ребенок, тем лучше. Намного интереснее вместе вырастить микрозелень, порезать морковь под присмотром, разложить белье или замесить вместе с мамой тесто, а не смотреть на изображение овощей, сортировать нарисованные предметы или читать о приготовлении пирога. Поход в магазин может стать занятием по поиску и планированию, прогулка — ботанической экскурсией. Иногда достаточно включить элементы развивающих занятий в повседневные заботы.

  4. Находим время на отдых. Если мы идем в ритме ребенка и чутко откликаемся на его потребности, мы легко найдем время на ничегонеделание, праздное наблюдение и отдых. Это не значит, что мы потакаем всем капризам ребенка и подстраиваем всю жизнь под него — границы выстраивать обязательно. Это значит, что мы включаем ребенка в семью и ориентируемся на него и его ритмы.

Если соблюдать эти правила, обучение станет радостью для ребенка. Он сам будет стремиться к новым знаниями, а его развитие будет гармоничным и соответствующим возрасту.

Вам также будет интересно
Все о предлежанииЧитать статью
Чепчики на выписку новорожденногоЧитать статью
Готовим иммунитет летомЧитать статью
Роскачество призвало снять женское белье с продажиЧитать статью
Витамин C: какой лучше выбратьЧитать статью
Деревянный конструктор для развития ребенкаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.