Поиск

Теплой заступнице мира холодного.

15/09/2010
АДАЕВА Ольга
628

Эти слова принадлежат М.Ю. Лермонтову, а относятся они к Земной Матери Иисуса Христа Пресвятой Богородице. Именно ей с древнейших времен поручали люди свою судьбу и судьбы своих детей, поверяли самые сокровенные тайны. И всегда с ее именем связывали представление о лучшем, что несет в себе женское начало, — материнской любви и девственной чистоте. 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы, праздник, входящий в число двунадесятых, т.е. двенадцати основных праздников годового круга.


«День, который всех веселит»

 Как прославляют день Рождества Богородицы церковные песнопения. И весь христианский мир вспоминает о чудесной жизни Девы Марии, матери Спасителя. А если учесть, что на Руси год начинался с осени, то станет понятно особое значение этого праздника как исходной точки всех событий библейской истории. Ко II—III вв. новой эры уже окончательно сложилась признанная христианским вероучением история жизни Богоматери, факты, которые бережно хранило Евангелие и, главное, апокрифы (апокрифами (от греч. — тайный, сокровенный) именовались литературные произведения о священных лицах и событиях, не признанных Церковью каноническими).
 О самом Рождестве Богородицы мы узнаем из апокрифа «Повесть о рождении Девы Марии», более известного под названием «Первоевангелие». Дева Мария родилась в Галилее, в городе Назарете. Родители ее, Иоаким и Анна, были людьми добропорядочными и благочестивыми, но очень долго не имели детей, что считалось дурным знаком. Беспрестанно молились они о том, чтобы Бог даровал им ребенка, и наконец молитвы их были услышаны. Счастливые родители решили посвятить свое дитя Богу и уже в три года отвели Марию в Иерусалимский храм.
 Чудной была жизнь девочки в храме: по преданию, пищу ей приносил ангел. А в двенадцать лет Мария дала обет вечной девственности, стремясь к служению Господу. Однако, достигнув совершеннолетия, она не смогла дольше оставаться в храме, и, по обычаю, ей подобрали опекуна-«обручника» — праведного старца Иосифа, который взял ее в свою семью. В доме Иосифа совершается «благовещение» — Мария узнает от архангела Гавриила о своей великой (и страшной!) доле и сознательно приемлет свой путь. От Духа Святого будет зачат младенец, которому уготовано спасти мир. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф оставляет ее у себя только из жалости, но явившийся ему ангел убеждает его в непорочности Девы. Позднее, по дороге из Назарета в Вифлеем на перепись населения, в пещере, Мария производит на свет младенца Иисуса, будущего Спасителя. По обычаю, через сорок дней после Рождества Мария и Иосиф приносят новорожденного в Иерусалимский храм, где старец Симеон пророчествует о необычной судьбе младенца и о том, что Богородицу ждут жестокие страдания, что ей самой «оружие пройдет душу». И действительно, Мария присутствует при всех страданиях Иисуса Христа, сопровождает его, когда он несет крест к месту казни, а во время казни стоит она «при кресте». Была Мария и свидетельницей вознесения Господня, вслед за которым лег на ее плечи апостольский труд, проповедь христианства. А когда пришло время покинуть этот мир, архангел Гавриил известил об этом Марию, а Иисус Христос взял душу и тело матери на небо, где она пребывает в вечной Славе.


 Загадочен и во многом непостигаем образ Пресвятой Богородицы, и одна из главных загадок о том, как мать, отдавшая свое дитя миру во искупление человеческих грехов, видевшая его мученическую смерть, продолжала любить людей, защищать и покровительствовать им. Пройдя через самое страшное из всех зол, Дева Мария несла в себе абсолютное Добро. Страдание преломилось в ее душе в сострадание, боль — в исцеление, страх — в бесстрашие. Все без исключения могут рассчитывать на заступничество Святой Девы: и достойные (ведь именно по ее просьбе совершает Христос свое первое чудо ради людей — превращает воду в вино на небогатой свадьбе в городе Кане) и недостойные (известно сказание, согласно которому Богородица спустилась в ад, чтобы узнать о судьбе грешников и просить Сына облегчить их участь). Главное — искренне поверить в чудо и обратиться с идущей от сердца молитвой к Заступнице.

 «Времен свидетельство, вещание добродетелей...»

 Эта характеристика иконописания, данная в XVII в. Симоном Ушаковым, может в полной мере быть отнесена к иконописным образам Пресвятой Богородицы. На Руси особенное распространение получили три типа (в древности — извода) изображения Богородицы, отличавшиеся как назначением, так и настроением, создаваемым иконами.
 Первый тип — «Элеуса», по-русски обозначавшийся как «Умиление», представляет Богородицу с ласкающимся младенцем на руках, со взором, полным любви, скорби и одновременно сострадания. Вот почему иконы этого типа часто называют «любовь сквозь слезы». Ярчайший пример подобной иконы — «Богоматерь Владимирская» (XIII в.), создание которой приписывается апостолу Луке.
 Сегодня «Богоматерь Владимирская» находится в собрании Государственной Третьяковской галереи и, без сомнения, является жемчужиной коллекции. Другой популярный извод изображения Богородицы —«Одигитрия» (от греч. — путеводительница) — был особенно распространен в XV—XVI вв. Это торжественный тип изображения Богородицы, указывающей путь, а также несущей в мир справедливость. Одной из лучших русских икон этого типа признана «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.) великого древнерусского иконописца Дионисия (ГТГ). Написанная на нежно-бирюзовом фоне, икона создает ощущение вечного покоя и умиротворенности, будто бы свидетельствуя о победоносном окончании пути.
 И наконец, третий извод, укоренившийся на Руси, — «Оранта» (от лат. — молящаяся) — имел огромное значение в XIII в., в период татаро-монгольского нашествия, когда отчаявшимся, почти обреченным людям оставалось уповать лишь на Небесное Заступничество. Богоматерь Оранта изображалась одна, в полный рост, с высоко воздетыми к небу руками, творящая неостановимую молитву. Примером изображения такого типа считается икона XII в. «Богоматерь Великая Панагия» (от греч. — всесвятая), «Ярославская Оранта», из коллекции Государственной Третьяковской галереи.
 Во все времена огромное значение придавалось на Руси чудотворным иконам Богоматери. С образом Девы Марии, ласкающей младенца, связывали надежды во всех делах — от ратных подвигов до родовспоможения. Перед чудотворным образом молились и в княжеских палатах, и в соборах, и в крестьянских избах.
 Чудотворной считалась икона, появившаяся «ниоткуда» (так, Тихвинская икона Божией Матери явилась рыбакам над водами Ладожского озера), творящая различные знамения (к примеру, Богоматерь Казанская трижды являлась во сне девочке, передавая людям свою волю), уберегающая от врагов и исцеляющая (так, заступничеству Федоровской иконы Богоматери поручают свою судьбу беременные женщины).
 Коль скоро для русского человека слова «роды», «народ», «Родина» всегда были однокоренными, на беды государства отзывалась русская душа более чутко, чем на свои собственные. И вновь обращаются люди к Заступнице. И возникают предания: в 1237 г. икона Богоматери Смоленской спасла город от нашествия Батыя; в 1380 г. на Куликовом поле вдохновляла своим присутствием русское войско икона Богоматери Донской; в 1389 г. спасла русскую землю от нашествия Тамерлана уже известная нам икона Владимирской Божией Матери.
 Нет числа подобным преданиям, бережно хранимым как народом, так и церковной историей. Вместе они раскрывают смысл утверждения о том, что Святая Русь находится под покровительством Девы Марии. В древности Россия так и звалась — «Дом Богородицы». А Петр I даже внес в российский государственный флаг синий цвет как символ Небесной Заступницы.

 1846 г. очень хорошо писал об изображениях Божией Матери Николай Надеждин: «...все они отличаются характером нежного, растроганного чувства, ищущего потопить свои земные скорби и печали в лучах небесного идеала...» Это доказывают сами наименования, принятые Церковью для разных изображений Богоматери, как-то: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Взыскание погибших» и т.д. Поистине идеалом многих столетий можно назвать Святую Мать, претерпевшую столько страданий и все простившую.
 И нельзя не исполниться радости, вспоминая тот день, когда в мир пришла Пренепорочная Дева Мария.

Сыпь на амоксициллинЧитать статью
Книжные ритуалыЧитать статью
Букет для торжественного дняЧитать статью
Если у малыша дрожит подбородок и ручкиЧитать статью
Как родным и близким пациента справиться с его расстройством пищевого поведения Читать статью
Время для отношенийЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.