Поиск

Наказывать – значит вразумлять

07/10/2008
709

Протоиерей Артемий Владимиров:

Традиции воспитания на основах Православия в нашей стране, к сожалению, несколько десятилетий назад были прерваны. Нынешним родителям, молодым мамам и папам, сумевшим найти дорогу к вере уже в зрелом возрасте, не всегда хватает знаний и опыта, чтобы приобщать к вере собственных детей. Всем известно, что новорожденного следует крестить, и чем раньше, тем лучше. Ну а дальше что? Носить ли малыша в храм, выстаивать ли с ним многочасовые богослужения или ждать, пока он подрастет и примет решение самостоятельно? Как и что отвечать на бесконечные вопросы ребенка о добре и зле, о Боге и диаволе, о сотворении мира? Надеемся, что пролить свет на эти вопросы нам поможет беседа с известным священником-педагогом, протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря.
Всякая мама знает, что дать ребенку рождение – это еще не все... Дитя, явившееся на свет Божий, не может – даже если бы захотело! – самостоятельно себя прокормить, научиться ходить, читать, говорить. Источник жизненной силы для него – его собственная мама, ее грудь, глаза и руки. Лишь в единении с матерью младенец способен к развитию, возрастанию. Точно также нужно судить и о таинстве крещения, которое есть духовное рождение младенца во Христе. Оторвите дитя от материнской груди – оно захиреет и умрет. Оставьте новокрещенного младенца без духовного питания в лоне Матери Церкви – и жизнь его войдет в противоречие с заповедями Божиими, а значит, крещение, просвещающее сердце человека, со временем обратится ему в осуждение. Для того мы и приобщаем к Православной вере наших младенцев, чтобы они познали в Церкви свою ama Mater, Мать кормящую. Для того и принимают они крещение, по вере родителей и крестных, дабы как можно чаще вступать в общение с Господом Иисусом Христом посредством Таинства Причащения. Малютка будет храним Богом от всех болезней, бед и напастей, если разумные родители будут стараться причащать его Святых Христовых Тайн по воскресным и праздничным дням. Я знаю родителей, которые приносят детей в храм ежедневно с глубокой верой, что всякий раз Сам Господь Бог возлагает Свою десницу на нежное темечко их дитяти.
В книге «Путь ко спасению» знаменитый писатель XIX века святитель Феофан Затворник подробнейшим образом рассказывает о том, как создать в кругу семьи такую атмосферу, пребывая в которой младенец будет черпать благодать. А сколько дает чтение матерью дивной молитвы «Богородице Дево, радуйся!», о которой сказал поэт:
      «В минуту жизни трудную,
      Теснится ль в сердце грусть,
      Одну молитву чудную
      Твержу я наизусть».
Само кормление младенца грудным молоком – вещь сакральная, т.е. священная. Откуда появилось выражение «всосать благочестие с молоком матери»? Конечно же не от такого образа кормления, когда одним глазом мама смотрит триллер, убийственный детектив, а другим взирает на малютку. Нет, но уединившись от всего и вся, с призыванием имени Богородицы, мама молится, зная, что через ее молоко Дух Святой осеняет душу дитяти.

Есть еще одна любопытная книга (ее можно найти и в Интернете), в которую вошли дневниковые записи святой мученицы царицы Александры Феодоровны о семье, браке и воспитании детей. В этих заметках образцовая мама-императрица, которая не позволяла ни одной кормилице приблизиться к ее детям, которая сама преподавала царевнам и цесаревичу уроки Закона Божия, говорит о важности домашнего интерьера в деле нравственного воспитания детей. Как важно, пишет она, чтобы ребенок видел большие изображения Господа и Богородицы, с которыми его чистая душа беседует как с живыми, постоянно ощущая на себе строгий и вместе с тем милостивый Божественный взор.
Именно так, неприметно, изо дня в день взращивается в сердце ребенка нежный росток благоговения и чувство вездеприсутствия Творца, которое наши благочестивые предки называли страхом Божиим. Преподобный Амвросий Оптинский говорил о том, что все попытки привить мораль подрастающему поколению обречены на неудачу, если уроки эти не обретут основания в религиозном чувстве.
Современным мамам приходится заново проходить науку духовного окормления детей. Мудро поступают те родители, которые на ночь осеняют малютку крестом, сложив троеперстие, со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Спи-усни, дитя мое, Христос с тобой». Иные младенцы, едва увидев иконы, протягивают к ним ручки и целуют их. Давать ли им эти иконы? Только не с тем, чтобы они тянули их в рот, царапали и рвали, а с тем, чтобы они прижали их ко груди или устам и затем возвратили родителям, которые поставят икону на подобающее место и скажут: «Будешь вести себя хорошо – вечером опять приложимся к иконе».


- Необходимо ли приучать дошкольника выстаивать многочасовую службу в храме?     

– Конечно, во всем нужны чувство меры и рассудительность, а в делах благочестия – тем паче. Покуда дитя не достигнет сознательного возраста, оно всегда будет проявлять живость, стремиться к беспорядочному движению. Вот почему существуют определенные правила благочестия, которые мамочке надлежит усвоить, едва лишь она сделается прихожанкой того или иного храма. Напомню вам, что в Москве сейчас действует 400 храмов, и вы можете выбрать тот, который больше всего будет импонировать вашим духовным вкусам. Позвольте предложить вам некоторые советы. Приходя в храм, няня должна неотлучно находиться возле своего питомца, а едва лишь она заметит, что ребенок притомился, как должно взять его на ручки, а еще лучше, вывести его из храма, чтобы он подышал свежим воздухом, прошелся по церковному садику. И затем уже подобает подвести малыша ко Святому Причастию, дабы он не был чрезмерно утомлен и эти подвиги благочестия были бы ему не в тягость, а в радость. Лишь постепенно дети учатся предстоять Богу, наподобие ангелов. Однако нет гарантии, что они овладеют этим искусством ранее 18 лет.


- Ребенок взрослеет, проявляет характер, отказывается идти в храм. Нужно ли настаивать?    

– Это бывает только в том случае, если родители боятся переступить порог храма, но говорят сыну: «Тебе это нужно и полезно. Нам же в храме плохо... от ладана». Если же сами родители радуются возможности посетить воскресную службу, то и дети тянутся к храму, как птицы в небо, как цветы к солнцу. Я сужу по нашему храму: каждый воскресный день у нас причащается несколько сот человек, и немалая часть из них – это дети.
Дети наслаждаются теплом и духовным светом храма Божия. Вы правы, наступит день – и подросток почувствует некую холодность, проявит небрежение к храму Божию. Он живет в современном мире, где под боком фосфоресцирует «циклопическое око» телевизора, жужжит компьютер... Родители должны быть готовы к оскудению религиозного чувства у подростка. В этом случае нельзя сводить дела благочестия только к посещению храма. Благодать не насилует, как говорили в старину. Важно, чтобы сами родители были примером благочестия. Если в сердце матери не угасает тайная молитва за ребенка, верим, что никогда не будет он заживо проглочен андеграундом.


- Возможно ли воспитать ребенка в вере, если оба родителя (или один из них) – люди нецерковные, все свое время посвящающие работе и заботам, далеким от Церкви?     

– Эта ситуация не нормальна. Если родители блуждают в потемках, то как дитяти пребывать в свете? Такое равновесие сил не сохраняется долго, ибо яблочко от яблони падает недалеко. В нашей жизни с математической точностью действует закон Блеза Паскаля, согласно которому в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Дай Бог, чтобы в этом перетягивании каната победил ребенок и родители, мало-помалу привлеченные его чистотой к святыне, поисповедались, повенчались и, наконец, сами стали участвовать в полнокровной жизни храма. К сожалению, часто перевес сил оказывается на стороне инертных и законсервировавшихся в своем самосознании родителей. Проходит период «детской святости», и дитя, которое всему учится у родителей и перенимает их образ жизни, мало-помалу теряет тот аромат святыни, ту легкость души, которые делают детей похожими на ангелов.


- Но может быть, неверующие родители способны сообщить ребенку хотя бы минимум знаний о Боге, и это уже неплохо?     

– Неразумно вести речь о каком-то ликбезе в духовной жизни, т.к. христианство не сводится к мировоззрению. Жизнь во Христе предполагает участие в ней души, ума, тела и воли – всего существа человеческого. Родителям, конечно, неприлично быть невеждами в отношении богооткровенных истин о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, однако все определяется состоянием сердец, мерой их приближения к таинствам Церкви или отчужденности от источника святыни.     


- Года в три-четыре ребенок начинает задавать вопросы, связанные с верой. Но бывает, что родители веруют, но не в состоянии отвечать на духовные вопросы четко и ясно, как быть в этом случае?     

– Я думаю, что рейтинг и без того популярного в странах дальнего и ближнего зарубежья журнала «Няня» весьма бы повысился, если бы на заключительных его страницах была бы выделена страничка «Духовный алфавит», где компетентные лица (не обязательно священники) делились бы своим опытом воспитания детей в духе веры, надежды и любви ко Христу. Уча, родители могут учиться и сами. Вместе с тем, книжные лавки, которые есть нынче в каждом храме, предложат любознательным няням сто наименований духовно-нравственных пособий на детском, дошкольном и даже на пенсионном уровне – было бы желание насаждать в собственном сердце семена разумного, доброго, вечного. Может быть, не слишком скромно называть книги собственного сочинения, однако я вложил в них душу и отвечаю за все, что в них написано. Одна из этих книг – «Учебник жизни», раскрывающая всю панораму жизни человека, от рождения до смерти, в свете православного учения. Другая книга, предназначенная для самых маленьких, – «Моя первая исповедь» – помогает ребенку заглянуть внутрь себя самого и получить первые представления о добре и зле, о Боге, демонах и падших ангелах. Книга «Молитвослов для самых маленьких» учит правильно готовиться к молитве, пробуждает в малыше чувство веры и благоговения, вездеприсутствия Божия.


- Семь лет – переходный возраст. Именно с этого возраста принято приступать к исповеди. Что происходит с ребенком в это время, пропадает ли его «ангельская сущность»?     

– Любая опытная мама знает, что, и в три, и в пять лет милое личико ребенка может помрачиться выражением строптивости и даже злобы. Да, дети не безгрешны, но в силу малой искушенности во зле и по недостатку разумного начала их страстишки и грехи еще не вменяются им в вину. Они еще не дееспособны и не несут ответственности за свои правонарушения. Семь лет – это та грань, когда мы гораздо яснее осознаем самих себя. Мы способны отдавать отчет в своих поступках, и совесть – Богом данная способность различения добра и зла – становится руководствующим началом в нравственной жизни человека. Сердце либо награждает нас за содеянное добро, либо осуждает за совершенное зло. Впрочем, по опыту пастырской исповеди (а мне приходится беседовать, и с пяти- и с трехлетними детьми о добре и зле), я знаю, что 7 лет – это несколько размытая граница. У каждого малыша свои индивидуальные особенности развития. Считаю весьма важным приучать малыша приходить к батюшке с коротким рассказом о прожитой неделе и до семилетнего возраста.


- А как реагировать родителям на проступки малолетних детей? Можно ли их наказывать?     

– Наказывать – по-славянски значит «вразумлять». В деле воспитания важен результат – исправление, отвращение от зла. И здесь общий принцип таков: родитель, приступая к ребенку с желанием вразумить его, должен внимательно наблюдать за собственным сердцем. Если сердце мирно, спокойно, если в нем сокрыта теплота сострадания и желания ребенку блага, то можете делать все, что хотите.


- Думаю, что такие мамы и папы в советах как раз и не нуждаются. У большинства же сердца переполняются негодованием, и страсти в душе кипят, когда дитя их не слушает...     

– Если сердце ваше кипит, если вы беспорядочно размахиваете руками и у вас мелко дрожит подбородок, то вам не следует читать эти строки: наши советы вам все равно не помогут. Опытные духовники советуют прежде успокоиться, переждать, и только когда восстановится душевное равновесие, приступать к ребенку с вразумлением, если, конечно, вы не хотите, чтобы из него вырос затравленный волчонок, который сначала сжимается от вашего крика, как пружина, а по достижении переходного возраста распрямляется и возвращает все сполна, в геометрической прогрессии.


- Как учить детей воспринимать собственные проступки? Они должны осознавать свою греховность, а значит, испытывать глубокое чувство вины и страх Божий? Или правильнее будет успокоить ребенка, объяснив, что каждый имеет право на ошибку, не взращивать в нем мучительный комплекс вины?     

– Человеку свойственно ошибаться, однако мудрый муж, говорили древние, дважды не ошибается. Представлять Господа Бога карающим Судией неправильно, с точки зрения православного воспитания. Нужно стараться обращать ребенка к собственному сердцу: «Вот ты взял без спроса чужую вещь. Не жгла ли она твои пальчики? Стало ли у тебя на душе светло, хорошо, радостно? Или на душе кошки скребут?» Такие нехитрые вопросы, произносимые, конечно, не с холодностью стороннего обозревателя, но с сердечной болью и сопереживанием, помогут добиться прекрасного результата. Дитя само начнет задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Оно почувствует, как страшен, омерзителен соделанный грех. Ваша задача – подвести ребенка к этому самосознанию, но, конечно, не втемяшивая ему прописные истины, совершая некоторое насилие над его умом. Задача всякого воспитателя как мудрого психолога – пробудить в ребенке совесть, которая есть голос Божий в человеке.


- Хорошо, если ребенок растет в среде верующих людей. Но это бывает редко. В школе или дома он обязательно столкнется с неверием, с другими представлениями о мире.     

– Сегодня светская школа не обязательно строится на безбожных началах. На учителях, безусловно, лежит огромная ответственность, ибо они должны образовывать себя, дабы не преподавать карикатурных представлений о Боге и мире. Однако вы правы. Маленький христианин сталкивается с миром взрослых, который часто преподносит ему сведения, противоречащие христианскому мировоззрению. И эта ситуация требует определенного разъяснения со стороны родителей: «Дитя мое, ты готовишься поступать в школу. Это прекрасно, но знай, что многие взрослые, которые будут тебя учить, никогда не переступали, в отличие от тебя, порога храма и никогда не пели молитвы «Отче наш». Прожив долгую трудовую жизнь, они находятся в плену фантазий и иллюзий, поэтому прежде всего мы с тобой должны научиться жалеть, а не осуждать таких учителей. Что касается их наставлений, то давай договоримся так: пшеницу (умные, добрые, полезные знания) будем складывать на сердечный элеватор, а плевелы пропускать мимо ушей. Пойми, «яйца курицу не учат», «плетью обуха не перешибешь». И если ты будешь поправлять собственную учительницу, то наживешь, быть может, злейшего врага. Учителя не слишком склонны смиряться и пересматривать свои идейные позиции.
Христианские дети – настоящие маленькие мыслители! От родителей требуется только так организовать их досуг, чтобы у детей не было времени лениться и чтобы они привыкали находить отдых в перемене занятий.     

- Существует такая точка зрения, что ребенка, пока он маленький, не надо приобщать ни к какой вере: вырастет – сам определится, сделает сознательный выбор.     

– Большой вопрос, вырастет ли он? Не нанюхается ли прежде клея «Момент» и не перейдет ли раньше времени за грань земного бытия? Если он не будет согрет и просвещен духом Православия, сумеет ли он, захочет ли он в чем-то разбираться, попав в какую-нибудь мафиозную структуру, где сначала будет «стоять на шухере», а затем участвовать в «мокрых делах»?


- В детском саду, в школе православные дети сталкиваются с детьми иной веры, часто из семей беженцев, постоянно слышат разговоры о национальной и религиозной вражде. Как предотвратить возможные конфликты?     

– Будучи преподавателем основ духовной культуры (по образованию я филолог-русист, учитель русского языка и литературы с непрерывным 15-летним стажем работы в обычной школе), я хорошо знаю, что ребятишки со смуглым цветом кожи первыми интересуются истинами Православия. Христос простирает руки ко всему страждущему человечеству – не только русским или евреям, но и таджикам, и узбекам, и жителям Галапагосских островов.


- И все-таки это идиллия. В школу чаще всего приходят 7-летние дети с уже укорененной мусульманской или буддийской верой, не собирающиеся с ней расставаться....     

– Дети-христиане должны усвоить от своих воспитателей дух терпимости и миролюбия. Не должно отождествлять человека с узостью исповедуемого им мировоззрения. Одно дело – мысли и воззрения иного лица и совсем другое —он сам, созданный по образу и подобию общего для всех Творца. Наш язык общения со всеми – это язык любви. Мы не страдаем духовным плюрализмом, нет: истина всего дороже. Однако на уровне этики взаимного общения христиане мудры и милостивы. И мне бы очень хотелось, чтобы наши православные дети были далеки от всякого фанатизма, агрессии, нетерпимости. Пусть эти качества будут уделом иных мировых религий, но не Православия.


- А с какими словами можно обратиться к своему ребенку в ситуации острого конфликта со сверстником?     

– Дитя мое, помни слова Спасителя: «По плодам их узнаете их». Если дети немилосердны, проявляют жестокость, грубят, плюются, обзываются, оправдывая это своей верой, то ты же понимаешь, кто ими в этот миг владеет, кому они служат, чья несветлая сила искажает их лица и заставляет поступать хуже зверей. Нам же, христианам, во-первых, должно держаться вместе: пока мы едины, мы непобедимы. А во-вторых, нужно учиться молиться Господу, Богородице, святому Николаю Чудотворцу об умягчении и просветлении сердец наших ближних. И это не фантом, не иллюзия, но реальный опыт нашей жизни.
И я с вами согласен: не на каждый вопрос найдешь вовремя точный ответ, жизнь многообразна и непредсказуема, однако непосредственное чувство веры и умение горячо молиться – вот искусство, которым должно овладеть и родителям, и маленьким христианам.


- Что, на Ваш взгляд, отличает ребенка, воспитанного в Православной вере?      

– Как священник Русской Православной Церкви я могу сказать, что это здоровая личность, основывающая свою деятельность на нравственных началах, с душой жизнерадостной, бодрой, любознательной, открытой к восприятию внешнего мира, личность думающая, для которой понятия долга, чести, ответственности, Родины – не пустой звук. Это конечно же душа православного христианина, впитавшая в себя все богатство православной культуры.


Детский пост     

Вопрос о детском посте достаточно сложный. Канонических предписаний на этот счет нет. С другой стороны, если ребенка семи лет причащают редко, вполне можно воспользоваться этим и немного «приучить» его к посту. Но опять же, чтобы ребенок понял смысл этого действия, чтобы у него не осталось впечатления, что ни с того ни с сего его лишили конфеты или котлеты. Практика – дети с четырех лет причащаются натощак. В этом нет никакой трагедии, поскольку с ними приходят не к началу службы, стоять с ними не надо – с детьми можно сидеть, в каждом храме для них есть скамеечки. Только во время самых важных молитв: «Отче наш», «Символ Веры», «Иже херувимы» — следует встать. Не стоит приходить с малышами к началу службы – в среднем причащают через полтора часа после начала – вряд ли ребенок спокойно проведет это время.     


В какие храмы водить детей?     

С высшей точки зрения, это не важно. Скорее необходимо, чтобы все окружение не мешало молитве, чтобы царила благоговейная атмосфера. Детей лучше водить в храмы, где не очень много народа, в будничные службы, и не проводить в доме Божием много времени, чтобы малыш успел прочувствовать и проникнуться молитвенным духом и в то же время не устал. Родителям лучше положиться на собственную мудрость, интуицию, не создавать детям условий, которые могут способствовать вырабатыванию негативного восприятия богослужений. Ведь наши службы рассчитаны на взрослых, причем достаточно воцерковленных людей.    

 

Божий дом     

Храм – дом Божий, и в своей архитектуре он отражает структуру церкви. Храм состоит из трех частей. Притвор — изначально там стояли те, кто еще не стал членом церкви — не крещен, либо кающиеся. Основное помещение храма — где стоят верные, и алтарная часть — где пребывает клир — те, кто служит непосредственно высшему престолу. Его символ — престол, находящийся в алтаре. Другой центр — амвон и аналой с праздничной иконой в основной части храма, где происходит чтение писания, проповедь, оглашение. На вершине — крест как символ победы Христа над темными силами. Приделы — это изначально отдельные храмы, которые давно были пристроены — приделаны к основному. Сегодня их основное назначение такое: по церковным канонам нельзя служить больше одной литургии в день. И чтобы иметь право служить две — в праздники или по воскресениям — в храме должно быть несколько приделов.    

 

Об иконах     

В храме как минимум должен присутствовать иконостас – образы Спасителя, Матери Божией и праздника, которому посвящен храм. На царских вратах, которые также обязательны, иконы Благовещенья и четырех Евангелистов. Чтобы совершать Богослужение в праздники, нужно иметь либо иконы, либо – в крайнем случае – святцы. Должна быть и такая икона, где изображены все праздники. А подбор икон, которые размещаются по стенкам храма, обусловливается лишь условием заказа, желанием клира или общины. Чаще всего это складывается исторически.    

 

Мнение     

Приобщение ребенка к вере? Не представляю, как можно говорить об этом в светском журнале. Если родители – люди церковные, исповедуются, причащаются, значит, их ребенок уже приобщается к вере. А все вопросы, связанные с воспитанием детей, они могут обсудить со своим батюшкой. Если родители ребенка – люди не церковные, но хотят приобщить детей к вере, то прежде всего они сами должны прийти в церковь. Как можно говорить своему ребенку о Боге, о вере, если сам не веришь? Только лишь как об одном из существующих представлений о мире? Но рассказывать о многообразии мира – дело невоцерквленного культуролога. Для священника многообразия мира не существует.
     

Отец Владимир, настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.