Жития святых были любимым чтением у русского народа. Дети и взрослые читали о храбром Егории (Георгии Победоносце), об Алексии — Божием человеке, великомученицах Варваре, Екатерине, Параскеве Пятнице, о Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. Но более всего издавалась и читалась житийная книжечка о святых муромских чудотворцах Петре и Февронии. И все потому, что речь шла о любви. О единственной и высокой. Здесь все было как в давней сказке: они жили долго и счастливо и умерли в один день.
Есть в Русской земле красивый город Муром. Из него, по преданию, вышел былинный богатырь и монах Илия Муромец. А еще спустя сто лет, в конце XII — начале XIII века, Муром прославили святые благоверные Петр и Феврония, а в иночестве (в монашестве) — Давид и Евфросиния, муромские чудотворцы.
По одним сведениям, князь Петр давно болел неизвестной болезнью. Тело его было покрыто язвами и коростами (струпьями). Иные рассказывали о нем более поэтично: он получил раны от змея, прилетавшего к жене брата Петра и притворявшегося ее мужем. Так или иначе, недуг был для князя мучительным. Никто не мог вылечить его. Он стеснялся показываться на люди. Только близкие могли видеть обезображенное лицо Петра.
Уже и внутренне он был так слаб, что не мог сидеть на коне и безропотно ждал смерти. Но любящие и не увидел никого во дворике. Да и ворота не были заперты. Слуга поднялся в дом, вошел в просторную горницу и увидел прекрасную девушку за ткацким станком. Перед ней, веселя ее, скакал заяц. Слуга поздоровался. Девушка смиренно отвечала:
— Нехорошо дому быть без ушей и без очей.
— А кто хозяин этого дома? — спросил слуга.
— Хозяин дома — мой отец, но его нет, он ушел вместе с моей матерью взаймы плакать.
— Объясни мне, — попросил слуга, — что значат твои речи? Вижу, что ты не простая девица, если даже дикий заяц у тебя в услужении.
— А я ничего непонятного не сказала, — ответила девушка. — Была бы во дворе собака, она бы тебя услышала и залаяла. А сидел бы на окне ребенок, он бы тебя увидел. А мать и отец пошли на похороны и там над покойным плачут. А когда они уйдут из жизни этой, то и над ними будут плакать. Это и есть плач взаймы.
Феврония
— Вижу, как ты мудра, девушка, — сказал слуга. — Как твое имя и не скажешь ли, зачем я пришел к тебе?
— Имя мое Феврония, а ты слуга нашего князя и ищешь того, кто б исцелил его язвы.
— Ты видишь насквозь, — сказал потрясенный слуга. — Так не возьмешься ли ты за лечение?
— Если князь будет кроток и мягкосердечен, он исцелится.
— Каким образом?
— Пусть приедет сюда.
Слуга вернулся в Муром и рассказал князю о девушке из деревни Ласково.
— Везите меня к ней! — приказал князь.
Его собрали в дорогу и вынесли к повозке. Они приехали к дому Февронии, и князь послал к ней слугу — узнать, кто же тот лекарь, который его исцелит.
Слуга ушел, вскоре вернулся и смущенно сообщил князю ответ Февронии.
— Она говорит, что исцелит тебя, что никакого добра не требует, но только одно: ты должен взять ее в жены.
— Как же так? Я — князь, а она крестьянская дочь.
Князь хотел поворачивать коней, но тяжкая болезнь дала себя знать, и он велел передать Февронии:
— Скажите, что обещаю жениться.
Но она не вышла навстречу, не показалась князю, а выслала через слугу ковшик с хлебной закваской и велела нести князя в баню, омыть его тело, а затем помазать его этой закваской.
Князь решил испытать ум и характер девицы. Он послал ей пучок льна и повелел, чтобы она, пока он моется в бане, сделала из этого льна рубаху и полотенце.
Она выслушала посланника, приняла пучок льна и, нимало не смутясь, велела отколоть от полена щепку. Слуга отколол. Она сказала:
— Возьми эту щепку и отнеси князю. Пусть он, пока я чищу и треплю лен, сделает мне из этой щепки станок, чтобы ткать холст для рубашки и полотенца.
Князь, услышав ответ Февронии, воскликнул:
— Да как же можно в такой малый срок из такой малой щепки сделать такое приспособление для тканья?!
— Конечно, невозможно, — отвечала Феврония, услышав через слугу замечание князя. — А возможно ли из пучка льна наткать холста и на рубашку, и на полотенце?
Исцелен, но жениться не желает
Все было исполнено, как повелела девушка. Князь вымылся, помазался целебным снадобьем, и струпья его спали с тела, боль ушла, будто ее и не было.
Возвращался домой князь в большом раздумье. Он так и не видел девушки и решил откупиться от нее дорогими подарками. Так он и сделал. Отправил он к ней и дорогие ткани, и драгоценные убранства, и ожерелья из жемчуга, и золотые браслеты княжеские. Но Феврония даже и не взглянула на княжеские дары.
— Скажите князю, что он не по правде поступает и есть над нами Тот, Кто это видит.
Князю вернули его подарки. А через некоторое время он снова заболел, да так сильно, что уже и встать не мог. И все тело его стало вновь изуродованным язвами и болячками.
Князь понял, что это Божие наказание за его отказ жениться на девушке низкого, как тогда считали, происхождения.
— Разве не все мы дети Божии? — сказал он родственникам. — Для Бога нет ни богатого, ни бедного, ни князя, ни слуги, ни смерда, ни боярина. Везите меня к Февронии.
Вновь принял князь Петр оздоровляющую баню. Вышел из нее князь своими ногами, одетый в чистые белые одежды, и вышла ему навстречу дева Феврония — статная, с длинной русой косой, с ласковыми, любящими глазами. Взял ее князь за белые руки и уже не хотел их выпускать из своих рук и все любовался на суженую ему Богом супругу.
Муромский епископ благословил брак князя Петра и девицы Февронии. Они обвенчались. На свадьбе гулял весь город, все Муромское княжество.
Если народ муромский почувствовал своим сердцем: княгиней стала не просто красивая девушка, но очень добрая и приветливая, — то придворные вели себя по-разному. Враг спасения нашего, дьявол, вселил в сердца многих бояр ненависть к Февронии. Но они, шипя втихомолку, помалкивали до времени.
У Февронии была хорошая крестьянская привычка — свято и бережно относиться к хлебу. Девушка, по примеру родителей, не роняла на скатерть ни крошки хлеба. А если такое случалось, она сметала крошки в ладонь. Боярам, а особенно боярским женам, это показалось недостойным княгини. Они высмеивали ее между собой, говоря: «Что ж это наш князь жену держит голодной: она даже крошки хлебные со скатерти собирает».
Дошел этот змеиный оговор и до князя. За столом он незаметно наблюдал за супругой. И в самом деле — она смела упавшие крошки хлеба в ладонь. Князь схватил ее за руку и разжал — и что он увидел? На ладони жены лежали благоухающие крошки золотистого ладана.
Тот, кто не знает о тяжести выращивания хлеба, его уборки, обмола и приготовлении — небрежен в отношении к нему. Большой это грех. Именно хлеб претворяется на Литургии в Тело Христово.
Злоба не утихает
Но разве успокоится враг рода человеческого? Он искушал бояр избавиться от Февронии. Неслыханное ведь дело: князь во всем доверяет своей жене, в трудных вопросах советуется с нею. Часто говорит приближенным: «Пойдите,
спросите у Февронии, послушайте, что она скажет».
Преисполнившись бесстыдства, бояре устроили пир, призвали князя и пили за его здравие. Он простодушно благодарил, отвечал добрыми словами. Они же, обступя его, потребовали, чтоб он избавился от жены. Чтобы дал ей богатства, сколько она хочет, а сам бы взял себе в жены равную себе по происхождению: из рода княжеского или боярского.
Потрясенный князь Петр отправил их с их советом к Февронии. Сам же сказал, что ни за что не хочет расставаться с любимой женой.
Эти его слова бояре скрыли от Февронии, а ей заявили:
— Возьми себе любое богатство, сколько захочешь, и уходи от нас.
Феврония переспросила:
— Значит, я могу взять любое богатство?
Думая, что она позарилась на золото, бояре подтвердили свои слова.
— Хорошо, — сказала Феврония, — я уйду. И возьму с собой самое большее мое богатство — князя Петра, моего Богом данного супруга.
Как ни странно, они этим словам Февронии обрадовались: «Пусть они оба уходят, а мы найдем себе и князя, и княгиню».
На простом деревянном судне с немногими людьми по реке Оке плыли князь и княгиня. Князь Петр горевал, оставляя любимый Муром, но переступить святость супружеского венца он не хотел. Он помнил евангельские слова о том, что муж и жена единая плоть. Одними устами славили супруги Бога, не могли представить себе, что союз их сердец может разрушиться
Причалили к берегу, стали готовить обед. Повар срубил зеленые ветки, чтобы с их помощью укрепить котел над огнем. Феврония всегда была необыкновенно жалостлива ко всему живому. После обеда она взяла использованные на рогульки ветки, воткнула их в землю у берега, благословила и сказала:
— Пусть будут эти деревца наутро зелеными и большими.
И точно: наутро из веток выросли деревья, и по их зеленым ветвям прыгали поющие птицы.
Плыли они дальше. Некий человек, бывший на судне, воспылал безудержной любовью к красоте княгини. Она же, не желая, чтобы на корабле что-то случилось, угадав его мысли, сама подошла к нему и сказала:
— Зачерпни воду с этой стороны судна. И испей. Он зачерпнул ладошкой и выпил глоток воды.
— Теперь давай перейдем на другую сторону. И с этой стороны зачерпни воды и попробуй.
Человек так и сделал.
— И что? — спросила мудрая Феврония. — Которая вода слаще?
— Обе одинаковы, — ответил человек.
— Да, вода одинакова, один вкус. Так и женская натура, она одинакова. А ты, забыв свою жену, о чужой думаешь.
Человек понял всю силу прозорливости святой, перестал таить в своей душе грешные мысли.
На быстрой ладье летели по Оке вестовые жителей Мурома, посланники крестьян и мастеровых. Крепко полюбились им князь Петр и княгиня Феврония. Не мыслили они жизни княжества без их управления. Воспротивились они боярам, которые навязали своего правителя. Началась даже в Муроме большая распря и кровопролитие.
— Господин наш, княже! — умоляли послы. — Если и прогневали тебя и рассердили, не желая Февронии, не держи обиды. Бог нас вразумил. Многие вельможи погибли, передравшись из-за желания властвовать. Не хотим никого в князи, кроме тебя, и желаем, чтоб княгиня твоя царствовала над нашими женами.
Тут же, на судне, был отслужен благодарственный молебен, судно развернулось, гребцы — будто кто вдохнул в них удесятеренные силы — налегали на весла.
Как любящие мать и отец относились к своим людям князь Петр и его светлая княгинюшка Феврония. По евангельским заповедям они одевали убогих, лечили больных, сирот устраивали в новые семьи, принимали странников, избавляли бедных от напасти.
В трудах и согласии
Это было самое счастливое и благоденственное время для Муромского княжества. По молитвам святых Февронии и Петра Господь был милостив к Муромской земле: вовремя приходила дружная весна, наступало лето красное, колосились хлеба, убиралось сено, приходила щедрая осень, сменявшаяся крепкой русской зимой. Колокола церквей сзывали народ на службу, деточки учились грамоте в воскресных школах, а малышей в дружных семьях было много.
Еще при жизни в совместных молитвах святые супруги просили Бога, чтобы их кончина была в один день и час. Приготовили они себе один каменный гроб на двоих. В гробу было два ложа, разделенных каменной перегородкой.
Почувствовав приближение кончины, они постриглись в монахи, приняли иноческий чин: Петр с именем Давид, а Феврония с именем Евфросиния.
Не умея во всю свою жизнь ни минуты сидеть без дела, будущая святая Феврония вышивала для храма Успения Божией Матери покрывало. Вышивала на нем лики святых. И уже заканчивала свой труд, как от мужа пришли слуги и передали ей слова его о том, что он уже собирается покинуть свое тело, душа начинает отходить к Богу.
— Повремени, господин мой, — отвечала супруга, — я окончу покрывало для святой церкви.
— Немного подожду, — отвечал он.
Но вот и в третий раз послал сказать ей:
— Уже мне время пришло умереть, не могу ждать тебя.
Тогда она прекратила шитье, воткнула в него иголку, обмотала вокруг нее шелковую нитку и послала сказать, что тоже отдает Богу душу.
В 25-й день июня месяца (по новому стилю 8 июля), когда празднуется память святых супругов, души их вознеслись на небеса. Тела их, по их завещанию, были положены в один гроб.
Но нашлись законники, которые сказали, что не подобает монахам лежать в одном гробу. И князя положили в отдельном гробу в соборной церкви, а княгиню, тоже в отдельном гробу, в церкви Воздвижения.
Наутро нашли эти гробы пустыми, а тела князя и княгини лежали в общем гробу соборной церкви.
И опять тела их разлучили, ибо посчитали это событие не Божиим чудом, а чьим-то делом. То есть решили, что кто-то ночью перенес их тела. Приставили стражу.
И наутро вновь тела супругов были в одном гробу. Тогда поняли, что это воля Божия, и не смели уже прикоснуться к святым. И все, кто с верою притекал к гробнице святых, получал исцеление по молитвам к небесным заступникам.
Именно этим русским святым, а не чуждому на Руси и насаждаемому ныне католическому дню святого Валентина, полагается молиться всем православным влюбленным — особенно тем молодым юношам и девушкам, кто вступает в супружескую жизнь, дает в святом венчании обет верности и любви, согласия и заботы друг о друге — и праздновать день их памяти 8 июля. О, святые благоверные, княже Петр и княгине Феврония, молите Бога о нас!
Основные события жизни
В 1203 году князь Петр вступил на муромский престол. Тяжелая болезнь обезобразила и измучила князя.
Знакомство Петра с юной Февронией.
Изгнание искренне и глубоко любящих Петра и Февронии из Мурома.
Возвращение княжеской четы в город и мирное княжение. Помощь сирым и обездоленным.
Подвиг святых Петра и Февронии — в их верности друг другу, в милосердии к людям.
День памяти святых Петра и Февронии — 8 июля.
День памяти преподобного Нестора, летописца — 9 ноября.