Поиск

Твой святой покровитель Иван (Иоанн)

30/05/2024
Станислав Романовский
407

Иоанн — пожалуй, самое распространенное имя на земле. Во многих странах это имя имеет свои синонимы. Ян, Жан, Джованни, Иоганн, Хуан, Джон, Ганс, Йенс, Йохан, Вано, Шон, Вацек — это все Иоанн на разных языках. Согласитесь, трудно найти другое такое имя, которое абсолютно во всем мире употреблялось, было бы популярно и звучало так по-разному, так непохоже. Но интересно, что до Рождества Христова это имя почти не употреблялось. Впервые оно появляется на страницах Нового Завета, когда явившийся ангел повелел праведным Захарии и Елизавете назвать так своего будущего сына — Иоанна Крестителя. Кроме того, это имя носил один из любимых учеников Христа апостол и евангелист Иоанн Богослов. Как и многие другие имена имя Иоанн пришло к нам из Византии. Но это не значит, что имя имеет греческое происхождение, оно древнееврейское и обозначает «благодать Божия». На Руси имя Иоанн очень быстро было сокращено в соответствии с русской фонетикой. Так из Иоанна получился Иван. С принятием христианства в традицию вошло наречение имени ребенку по церковному календарю. В святцах имя Иоанн было одним из часто встречаемых. В отечественной культуре Иван по сей день остается собирательным образом целого народа, даже именем нарицательным. Так во Вторую мировую войну немцы всех русских солдат называли Иванами. Многие святые носили имя Иоанн. Из самых известных кроме Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, — Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Русский, Иоанн Дамаскин. О последнем — наш рассказ.


Глава первая. Бесценная покупка

Наряден рынок древнего города Дамаска! Красные, голубые, желтые, шитые золотом ткани играют-переливаются, как жар-птицы. А вот и живые жар-птицы в золоченых клетках разговаривают на заморских языках.

Заслушался мальчик Мансур и, кажется, понял, о чем они говорят, и хотел вставить слово. Но Отец его, знатный житель города, велел идти дальше.

Медные щиты светятся, как лу пы, в глубине тенистой лавочки оружейника.

— Задержись на одну минуту, Логофет! — просит оружейник Отца. И, оглянувшись, выносит из глубины лавочки узкую, как змея, саблю с красными, как кровь, рубинами на рукояти. Он сгибает саблю в кольцо и отпускает ее, и долго-долго звенит, распрямляясь, дамасская сталь лезвия.

— Будто птица Рух машет крыльями, — сладко шепчет продавец. — На кого упадет тень от нее, тот всю жизнь будет счастлив. Этой саблей сам пророк побеждал неверных.

— Отец, уйдем отсюда! — умоляюще просит Мансур.

Они идут дальше.

Вот самая печальная часть рынка: здесь продают невольников.

Старик-невольник в монашеской рясе сидит на земле и беззвучно плачет.

— Чего ты плачешь, дедушка? — спрашивает его Мансур.

— Плачу, внучек, от того, что жизнь прошла, как один день, — говорит старик. А я не оставил ни одного ученика. Ни одному человеку не передал свои знания.

— А ты много знаешь, дедушка? — спрашивает Мансур.

— Я знаю учение греческих мудрецов Аристотеля и Платона, — говорит старик. — Искусство врачевания и земледелие. Я знаю звездное небо, земную глубину и глубину морскую. Я знаю, — стрик понижает голос до шепота, — Библию.

— Отец, купи мне его! — воскликнул Мансур. — Он знает больше, чем десять мудрецов. Я тоже хочу знать столько!

Работорговец запросил за старика фунт серебра, Отец уплатил, не торгуясь, и сказал:

— Это красная цена за раба.

— Я счастлив, — сказал старик мальчику. — Столько же серебра было уплачено за Господа нашего Иисуса Христа.


Глава вторая. Сладость познания

Учеба началась с постижения звездного неба. Они выходили во внутренний дворик, где звенел фонтан. Учитель называл созвездия, и звезды, и планеты по именам, как людей, и рассказывал об их путях и судьбах. Бывали минуты, когда все замирало, и даже фонтан переставал звенеть.

— Ангел пролетел, — говорил учитель шепотом. Шепотом же мальчик спрашивал:

— А где он? Я его не видел.

— Не все сразу, — отвечал учитель.

Днем они постигали землю, камни, деревья и травы; и мальчик радовался, что все они находятся в родстве, оттого что у них одна мама — земля.

— Да, земля, — говорил учитель. — У всех у нас один отец Адам и одна мать — Ева. Его Господь сотворил из земли. Недаром имя Адам обозначает «красная земля», или «глина». А имя Ева обозначает «жизнь».

Учитель поведал ему сокровенные тайны медицины: научил по ударам пульса определять болезнь и показал, как делать целебный массаж; открыл целительные свойства трав и плодов.

Ночью, насытив зрение зрелищем звездного неба, мальчик засыпал со счастливой улыбкой.

— О, эта сладость ученичества! — шептал он про себя и вслух. День за днем учитель учил его разбираться в математике, в геометрии, в древнегреческой философии и в музыке.

Желаннее всего было постижение Нового Завета в книге книг — Библии. Мальчик запоминал его целыми страницами и перекладывал на музыку и стихи собственного сочинения. — Это у тебя от Бога, — хвалил учитель, и глаза его блестели.


Глава третья. Крещение

С разрешения родителей мальчика учитель крестил.

Ножницами он выстриг волосы у него на макушке («Во имя Отца»), на правой части головы («и Сына») и на левой («…Святаго Духа») и надо лбом («Аминь»).

И мальчик понимал, что отныне и навеки на тем запечатлен животворящий Крест.

Потом, с теми же словами учителя, под его рукою, мальчик трижды погружался в воду каменного бассейна во внутреннем дворике.

И мальчик знал, что этим смывается с него грех неведения и обретается радость познания Бога.

И надел на него учитель серебряный крестик на шнурке и белую, как снег, рубашку — анаволий — в знак чистоты душевной и нарек его новым именем: Иоанн, или Благодать Божия.

И мальчик почувствовал, что он заново на свет родился.

Родился для служения Богу и людям.


Глава четвертая. Уход учителя

— Научил я тебя всему, — сказал учитель Иоанну. — Теперь ты знаешь больше меня. А мне пора в жизнь вечную.

— Не уходи! — вскричал отрок и схватился за руку его.

— Я не сразу уйду, — успокоил отрока учитель. — Отпрошусь у твоих родителей и уйду в монастырь. Устал я от людей.

— И от меня устал? — насупился отрок.

— От тебя устать нельзя, — утешил учитель. — Ты — мой ученик и, стало быть, мой сын духовный.

Учитель отпросился у родителей Иоанна и, как ни уговаривали они его, отказался от оплаты за учебу.

Перед дорогой он подарил Иоанну икону Божьей Матери с Младенцем на руках и сказал:

— Молись перед ней чаще. Она тебя спасет от великой беды.

Учитель отказался от коня и пошел пешком с батожком в руке в монастырь Саввы Освященного, что лежит в дальней дали.

Там он окончил дни свои и погребен под белым камнем. На камне надпись: «Инок Косма».

Косма, или по-русски, Кузьма, в переводе с греческого «Украшение».

Знаниями украсил учитель жизнь своего ученика Иоанна.


Глава пятая. Болезнь и милость султана

Заболел султан Сирии Валид. Лучшие врачи не мог ли его вылечить.

Тут вспомнили об Иоанне Дамаскине и доставили его во дворец.

Султан лежал на подушках, желтый, как воск, и не дышал. Пульс не прощупывался.

Иоанн, по науке инока Космы, стал растирать ему грудь добрыми и сильными движениями и тихо спросил султана:

— Ты где?

— Я иду по мосту, — прошелестел султан. — Мост тоньше человеческого волоса…

Продолжая растирать больного, Иоанн через какое-то время спросил во второй раз:

— Ты где?

— Не знаю, — прошелестел султан. — Не пойму, — под руками врачевателя тело его согревалось, и сердце стало биться.

— Ты где? — в третий раз спросил Иоанн. Веки султана дрогнули. Он открыл глаза, долго узнавал окружающих, а ко да узнал, то подал голос:

— Я здесь.

…Две недели Иоанн не отходил от постели больного, пока не вылечил его. Султан, полный благодарности, назначил его своим первым помощником.

Султан не ошибся в выборе. У первого помощника оказался прекрасный почерк и способность глубоко и изящно излагать добрые мысли и чувства. От имени султана Иоанн написал и послал письма в соседние страны, и отношения с ними сразу улучшились.

Вдобавок Иоанн провел оросительные работы в засушливых районах, в стране стало больше фруктов и овощей, и нар ду зажилось легче.

— Тебя Аллах мне послал! — не раз говорил султан Иоанну.


Глава шестая. Коварства императора

Иоанн был беспокоен тем, что греческий император Лев Исаврянин отдал приказ уничтожать святые иконы. Его солдаты врывались в храмы и баграми срывали со стен иконы. По всему Средиземноморью запылали костры из икон.

Сколь ко бесценных святынь погибло в огне!

Иоанн Дамаскин писал послания в разные страны к верующим с просьбой спасти святые иконы и с объяснением их красоты и сути.

Одно послание Иоанна попало на стол императору Льву Исаврянину.

— Не боюсь я царя земного, — писал Иоанн, — а боюсь Царя Небесного. Сохраняйте святые иконы, ибо они несут свет людям…

— Храбрый какой! — обиделся император. — Бога боится, а меня не боится. Он храбрый, а я хитрый. Убью Иоанна рукою самого султана!..

И он сам себе написал такое письмо:

«Великому императору Греции Льву Исаврянину. Извещаю тебя, единоверец, что город наш Дамаск плохо охраняется. Войско в нем слабое и малочисленное. Будь милостив к нашему городу и пришли мужественное твое войско. Сделай вид, что ты намерен следовать мимо города, и внезапно напади на него, и без труда возьмешь Дамаск. А я помогу тебе, ибо город и страна в моих руках. Иоанн Дамаскин».

После этого император вызывал опытного писца и сказал ему:

— Это письмо перепиши почерком Иоанна Дамаскина. Вот его послание. Как видишь, почерк хороший, и подделать его нетрудно.

— Воистину так, — писец поклонился.

— Сколько понадобится времени, чтобы выполнить мою просьбу? — спросил император.

— К утру будет готово, — писец опять поклонился.

На другое утро в Дамаск из Константинополя от императора ушло сразу два письма. Одно — фальшивое — якобы Иоанна Дамаскина. Другое написано рукою самого Льва Исаврянина. Вот оно:

«Великому султану Валиду.

Сохранять мирное обещание весьма похвально и Богу любезно. Однако некий христианин, живущий в твоем государстве, хочет, чтобы я нарушил мир, и обещает отдать мне город Дамаск без труда. Посылаю тебе одно из его посланий. Это убедит тебя в моей дружбе. А ты сам решай, как казнить изменника.

Император Лев Исаврянин».


Глава седьмая. Казнь

Иоанн вошел в покои султана и почувствовал неладное. Вдоль стен стояли телохранители — нукеры, чего прежде никогда не было.

Не поднимая глаз и не отвечая на приветствие, султан молча протянул ему фальшивое письмо.

Иоанн внимательно прочитал его и сказал:

— Почерк несколько походит на мой. Но не моя рука писала это письмо, ибо я служу тебе честно, а не лукаво. Это подделка…

После длительного молчания султан вкрадчиво сказал:

— А я и не знал, что ты еще и талантливый полководец. Это только ты с твоим изворотливым умом мог придумать такой блестящий план взятия Дамаска.

— Опомнись, Господин мой! — попр сил его Иоанн.

— Ты влез ко мне в душу и предал меня и свой народ!

От ненависти султан не мог говорить. Он задыхался. Кое-как выровняв дыхание, он приказал главарю нукеров:

— Руби ему руку!

— Какую? — спросил главарь.

— Какой он писал это письмо: правую, — сказал султан. Иоанн прижал правую руку к груди и попросил:

— Одумайся, господин мой! Ты же не расследовал дело…

— Закрой рот! — рявкнул султан.

Нукеры стали выворачивать десницу Иоанна, чтобы отсечь ее, но Иоанн попросил:

— Не надо. Я сам…

И вытянул вперед обе руки. Блеснула узкая, как змея, сабля. Кисть правой руки Иоанна упала на пол с деревянным стуком. Тот час лицо его стало белым. В наступившей тишине стало слышно, как каплет кровь из культи Иоанна. Теряя сознание, Иоанн сказал султану:

— Молю тебя, господин мой, прикажи отдать мне мою руку, чтобы я мог похоронить ее в земле…

Султан подумал и кивнул.


Глава восемь. Троеручица

Нукеры отвели Иоанна домой и отдали ему отрубленную кисть руки.

Иоанн приложил ее к культе, обвязал белым платком, в коем он обычно приносил хлеб и просфоры, упал на пол перед иконой Божьей Матери и стал молиться:

— Владычице, Пречистая Мати, родившая Бога моего! Вот правая рука моя отсечена ради Божественных икон. Много чудес совершил сын Твой и Бог наш Иисус Христос. Умоли Его исцелить мою руку. Она поможет вере православной. Ты можешь все сделать, если захочешь, потому что Ты — Матерь Божия!..

Он забылся обморочным сном и почувствовал, как чья-то теплая рука вытирает ему слезы.

Он узнал Богородицу. Она сказала:

— Рука твоя исцелена. Не скорби об остальном, но усердно трудись, как обещал Мне…

Иоанн проснулся, осторожно, как грудного ребенка, раскутал правую руку из повязки, пошевелил пальцами. Рука была здорова! Кисть плотно приросла к суставу. Только на месте отсечения остался шрам, как красный браслет.

Иоанн долго молился пред иконою Божьей Матери — благодарил за исцеление.

Сбежались домашние и не могли надивиться и нарадоваться на десницу Иоаннову. Слух об исцелении быстро облетел весь Дамаск, и люди устремились к дому Иоанна, чтобы воочию увидеть чудо. А Иоанн не знал об этом. У себя в мастерской он взял слиток серебра, вычеканил из него кисть руки, вычистил ее до блеска и повесил на икону Божьей Матери в благодарность за исцеление. С тех пор икона эта зовется Троеручица. Православные люди дважды в году отмечают празднование в честь Троеручицы — 11 июля и 25 июля.


Глава девятая. Покаяние султана

...Тут внимание Иоанна привлек шум на улице.

— Что там происходит? — спросил он слугу.

— Люди пришли посмотреть на твою руку, господин, — ответил слуга. — И православные, и мусульмане…

Не успел он закончить фразу, как вошел султан со свитой.

Султан долго рассматривал исцеленную руку, почтительно стучал по ней пальцами в перстнях и, наконец, спросил:

— Скажи, Иоанн, какой врач исцелил тебя?

— Иисус Христос, — ответил Иоанн, — и Его Матерь — Пресвятая Богородица.

И султан упал в ноги к Иоанну и вскричал с искренними слезами:

— Горе мне! Не рассмотрев клеветы, я неправедно осудил и невинно казнил тебя! Прости меня! Прими прежний сан твой и прежнюю честь и будь моим первым помощником. Клянусь: с этой минуты без твоего совета я и шагу не сделаю.

Иоанн помог султану подняться, отряхнул его и сам упал к нему в ноги и попросил отпустить его в монастырь, где он до конца дней будет служить Господу и его Пречистой Матери.

И только тут султан понял, какого человека лишается он и страна его, и долго уговаривал Иоанна остаться, да так и не смог уговорить.

— Горе мне, грешному! — сказал султан. — За грехи мои покидаешь меня!

— Господь меня зовет, — сказал Иоанн. — Он и простит твои грехи.

Иоанн раздал все свое богатство бедным и нищим и пешком ушел в Иерусалим ко Гробу Господню. А оттуда в монастырь Саввы Освященного ко гробу учителя своего, инока Косьмы.

Здесь он сложил много церковных песнопений и написал немало богословских книг.

Из них самая известная — «Источник знания».

Здесь, в монастыре, пережив всех своих недоброжелателей, он мирно скончался в возрасте 95 лет 17 декабря 777 года.

Ежегодно в этот день православная церковь отмечает память преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина.


Глава десятая. О тебе радуется

Почитание икон принято у православных, как учил Иоанн Дамаскин. Есть одна нарядная и загадочная икона, написанная после смерти его. Она называется «О тебе радуется…».

В центре иконы в светло-зеленых и изумрудных кругах на золотом поле — Богородица с Младенцем на коленях.

Над ней, как крылатая радуга, — Архангелы. Над ними — белоснежный храм с пятью куполами и райские деревья и цветы, над ними небо, наполненное ангелами.

А внизу — слева и справа — к престолу идут святые мужи и жены. Идут они, как волны, группами. Все, кроме одного.

Этот один вместе с Архангелами припал к зеленой радуге, круглой, как солнышко, перед Богородицею.

Этот человек — Иоанн Дамаскин.

На голове у него белый плат — тот самый, которым он в страшную минуту привязал отрубленную кисть к предплечью. После исцеления Иоанн стал носить этот плат на голове и не снимал его, и был погребен с ним.

А в деснице Иоанна — белая хартия. На ней можно разобрать слова песнопения. Его он воспел перед образом Божией Матери сразу после исцеления.

Вот они, эти слова, обращенные Царице Небесной, полные ликования и любви:

О Тебе радуется, Благодатная,

Всякое творение Божие,

Ангельский собор и род человеческий,

Освященный храм и рай небесный.

Ты — Господа нашего Иисуса Христа

Пречистая Мати.

Ты — золотой престол Его.

Ты выше синего своди небесного,

Ибо Ты — Господа нашего Пречистая Мати.

О тебе радуется, Благодатная,

Всякое творение Божие.

Слава тебе!


Твой святой покровитель. Василий

Твоя святая покровительница. Людмила

Твой святой покровитель. Савва

Твой святой покровитель. Ярослав

Твоя святая покровительница. Варвара

Твой святой покровитель. Андрей

Твоя святая покровительница. Клавдия

Твой святой покровитель. Тимофей

Твой святой покровитель. ВИТАЛИЙ

Твой святой покровитель. СВЕТЛАНА

Твой святой покровитель. АНТОНИНА

Твой святой покровитель. ДАНИИЛ

Твой святой покровитель АРТЕМ

Святая царица Александра Римская

Святые Борис и Глеб

Меню крохи после полугодаЧитать статью
Всегда оставайтесь красивымиЧитать статью
Укрепляем иммунитетЧитать статью
Лекарства для… здоровыхЧитать статью
Может ли дебетовая карта уйти в минусЧитать статью
Брекеты и возраст: когда не поздно заняться красотой своей улыбкиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.