Безусловно, доверие является первичным фактором для установления хороших взаимоотношений. Люди, доверяющие себе и другим, демонстрируют большее желание сотрудничать. Недоверие же подразумевает настороженность, напряженное ожидание плохого развития ситуации, это постоянный, пусть и не всегда интенсивный, стресс. Без доверия создание устойчивых и конструктивных отношений невозможно. Поэтому стоит доверять. А в случае, если это затруднительно – стоит этому научиться.
Доверять приятно. Доверять значит быть открытым – человеку, который рядом, новым событиям и новой информации. Это значит – не полагаться лишь на прежний опыт, а исходить из своих возможностей в настоящий момент: «У меня есть все необходимое для решения любой задачи – тело, речь, ум, интуиция, мои знания и навыки. Я могу мгновенно сориентироваться в любой ситуации и отреагировать наилучшим образом».
Давайте рассмотрим две ситуации, в которых недоверие возникало в жизни у каждого человека. В первой – мы знаем, что человеку нельзя доверять, в силу того, что в отношениях человек проявил себя не лучшим образом: не сдерживал свои обещания, неоднократно подводил нас или обманывал. Таким образом, мы опираемся на прежний опыт своего взаимодействия именно с этим человеком. В таком случае, принять решение относительно своих отношений с этим человеком довольно просто. Построить близкие, теплые, доверительные отношения с таким человеком вряд ли будет возможно.
С этической точки зрения в понятии «доверие» традиционно отражаются те нравственные нормы, которые связаны с добровольными взаимными обязательствами, как в общественной, так и в личной жизни людей. Под доверительными понимают отношения, основанные на нравственности, на добровольных взаимных обязательствах. Так с точки зрения одного из основных исследователей доверия в отечественной этике Б. Рутковского, доверие, рассматривается, как «нравственное понятие, выражающее такое отношение одной личности к другой, которое исходит из убежденности в ее добропорядочности, верности, ответственности, честности и правдивости». Он отмечает, что доверие есть особое состояние нравственного сознания, выражающееся «во внутренней убежденности одного человека в искренности намерений другого человека». Являясь особым состоянием нравственного сознания, доверие включает в себя нравственные чувства и убеждения. Именно поэтому доверие выступает нравственным регулятором отношений между людьми.
Доверять – значит слышать и воспринимать другого человека, его мнение. Но это не означает перекладывание на него ответственности в принятии решений. В 1995 году международной организацией (Development Dimension International) было проведено исследование, направленное на изучение доверия. На основе полученных результатов, авторы выделили факторы, как способствующие возникновению доверия, так и факторы, которые мешают проявлению доверия. Из факторов, способствующих доверию, они отметили следующие: честная и открытая коммуникация; умение прислушаться к мнению другого (даже при несогласии с ним); сохранение обещаний; выполнение обязательств; открытость к взаимопомощи. К «разрушителям» доверия были отнесены: избегание брать ответственность за собственные действия; заинтересованность в собственном благополучии больше, чем в благополучии других; противоречивость действий; поведение, при котором человек склонен обвинять других, когда у него что-то не получилось или не получается.
Теперь рассмотрим вторую ситуацию, в которой могло возникнуть недоверие – когда ситуация взаимодействия с человеком для нас новая. А оказавшись в новой ситуации, мы непроизвольно даем оценку – классифицируем новую информацию в соответствии с определенными критериями. Эти критерии формируются в процессе всей нашей жизни, нашего воспитания и образования: надежный – ненадежный, верю – не верю, добрый – злой… Оценка осуществляется бессознательно и в сознании остается лишь результат. В случае проекции он, как правило, оказывается отрицательным (плохой, не верю). Мы классифицируем то или иное событие как абсолютно аналогичное событию в нашем прошлом. Защитный механизм проекции основан на функции памяти. Иногда функция памяти начинает преобладать, восприятие и продуктивные формы мышления оказываются лишенными спонтанности, непосредственности и начинают опираться на наиболее активную функцию – память. Чтобы освободиться от этой мешающей особенности, важно стремиться любую ситуацию воспринимать как новую. Важно прислушиваться к себе, быть внимательным к реакциям и подсказкам, которые дает наше тело. Наше тело реагирует на происходящее независимо от наших сознательных, рациональных оценок того или иного человека или ситуации, и его реакции часто оказываются точнее и вернее наших интеллектуальных умозаключений.
Естественные защитные механизмы подобны иммунитету против разрушительных воздействий, которым подвергается человек. Известный психолог К. Роджерс определяет доверие к себе следующим образом: если внутреннее чувство или интуиция говорят о ценности чего-либо, то в это можно верить. Этот тип доверия он называет «целостным чувствованием ситуации», на которое нужно полагаться больше, чем на ее логическое осмысление.
Таким образом, чтобы научиться доверять другим нужно, прежде всего, научиться доверять себе и опираться не только и не столько на опыт, сколько на восприятие настоящего мгновения, быть внимательным и «слушать свое сердце». Такое отношение к событиям собственной жизни позволит чувствовать себя более целостно и сделать свою жизнь более полноценной и радостной.
Бывает, так складываются обстоятельства, что решить какую-либо проблему не удается самостоятельно. Во многих случаях требуется консультация квалифицированного психолога. Если у Вас возникла неприятная ситуация, после которой остались чувства сожаления, обиды, огорчения или какие-либо другие чувства, которые сложно пережить и отпустить, или произошло что-то совершенно неприемлемое для Вас в личных отношениях с близкими людьми, на работе (в семье или в офисе), то Вы всегда можете обратиться к нам в агентство за психологической консультацией. Опытные специалисты смогут выслушать Вас, понять и помочь решить возникшие проблемы, найти выход из сложных ситуаций. Мы всегда готовы поддержать Вас, помочь Вам найти верное и быстрое решение.
За предоставленный материал
редакция благодарит
психолога-консультанта кадрового агентства «Валдай-Сервис».
Тел. +7 (495) 625-4833, 625-4105, 799-3989, 748-0033,
e-mail: pochta@valday-service.ru .
Наш сайт www.valday-service.ru.