Поиск

ФАНТАЗЕРЫ

07/11/2010
ИОНОВА Юлия
803

Сознание ребенка раздваивается: с одной стороны, он постигает законы физического мира (например, что тяжелое тонет, круглое катается, часы тикают и т.д.). А с другой стороны, он начинает фантазировать: комбинировать реальные образы и создавать нечто, действительности не присущее, но ему понятное и необходимое.

Ребенок фантазер

Играет ли ваш малыш целый день в крокодила или кровавого монстра? А может, отрешенно лежит на кровати, бормоча что-то под нос и воображая себя космонавтом? «Надо с кем-нибудь посоветоваться, нормально ли это», — думаете вы. Старший научный сотрудник психологического института РАО, кандидат психологических наук Татьяна Викторовна ЕРМОЛОВА отвечает на вопросы родителей о детских фантазиях и о том, как на них реагировать.

— Татьяна Викторовна, скажите, пожалуйста, с какого возраста дети начинают фантазировать?
— Поначалу, когда ребенок маленький, у него нет логического мышления. Он мыслит размытыми, расплывчатыми образами, которые невозможно систематизировать. Ближе к полутора годам у малыша развивается речь: он произносит первые слова и усваивает отдельные понятия. Попросите его показать, где часики, он махнет ручкой в ту сторону, где они находятся, еще не видя их. То есть, слово для него начинает играть такую же роль, как и образ предмета.
Сознание ребенка раздваивается: с одной стороны, он постигает законы физического мира (например, что тяжелое тонет, круглое катается, часы тикают и т.д.). А с другой стороны, он начинает фантазировать: комбинировать реальные образы и создавать нечто, действительности не присущее, но ему понятное и необходимое. И как только малыш начинает говорить, в нем «просыпается» фантазер. И помогает ему в этом речь. Он открывает для себя, что брусочек можно назвать хлебом и имитировать, будто режешь его или ешь; палочка — это карандаш, которым можно рисовать и т.д.


— Считается, что воображение ребенка более живое и образное, чем у взрослого. Ваше мнение по этому поводу?
— Да, многие так думают, но на самом деле все по-другому. Просто взрослые смыслят более логически, чем дети. У малышей все может быть всем. Сознание крохи еще плохо развито, и воображение восполняет ему то, что он пока еще не знает. Например, ребенок падает и разбивает коленку. Он бежит к маме и, плача, просит, чтобы она пожалела не только его ножку, но и игрушку, с которой он упал. Ребенок еще не различает одушевленные и неодушевленные предметы, и наделяет любимого мишку или куклу человеческими качествами. С двух-пяти лет дети склонны видеть в предмете лишь часть его особенностей и очень сильно преувеличивать одну-две, игнорируя остальные. Это иногда воспринимается взрослыми как живость воображения, а на самом деле — лишь недостаточно развитое сознание.


— Как вы считаете, одаренные дети больше фантазируют, чем их сверстники?
— К сожалению, богатое воображение — не всегда свидетельство одаренности. Фантазии по-настоящему талантливых детей проявляются в рисовании, стихосложении, музыке, сочинительстве и др. Гораздо чаще буйное, неукротимое воображение бывает у одиноких малышей, которым не уделяют достаточно любви и внимания. Или им может не хватать общения со сверстниками, постоянно подвергающими сомнению и критике слишком необузданные фантазии и «опускающими» такого ребенка «на землю».


— Кто, по-вашему, большие фантазеры: мальчики или девочки?
— Я думаю, что по-настоящему талантливые фантазеры , как правило, мальчики. У них все ярче: и страхи, и фантазии. Девочки — существа более конкретные и приземленные, что ли. Они более реальны, поэтому и играют чаще в «бытовые» игры. Хотя, конечно, бывают и исключения.


— Расскажите, пожалуйста, как меняются фантазии ребенка по мере его взросления, скажем, с двух до семи лет?
Фантазии двухлетнего ребенка довольно примитивны. Он может переназвать предмет на свой лад и действовать им так, как он придумал. Например, он называет расческу корабликом и играет с ней так, как будто это и есть настоящий корабль, плавающий по волнам. Такие действия с предметами помогают малышу отрываться от реальности.
В три-четыре года дети уже воображают, что любой предмет может быть всем, например, шланг от стиральной машины — лошадкой. Они уже могут свободно оперировать и словами, и предметами. Но для игры им необходимы реквизиты: мячики, куклы, кубики и т.п.
В пять-шесть лет ребенок способен уже обойтись без них. Он может, например, просто лежать на кровати и воображать, что он волшебник. Постепенно дети учатся играть сами с собой, представляя своих партнеров. В этом возрасте очень интересно понаблюдать, как малыши рисуют: они создают рисунок-игру. Вот на листе бумаги — поле сражения: солдат стоял, а теперь упал, пуля пролетела и т.д.
К семи годам дети играют в игры с правилами, устраивают викторины, конкурсы, состязания и т.д. Воображение у них уступает место логике. У ребенка игра уже как бы отдельно, а творчество — отдельно.


— Почему некоторые дети подражают отрицательным героям, представляя себя, например, Шер-Ханом?
— До семи лет дети не способны четко соотносить положительные и отрицательные персонажи, за исключением каких-то определенных случаев (например, Баба Яга или Кащей Бессмертный — из контекста видно, что они явно «плохие»). Шер-Хан для ребенка не всегда отрицательный герой: малыш может его просто жалеть из-за того, что ему, к примеру, подпалили хвост. Маленький человечек представляет себе мир из книжек или мультфильмов по-иному, чем взрослый, для которого этот персонаж явно негативный, а ребенку он может казаться смелым и сильным.
Бывает другая ситуация, когда малыш с помощью таких фантазий и игры старается побороть свои страхи избавиться от них. Иногда малыш, воображая себя злым, ужасным монстром, мысленно пытается расправиться со своими обидчиками, если его часто ругают и наказывают.


— Многих взрослых беспокоят слишком непонятные, на их взгляд, детские игры. Некоторые пытаются отучить малыша от «плохой» игры и навязать ему «хорошую». Как вы считаете, это правильно?
— Игра для ребенка — это способ самовыражения. Пугаться каких-то ее проявлений не стоит — рано или поздно она заканчивается сама. Малыш эмоционально проигрывает те ситуации, которые его чем-то взволновали. Можно попытаться предложить ему другую игру, но заставить полюбить и принять те, которые нравятся нам, вряд ли возможно. Нежелательно критиковать или тем более — высмеивать кроху, потому что в игре он проецирует многие черты своего характера. Например, я знаю мальчика, который около года играл в хомяка — так сильно этот зверек «запал» ему в душу. Ребенок залезал под стол, накрывал его чем-нибудь, чтобы было похоже на норку, и требовал, чтобы мама принесла ему туда еду. Конечно, в таких ситуациях разрешать ребенку есть где-нибудь на полу, в темноте, родителям не хочется. И они заставляют малыша делать по-своему. Хотя можно пойти на компромисс, сказать ему: «Давай, ты пять минут не будешь хомячком и пойдешь на кухню поесть, а потом я в твою норку дам погрызть тебе яблочко». Не стоит пугаться таких фантазий, они необходимы здоровому, нормальному ребенку.


Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.