Поиск

Лучше поздно, чем в нищете

27/04/2011
1385

Беременность моя протекала идеально: без токсикоза в первом триместре, без падающего гемоглобина во втором и без гестоза в третьем. Если верить женским журналам и медицинским справочникам, то так обычно протекает вторая беременность. У меня была первая. Я запланировала ребенка в тридцать лет. Родила, соответственно, в тридцать один.
 Вот и думаю: может, справочники по беременности писались, когда еще не было нормальной статистики первых поздних родов? В советские времена, когда презервативов не было, налог на бездетность был, а бессемейных за границу не выпускали, — все стремились выйти замуж и родить как можно раньше. Врачи фиксировали, что молодые мамочки (лет в 18—22) страдают и мучаются, а потом - по второму кругу (лет в 28—30) — вынашивают и рожают без проблем. Был сделан вывод: вторые роды протекают легче, чем первые. А может, просто роды в зрелом сознательном возрасте легче, чем в юности по залету и с перепугу?
Мой сын появился на свет в компании еще 17 мальчиков и одной девочки — так что на «неотлучную бригаду» докторов и акушерок не хватало. Тем не менее родила я без операций, без разрывов и осложнений. Никто из врачей не обозвал меня «пожилой первородящей» и не предложил кесарева, ссылаясь на возраст. В одной палате со мной (отдельных палат тоже не всем хватило) оказалась такая же благополучная 30-летняя «первородящая». За стенкой приходила в себя счастливая 34-летняя мамаша единственной на тот день девочки.
Когда на следующий день мы выбрались в столовую, то обнаружилось, что нас, «перестарков», не меньше половины (и почти все попали в роддом по первому разу). Вторую половину составляли правильные классические роженицы — от 25 до 28 лет. И совсем уж особняком держалась 18-летняя крошка.
Сменилась тенденция. В Европе уже давно так: детей рожают в том возрасте, в котором могут их содержать. Не в смысле прокормить до года, а в смысле обеспечить здоровое питание, хорошее образование, приличное медицинское обслуживание, няню, чтобы не отвлекать маму от работы, и хотя бы отдельную комнату в родительском доме.
В России требования не столь высоки, но и у нас (по крайней мере, в крупных городах) перестают рожать в надежде на «авось». Если еще лет 15 назад выпускница школы мечтала выскочить замуж раньше подруг, то теперь девушки стремятся достичь определенных карьерных и финансовых высот – и уже на этом базисе строить семью.

Четыре причины моей бездетности

Первая. Конечно, можно было бы родить и во студенчестве. Взять годик «академки», доучиться, сдать дитятку в детский сад — и, возможно, к 30 годам я успела бы достичь тех же социально-финансовых успехов, что и сейчас. И была бы совершенно счастлива: те же деньги плюс ребенок. Но... Маленькая такая деталька: в 18, 20 и даже в 22 на нашлось подходящей кандидатуры на роль папы.

Вторая. Потом институт закончился, работа нашлась. По счастью, хорошая и перспективная. А взбираться по карьерной лестнице с большим живо- том — тяжело.
Вообще, несовпадение физиологического и социального основная женская беда. С медицинской точки зрения, идеальный возраст для родов — от 22 до 26 лет. Как раз в этот период большинство из нас заканчивает вуз и спешит зацепиться за жизнь, пока диплом не устарел. Рожать в этом возрасте опасно не только для маминой карьеры, но и для детской психики: на бабушку дитя не скинешь (бабушка еще сама молода и на пенсию не собирается), на няню денег пока не заработано — остаются ясли. От грудного вскармливания тоже приходится отказаться: нельзя же каждые три часа убегать с работы. А сентиментальные рекомендации «чтобы компенсировать ребенку недостаток родительского внимания, как можно больше носите его на руках, обмениваясь доброй энергией» — вообще оставьте для бразильских сериалов.


Третья. К 27 годам у меня было все — стабильная работа с приличной зарплатой и загранкомандировками, ученая степень и даже подходящая (проверенная на предмет половых инфекций и генетических нарушений!) кандидатура на роль отца... И тут обнаружилось, что все эти блага нужны мне сами по себе, а не как средства для рождения и воспитания. Мне нравилось ходить в театры, рестораны и ночные клубы, ездить в загородные пансионаты по выходным и на море летом, заниматься любовью, не затыкая рот подушкой. И от всего этого пришлось бы отказаться лет на 10, если бы в доме появилось орущее, вечно голодное и требующее постоянного внимания существо. В общем, я просто не хотела иметь детей.


Четвертая. В свете всего вышеизложенного последняя причина моей бездетности просто не имела значения. Для меня. Но поскольку она, я знаю, является камнем преткновения для многих, должна о ней упомянуть. Я была бесплодна. Всегда. Или, по крайней мере, лет с восемнадцати.

Все началось в 13 лет, когда я пришла в обычную женскую консультацию жаловаться на нерегулярные менструации. «Это почти у всех так», — сказала врач. В 18 лет, когда я в той же консультации жаловалась на боли в боках, мне диагностировали поликистоз и развели руками. Увы, полная диагностика и лечение бесплодия не входит в систему ОМС — иначе, как объяснил мне один солидный чиновник от медицины, на это ушел бы весь бюджет здравоохранения. В 27 лет в коммерческом медицинском центре мне растолковали, где и как это лечится. В 30, нагулявшись и дозрев наконец до мысли о ребенке, я сделала лапароскопию и через полгода забеременела. Лапароскопическая операция на яичниках – в разных медицинских центрах – стоит от 500 до 3000 долларов. Мало кто до 30 лет может себе такое позволить.

Пять «ОДНАКО» в пользу возраста
1. После 30 лет шанс произвести на свет ребенка с генетическими нарушениями и врожденными уродствами повышается на 15%, после 35 — на 23%. Однако генетические обследования не входят в программу обязательного медицинского страхования и проводятся только за очень большие деньги (от 600 рублей до 1500 долларов – в зависимости от необходимого объема). Следовательно, предупредить рождение больного ребенка может себе позволить либо молоденькая жена нового русского (а они, кстати, составляют очень большую группу риска – из-за особенностей тощей «модельной» комплекции), либо достигшая определенных социальных и финансовых высот женщина (таких высот редко достигают до 30 лет).
2. К 30 годам женщина уже перенесла несколько абортов – и ее репродуктивная система расшатана. Либо спайки в трубах препятствуют зачатию, либо часто раскрываемая шейка матки всегда готова к очередному выкидышу. Однако! Не надо всех под одну гребенку. Женщины сейчас сексуально грамотны и пользуются более совершенными методами контрацепции, чем их пра-пра-пра-... Во всяком случае, аборт – не наш любимый метод. У меня, например, к 30 годам не было ни одного. У моих подруг-ровесниц, насколько я знаю, тоже.
3. К 30 годам женщина перенесла несколько инфекционных заболеваний (в том числе – передающихся половым путем) – это может препятствовать зачатью или негативно сказаться на здоровье будущего ребенка.
Однако ЗППП у нынешних юных дев встречается чаще, чем у 30-35-летних. Старшее поколение еще не очень пострадало от сексуальной революции и обилия непроверенных партнеров, но уже знало, что такое презерватив. Так что подобный аргумент к «пожилым первородящим» относится не в большей степени (пожалуй, даже в меньшей), чем ко всем остальным. Что же касается экстрагенитальных инфекций (гриппы там всякие, ангины и кишечные расстройства), то гормональные нарушения, спровоцированные ими, успешнее диагностируют и лечат в коммерческих центрах, чем в женских консультациях, – там и аппаратура современнее, и препараты модерновее. Соответственно расходы на лечение – тоже не студенческие.
4. К 30 годам заметно сокращается количество яйцеклеток, поэтому овуляция происходит не в каждом цикле и зачатие становится проблематичным само по себе.
Однако если вы принимали правильно подобранные контрацептивы, то яйцеклетки не расходовались и теперь в полном комплекте готовы к исполнению своих функций.
5. С возрастом организм «изнашивается», хуже работают все органы – поэтому и беременность протекает сложнее, и ребенок недополучает необходимых элементов для «строительства» тела и мозгов. Однако это зависит не столько от возраста, сколько от образа жизни. Скажем, у 35-летней деловой женщины, которая питается преимущественно свежими овощами и фруктами, ходит в бассейн, пьет только соки и не курит, гораздо
больше шансов родить здорового ребеночка, чем у 20-летней курящей любительницы пирожных, которая каждый день идет за «Клинским».
Это признает даже официальная медицина, постоянно перенося возраст «пожилых первородящих». 20 лет назад так обзывали 28-летних, 10 лет назад – 30-летних, 2 года назад – 35-летних... Теперь предложено и вовсе отказаться от термина «пожилые».
Кто-то наверняка обвинит меня в безыдейности – как будто я призываю не рожать в юности. Боже упаси! Я просто хочу сказать: если вы не успели (не захотели, не смогли) родить в 25 лет – это вовсе не повод отказываться от своего счастья в 35.

Боюсь на всякий случайЧитать статью
Советы детского невролога родителямЧитать статью
Можно ли научиться играть на гитаре без преподавателя?Читать статью
Педиатр поможет ребенку вырасти здоровым!Читать статью
Студия красоты. И вы не отразимыЧитать статью
Детская брендовая одежда в бутике «Даниэль»Читать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.