На тему так называемой школьной дезадаптации
педагоги и психологи исписали тысячи страниц,
однако эта проблема по сей день освещена крайне
односторонне. Пафос большинства таких работ
сводится к тому, что, если ученик неуютно
чувствует себя в классе, то в этом, по большому
счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители,
не сумевшие сформировать у ребенка готовность к
школьному обучению - познавательную,
мотивационную, эмоциональную и т.п. Трудно не
согласиться с тем, что неподготовленному ребенку
приходится в школе несладко. Как верно и то, что
первоначальные затруднения могут закрепиться и
вылиться в неприятие школы. Но это - лишь одна
сторона проблемы. О другой по сей день говорить
не принято. Считается, что наша школа,
подготовившая к жизни множество талантов и
героев, - это оплот гуманизма и нравственности. В
такой школе ребенок просто обязан быть счастлив,
если только в нем самом нет какого-то изъяна. И
только попробуйте написать, даже подумать, будто
это не так! Хотя, если быть до конца откровенным,
это ведь действительно не так. Сама природа школы
такова, что порождает множество проблем, которые
и ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного
- легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в
себе силы сказать хоть слово в защиту наших
детей.
А это, оказывается, совсем непросто!
Понаблюдайте за мамами и папами, приходящими в
школу на родительское собрание. За школьными
стенами это в большинстве своем вполне уверенные
в себе люди, преисполненные собственного
достоинства. Но, переступив школьный порог, почти
все они как бы съеживаются, втягивают головы в
плечи, словно стараясь уменьшиться в размерах.
Лица приобретают заискивающее выражение. Любое
слово классного руководителя встречается
подобострастными кивками и поддакиванием. А если
в адрес того или иного ребенка раздаются упреки,
то не возникает и тени сомнения, насколько они
обоснованы. "Разберемся, подтянем, образумим,
накажем...". А дома дети с трепетом ждут
возвращения мамы или папы. Дети знают, что с ними
действительно "разберутся". Хотя
разобраться следовало бы совсем в другом. Для
начала, родителям - в самих себе.
Большинство родителей просто не способны
отнестись к школе, к учителям трезво и
непредвзято. Этому мешает их собственный,
усвоенный еще в детстве страх перед школой, а
также своеобразный комплекс неполноценности, от
которого большинство нормальных взрослых людей
вполне свободны в любой сфере своей жизни, но
который безотчетно просыпается в школьных
стенах.
Издавна провозглашалось, что школа призвана
формировать у учеников научное мировоззрение и
нравственные идеалы. Насколько ей это удается -
вопрос спорный. Но в формировании комплекса
неполноценности она преуспевает. Австрийский
психолог Альфред Адлер, который и ввел в научный
и житейский лексикон само понятие "комплекс
неполноценности", считал его присущим любому
ребенку просто в силу того, что ребенок слишком
мал, слаб и неумел в сравнении со взрослыми.
Поэтому маленький человек безотчетно ощущает
свою неполноценность перед старшими. Однако
Адлер считал это явление вполне естественным,
более того - позитивным. Ведь ощущение своей
слабости рождает стремление нарастить свои силы,
расширить свои возможности, то есть выступает
движущей силой развития и роста. Правда, если
неполноценность постоянно подчеркивать, то
пресловутый комплекс может надолго закрепиться,
а естественное стремление его компенсировать
приобретает неадекватные, уродливые формы.
Парадокс состоит в том, что для нашей школы на
протяжении десятилетий, а в большинстве случаев -
и поныне, комплекс неполноценности ученика
выступает краеугольным камнем всей
образовательно-воспитательной политики. С
первых дней школьной жизни ребенку отводится
роль зависимого и подчиненного несмышленыша,
обязанного беспрекословно исполнять
учительские требования. Учитель - воплощение
блистательной мудрости и высшей справедливости -
возведен на такой пьедестал, которому мог бы
позавидовать непогрешимый Римский папа. Причем
независимо от того, что за годы учебы ребенок
проделывает в своем развитии огромный путь от
наивного дитя до почти совершеннолетнего юноши,
соотношение ученической и учительской ролей
остается практически неизменным.
Десятиклассницу, накрасившую ресницы, могут
отправить в туалет умываться подобно тому, как
ставят в угол описавшегося малыша (что, кстати,
тоже совершенно педагогически безграмотно).
Будем называть вещи своими именами: с
поступлением в школу жизнь ребенка резко
меняется, причем не только в лучшую сторону.
Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они
более или менее остры в каждом конкретном случае,
однако не избавлен от них практически никто. Ведь
наша школа - это традиционно очень жесткая
авторитарная структура, со строгими и не всегда
понятными порядками и запретами, с высокими
требованиями к дисциплине, а точнее - к
повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой
структуры, приходится привыкать к ограничению
свободы, к необходимости соблюдать строгий
распорядок, подчиняться чужим и зачастую
малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не
единственным, испытывать отношение не всегда
искреннее и справедливое, а порой и
недоброжелательное. Кстати, именно потому
воспитанники детского сада по сравнению с
"домашними" детьми несколько легче
адаптируются к школе (независимо от своих
умственных способностей), что уже немного
привыкли ко всем этим особенностям
общественного воспитания. Детский сад может хуже
или лучше справляться с познавательным
развитием детей, с их интеллектуальной
подготовкой к школе, однако в плане врастания в
авторитарную пирамиду подчинения он готовит
детей безупречно. То, что может шокировать в
школе "домашнего" ребенка, для выпускника
детского сада привычно. Он уже пару лет назад
выплакал свои обиды и эмоционально закалился.
Первоклассник, особенно "домашний",
реагирует на все эти трудности так, как реагирует
любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При
этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не
вполне способен подыскать нужные слова, чтобы
выразить свои переживания. Он может не
жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об
этом достаточно ясно сигнализируют изменения в
его поведении.
Бывает, что ребенок возвращается из школы
необычно тихий и вялый. Обыкновенно
разговорчивый, он вдруг перестает делиться
своими впечатлениями, предпочитает помалкивать,
ни на кого не жалуется - просто молчит.
Прежде вполне здоровый ребенок начинает
регулярно сетовать на недомогание: то у него
болит голова, то живот. Причем обычно по утрам,
перед уходом в школу. И исключительно в будние
дни - в выходные наступает заметное улучшение.
Бывает и иная реакция - перевозбуждение,
раздражительность, двигательная
расторможенность. Именно на это чаще всего
жалуются учителя начальной школы: малыш
неусидчив, излишне подвижен, не умеет
сосредоточиться. И учителя по-своему правы:
внешне впечатление именно таково. Но это - лишь
симптом того напряжения, которое тяготит
ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко.
Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью
рано вставать, быстро умыться, одеться,
позавтракать. В армии всего этого от новобранцев
добивается истошным криком старшина. Да и мы сами
порою ведем себя точно так по отношению к своему
"новобранцу армии знаний", тормошим его и
понукаем. И малыш отправляется в школу
взвинченным и оглушенным. А может ли хорошо
пройти день, начавшийся ранним утром со скандала?
И можно ли ждать от ребенка в школе
сосредоточенности и заинтересованности?
Если не все школьные проблемы в нашей власти, то
уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне
по силам. Не будем забывать: переход от сна к
бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь
неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И
будить ребенка лучше заранее, растянув этот
процесс минут на десять.
Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за
которого возникают конфликты почти в любой
семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо
отправить ребенка в школу голодным (хотя сама
чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая
с бутербродом). В результате малыша кормят почти
насильно. Мало того, что пользы организму это не
приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь
душевное равновесие с утра гораздо важнее ста
калорий, которые можно добрать и попозже.
Но это - домашние проблемы. А в классе возникают
другие, посерьезнее. Ведь школа требует от
ученика полной перестройки поведения, отказа от
многих привычек. Родителей часто умиляет детская
непосредственность, бойкость, веселость -
особенно если ребенок в семье единственный (а так
сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в
школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек
вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти
совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не
так его любят и уж точно не умиляются его
проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь
вести себя надо совсем по-другому: соблюдать
дистанцию (в самом широком смысле), не проявлять
инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и
просто высиживать предписанное время, даже если
тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не
может уследить за рассказом учителя, допускает
неловкости и ошибки. На ближайшем родительском
собрании его маме предстоит узнать, что он
"недисциплинирован" и "недостаточно
старателен".
Милые мамы! Не торопитесь принять этот приговор
на веру (ведь безупречных учеников вообще не
бывает, это скорее идеалистическая абстрация,
порожденная учительским воображением; к тому же
многие великие люди в школе слыли никудышними
учениками). Наверное, не стоит сразу возражать:
учителя к этому не привыкли и страшно этого не
любят. Просто не забывайте, что учительница
(сколь угодно милая) видит вашего ребенка
по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой
материнский взгляд замените ее учительским. И
самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов,
которые в свое время изрядно попортили жизнь вам,
а теперь могут повредить и вашему ребенку.
Миф первый: "Школа - второй дом".
Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на
чужих людей то, что для вас наиболее ценно и
значимо. Школа живет по другим законам, и законы
родного дома в ней не действуют. Так что же она
для ребенка, если не дом? Обязанность, работа,
дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но
признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся
любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень
увлекательна, а то и неприятна. Но необходима!
Значит, нужно набраться терпения и исполнять
долг. А не морочить голову себе и другим
приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не
верим.
Миф второй: "Учительница - вторая
мама". Мать у ребенка тоже одна. И избави его
Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой.
Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают
стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас
своей воле. Роль матери учительница пускай
играет для собственных детей, а для учеников она -
учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма
достойная, но другая. Она обязательно требует
такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных
душ, беззаветной взаимной любви тут взяться
неоткуда.
Миф третий: "Учитель желает ребенку
добра". Правильнее сказать, что хороший
учитель, как и хороший врач, стремится ученику не
навредить, не сделать зла. А вот добро - это уже
другая категория, и это не всегда забота учителя.
Если есть такая возможность, порасспросите в
приватной беседе любого педагога о его целях.
Редко кто ответит, что цель его жизни - сделать
счастливыми своих учеников. Снабдить их
знаниями, уберечь от пороков - это да! Редкий
учитель способен желать ребенку добра в такой же
степени, как родные мама и папа. И не нужно от него
этого ждать. У него другие заботы.
Миф четвертый: "Учитель всегда
прав". А встречали ли вы вообще хоть одного
человека, который всегда прав и никогда не
ошибается, полностью избавлен от недостатков,
предрассудков и заблуждений? Не бывает таких
людей! Даже среди педагогов. Как у любого
человека, у каждого учителя есть свои
индивидуальные особенности (не всегда
положительные) и личные проблемы, а их печать
неизбежно ложится на стиль его отношений с
детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою
любимую учительницу - умную, добрую и
справедливую.
А то и двух-трех таких учителей... Из тех
полутора десятков, что в свое время учили нас
уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в
школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция
сохранится, то и славу Богу. А большего ждать
наивно.
Многие из нас в не такие уж далекие школьные
годы хлебнули немало огорчений из-за того, что
наши родители свято верили означенным мифам. Не
будем повторять их ошибки.
Сказанное вовсе не следует воспринимать как
гневное обличение школы. В конце концов, все мы
вынесли из школьных лет много приятных
воспоминаний о любимых учителях и добрых
товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких
воспоминаний было бы намного больше, если бы не
навязанные нам розовые очки, не дающие различить
шероховатости и острые углы, которые из-за этого
ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу,
отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое
дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства
школы разглядим более трезво.