Поиск

По Давыдову или по Ховарду

30/10/2010
МИТИН Дмитрий
177

В прошлом номере речь шла о том, какую школу выбрать для своего ребенка: частную или государственную, обычную или специальную. Сегодня есть смысл поговорить о различных педагогических системах, которые сейчас применяются.


Педагогические системы
Разнообразие московских школ не исчерпывается формой собственности. Сегодня родители могут доверить своих малышей представителям нетрадиционных педагогических систем. Некоторые из этих систем зародились у нас в стране (системы Занкова или Давыдова), а некоторые — за рубежом (система Ховарда или Вальдорфская педагогика). Родители часто задаются вопросом: что представляют собой эти системы?

Система Л.В.Занкова

Леонид Владимирович Занков (1901—1977) закончил Московский государственный университет (1922—1927 гг.), работал заместителем директора (с 1929 г.), а затем директором Института дефектологии (1944—1951 гг.), увлекся педагогикой младших классов.
С 1957 г. на базе одного класса 172-й московской школы начался эксперимент по проблеме связи школьного обучения и умственного развития. В работе приняли участие сотрудники лаборатории Занкова, включавшей как психологов, так и специалистов-предметников. Опыт, полученный в эксперименте, стал распространяться на другие школы и регионы: в общей сложности было охвачено 1200 классов по всей стране.


В настоящее время существует движение последователей системы Занкова, выпускаются учебники. Дважды в год проходят конференции, где участвуют учителя, использующие систему Занкова. Система, выработанная на протяжении многих лет научной и практической работы крупного советского психолога и педагога Л.В.Занкова, делает акцент на развитие способностей ребенка. Для этого изменяется содержание образования — программа обогащается дополнительными сведениями, в начальное обучение включаются дополнительные предметы — география, естествознание, история. Они преподаются на повышенном уровне трудности, в быстром темпе и с преобладанием теории над практикой. Кроме занятий в классе и домашних заданий, практикуется обучение в виде специальных экскурсий. Система Л.В.Занкова направлена на развитие разных сторон психики ребенка, однако связана с существенным повышением учебной нагрузки. Кроме того, она разработана только для начальной школы, и некоторую проблему представляет ее взаимосвязь с обучением в средней школе.

Система В.В.Давыдова

В.В.Давыдов
Закончил Московский государственный университет, защитил докторскую диссертацию, в 1972 году стал директором Института общей и педагогической психологии, академиком АПН СССР. Однако в начале 80-х годов Давыдов подвергся партийным взысканиям, лишился должности директора, вынужден был покинуть Институт. В 90-х годах он вновь возвращается на должность директора Института психологии, затем становится Вице-президентом Российской Академии образования.


Свою педагогическую систему, основанную на идеи Гегеля о присвоении общественного опыта и восхождении от абстрактного к конкретному, опробовал и внедрял на базе московской школы № 91. По мере получения положительных результатов к эксперименту подключились многочисленные школы как в Москве, так и в других городах.
Система Давыдова направлена на формирование у детей теоретического мышления  реализует принцип философии Гегеля «восхождение от абстрактного к конкретному». В рамках этой системы малышей учат вначале наиболее общим операциям, а затем переходят к более конкретным способам их применения.
Система В.В. Давыдова в полном виде также разработана лишь применительно к начальной школе и включает курсы математики, русского языка и изобразительного искусства.
Считается, что система В.В.Давыдова успешно развивает теоретическое мышление. Все же решающих данных о преимуществе этой системы перед традиционной нет, и вряд ли когда-нибудь она станет основой школьного образования.

Вальдорфская педагогика

Деревянные некрашеные лавки, тканые половики, холщовые мешочки, солома —вот внешние атрибуты Вальдорфской школы, подчеркивающие близость к природе и старине. Электрическим светом в этих школах стараются не пользоваться, руководствуясь идеей важности для детей  естественного ритма смены дня и ночи. Также не поощряется радио и магнитофон — предпочтение отдается живой музыке.
Автор системы Вальдорфской педагогики — философ-мистик Рудольф Штейнер (1861—1925) — обращал особое внимание на развитие эмоциональной стороны личности ребенка. Художественные дисциплины — живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на музыкальных инструментах — занимают основное место в расписании занятий, причем в старших классах количество часов на искусство увеличивается.
В меньшей степени Вальдорфскую школу волнуют научные знания, которые должны получать дети. За это ее и упрекают. Считается, что она не очень хорошо вписывается в нашу образовательную систему, где господствуют суровые требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в школьные годы.
В то же время есть данные о хороших результатах при обучении по адаптированной к нашим условиям Вальдорфской системе, особенно в отношении слабых детей.

Система Ховарда

Д.Ховард
Дональд Р.Ховард — современный американский педагог и предприниматель, доктор педагогики. В 1970 г. в Далласе организовал первую школу, реализующую принципы «Акселерированного Христианского Образования». В настоящее время по этой системе работают свыше 7000 школ более чем в 100 странах мира.
Школа Ховарда — это международное предприятие типа Макдоналдса: во всем мире оно предоставляет одинаковые услуги. Главная школа Ховарда находится в американском Луисвилле и построена в виде огромного круглого зала. Зал перекрыт куполом, изображающим звездное небо, как оно выглядит в полночь 20 марта, день весеннего равноденствия. В центре зала — место учителя, оформленное в виде космической станции. Места учеников с их личными компьютерами, объединенными с компьютером учителя, размещены по периметру. Каждый ученик самостоятельно ставит себе цель, проходит определенную часть материала, затем самотестирования, после чего отвечает на контрольные вопросы учителя.


В московских школах Ховарда, куда можно отдать ребенка за 300 долларов в месяц, помещения, конечно, значительно менее впечатляющие, но основные принципы обучения и программы те же, что и в американских школах, использующих эту систему. Ховард считает, что его система обучения развивает дисциплину и самостоятельность учеников в постановке целей, а воспитание детей на библейских ценностях способствует формированию нравственных и порядочных людей. Система безусловно позволяет индивидуализировать обучение в плане скорости освоения материала: каждый ученик занимается самостоятельно, и скорость его продвижения не зависит от скорости продвижения одноклассников. В то же время очевидно, что в «школе завтрашнего дня» уменьшено взаимодействие между учениками и ученика с учителем. Вопрос заключается и в соотношении с нашими образовательными нормами.

Табель о рангах

В заключение — о нескольких государственных школах, которые могут быть рекомендованы сильным детям без особых колебаний. Это те школы, которые показывают высокие результаты в так называемом «Интеллектуальном марафоне». «Интеллектуальный марафон» проводится в трех возрастных категориях: для 1—4-х, 5—7-х и 8—11-х классов. Интересно отметить, что результаты школ оказываются весьма различными в разных категориях.
Высокий показатель в «Интеллектуальном марафоне» говорит о том, что школа отбирает сильных детей и хорошо их учит. Для тех, кто не уверен в своих возможностях, поступление в такую школу может обернуться проблемами. В двух старших категориях лидирует известная школа № 57. Она же поставляет членов команды Москвы на олимпиады всех уровней. Это школа с математическим уклоном. Сегодня в ней есть математические (9 часов математики в неделю в старших классах) и гуманитарные параллели.
Традиционно высокую репутацию имеет ряд математических школ, среди которых школы №№ 2, 444 и школа им. академика А.Н.Колмогорова (так называемый СУНЦ при МГУ для школьников 10—11-х классов). Школа №1189 сумела занять место среди элитных в последнее время за счет привлечения научных сотрудников Российского Научного Центра «Курчатовский институт».
В «Интеллектуальном марафоне» высокие результаты показывают и некоторые школы с гуманитарным уклоном, как, например, школа № 1514. Очень интересна маленькая школа для одаренных детей №1199. Здесь учат с 7-го класса. В младших классах у «Интеллектуального марафона» другие победители. Хороший результат показывают ученики языковой спецшколы №1208 и ученики школы для одаренных детей «Созвездие», которую курируют сотрудники Психологического института РАО.

Вам также будет интересно
Нужно ли ребенку право выбора, или Как научить малыша отстаивать свои границы? Читать статью
На что стоит обратить внимание перед прохождением компьютерной томографииЧитать статью
Поделки на ПасхуЧитать статью
В Москве ввели электронные справки для детей Читать статью
Правила выбора ткани для постельного белья для детейЧитать статью
Модная одежда - важный элемент в жизни мальчикаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.