По
мнению психологов: игры с развивающим уклоном – это главное направление
деятельности всех малышей. Именно благодаря таким занятиям они так активно
развиваются, и задача каждой мамы и каждого папы сделать развивающие игры как
можно увлекательнее, чтобы они приносили не только пользу, но и удовольствие. С
развивающими играми все не так просто: они имеют четкую классификацию в
зависимости от того, на развитие чего они направлены. Вот шесть основных видов
таких игр.
№1. «Движение – это жизнь!»
Речь
идет о подвижных играх, функция которых совершенствовать уменья ребенка ходить,
бегать, прыгать, падать, вставать, наклоняться и т.д.. Параллельно они улучшают
физическое состояние крохи, повышают его выносливость, тренируют координацию и
реакцию, развивают вестибулярный аппарат, учат следовать установленному
алгоритму действий. Естественно, что лучшее место для занятий подвижными играми
– это свежий воздух.
Но
если затеяли подвижную игру в комнате, то выбирайте для нее самое просторное
помещение, чтобы в процессе игры ребенок не травмировался и не встретил на пути
опасных преград в виде стеклянного столика, большой вазы, или подобных
предметов. Для «комнатной» подвижной игры подготовьте инвентарь – «лужи» из
бумаги или из клеенки. Чтобы они не скользили по полу, прикрепите их скотчем.
Скажите: «Дождь пошел! Бежим домой! Только ножки бы не промочить!» И начинайте
вместе с малышом бодро перепрыгивать «лужицы». Вначале держите его за ручки или
за ручку, а когда он освоится, то с удовольствием будет «спешить домой» сам,
научиться хорошо прыгать, рассчитывать расстояние, выбирать оптимальный путь до
своей цели.
№2. «Пальчик, пальчик, где ты был?»
Все
пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Это очень важное и полезное
занятие. Они ценны своей способностью не только делать ручки более умелыми, но
и развивать речевые способности, разгружать психику, снимать нервное
перенапряжение, успокаивать. Человеческие руки считаются периферическим отделом
центральной нервной системы. Работаешь руками – тренируешь мозг. В коре
головного мозга расположены отделы, которые регулируют движения пальцев рук и
речевое развитие, и расположены эти отделы настолько близко, что при любой
стимуляции пальчиков ребенка происходит и стимуляция речевого аппарата, тем
быстрее и лучше ребенок начинает разговаривать.
Что
включают в себя пальчиковые игры? Прежде всего, это рисование, как
инструментами (кистями, карандашами, мелками и т.д.), так и самими пальчиками
(для такого вида рисования сегодня есть немало вариантов пальчиковых
раскрасок). Далее идут пальчиковые куклы, различные игры со шнуровками, а также
знаменитые «Сорока Ворона» и похожие потешки:
«-
Большой пальчик, где ты был?
-
С братом средним суп варил!
-
Указательный, а ты?
-
Я садил в саду цветы!
-
Безымянный и Мизинец, вы ленитесь?
-
Нет, ну что вы! Вот сейчас сделаем поклон для вас!»
Незаменим
для пальчиковых игр пластилин. Яркий, мягкий, податливый. Из него можно лепить
колобков, катать сосиски и даже рисовать. Найдите картинку, на которой
изображен крупным планом простой и знакомый предмет – ягода, яблоко, круг или
квадрат. Покажите, как можно изменить цвет предмета при помощи пластилина:
отщипывайте по маленькому кусочку массы и размазывайте ее по картинке. Все дети
обожают делать корзинки с ягодками. Вы сделайте лукошко, а малыш пусть наполнит
ее катышками-ягодками, или усложните – грибочками.
№3. «В ритме танца!»
Музыкально
ритмическая категория игр направлена на совершенствование умений двигаться в
такт с музыкой, управлять своим телом, развивает музыкальный слух. Ежедневные
распевки очень эффективно устраняют речевые дефекты, также при помощи распевок
логопеды корректируют логоневрозы то есть заикание у деток. Правильно
подобранная музыка очень благоприятно влияет на эмоциональный фон малыша:
классика, веселые детские мелодии, мультяшные песенки. Танцуйте, хлопайте в
ладошки, подпевайте. Вместе это делать веселее, и ребенок будет копировать ваши
танцевальные движения.
№4. «Многоликая Сенсорика»
Самая
большая категория представлена сенсорными развивающими играми. Сенсорика
многообразна, уникальна и удивительна. Она включает в себя все познавательные
манипуляции, в процессе которых ребенок познает такой огромный и загадочный
окружающий мир: свойства предметов, фактуры, текстуры, формы, звуки и другие
свойства всего того, что находится на расстоянии вытянутой руки.
Для
развития тактильных восприятий лучше всего использовать специальный сенсорный
коврик. Это широкая и длинная дорожка, чаще всего обычная туристическая пенка
яркого цвета (проследите, чтобы она не была токсичной!), на которой в
произвольном порядке нанесены разные изображения, закреплены шелестящие,
шуршащие, пищащие, рычащие предметы, пуговицы, кольца, шнуровки, клавиши,
замочки и все, что посчитаете уместным и безопасным. Коврик можно купить
готовый, а можно скомпоновать самостоятельно. Такой коврик способен увлечь ребенка
на несколько часов! Мамы непосед это непременно оценят, поскольку получат
возможность немного отдохнуть, в то время как их детки будут познавать
премудрости окружающего мира. Однако наибольшую пользу принесет, конечно же,
совместная игра. Маме нужно показывать и рассказывать о всех особенностях
предметов на коврике. «Смотри, какой большой круг, а вот очень холодный ключик
– он из металла». Такое речевое сопровождение поможет быстрее ребенку запомнить
название вещей, цвета и другие тонкости.
Для
тех малышей, которые уже активно ходят, подойдет другая вариация – сенсорное
домино или лото. Игровое поле, фишки, бочонки, кубики, кости – все это покрыто
разными материалами: пластиком, бархатом, тисненой резиной, мехом и т.п.
Показывайте, рассказывайте, трогайте, ощущайте и чувствуйте, делитесь
впечатлениями.
Развивайте
фантазию. Вот этот шершавый предмет, что напоминает? Может наждачную шкурку,
которую ты видел у папы в инструментах? Или мамину пилочку для ногтей?
Подталкивайте ребенка к мыслительной деятельности, пусть он ищет сходства и
различия, пытается узнавать предметы с закрытыми глазками, запоминать их
расположение. Сенсорика важна и интересна тем, что показывает, каким
разнообразным может быть наш тактильный мир, какими приятными или неприятными
могут быть ощущения от прикосновений.
№5. «Речевки или лучше сказать:
речевые игры»
Из
названия категории игр становится понятно, что основная их функция – развитие
речевых навыков у детей, слухового восприятие чужой речи. Компонентами всех
речевых игр в обязательном порядке являются стихи, песни, рассказы, истории,
потешки, скороговорки. Предлагая ребенку все это, вы пополняете его словарный
запас, учите правильной расстановке слов в предложении, знакомите с рифмой,
интонацией, улучшаете способности к запоминанию.
Есть
специальные упражнения на развитие речевого дыхания. Например, мини-футбол:
сядьте с ребенком по разные стороны стола, возьмите шарик для пинг-понга и
пасуйте его друг другу с помощью дыхания.
№6. «Экспертный уровень –
дидактические игры»
Клинические
психологи единогласно установили, что одну из наиболее полезных категорий
развивающих игр составляют, так называемые, дидактические. Они гарантируют
активную обучающую деятельность, которая в отличие от других развивающих игр
имеет свою четкую структуру и свод правил. Дидактические игры, в зависимости от
своей тематики, помогают совершенствовать самые разные познавательные навыки
малыша. Кроме того, для занятий дидактическими играми потребуются специальные
приспособление – игрушки, а также печатные материалы. Что же это за предметы?
В
первую очередь сортеры. Они лучше всего подойдут для освоения деткам до трех
лет. Различные детали, которые необходимо помещать в соответствующие им по
форме и другим критериям отверстия и пазы, трафареты, куда нужно складывать
цифры, буквы, фигурки техники, плодов, а также пазлы – вначале крупные на
три-четыре секции, а потом все мельче, детские домино, где вместо цифр картинки
и цель игры найти им парные, пирамидки и кубики – традиционные дидактические
инструменты.
Еще одна особенность
дидактических игрушек – многофункциональность. Например, по детскому домино
можно выучить названия и изображения разных животных, понятия «много/мало»,
использовать как строительный материал для домиков, мебели, гаражей и т.д. Найти
дополнительное применение для дидактической игрушки совсем несложно, главное
фантазировать и не мешать это делать ребенку.