Поиск

6 развивающих игр, в которые обязательно нужно играть с детьми

26/04/2018
СМОЛЯР Стефания
568

Развивающие игры для детей

 

По мнению психологов: игры с развивающим уклоном – это главное направление деятельности всех малышей. Именно благодаря таким занятиям они так активно развиваются, и задача каждой мамы и каждого папы сделать развивающие игры как можно увлекательнее, чтобы они приносили не только пользу, но и удовольствие. С развивающими играми все не так просто: они имеют четкую классификацию в зависимости от того, на развитие чего они направлены. Вот шесть основных видов таких игр.


№1. «Движение – это жизнь!»

Речь идет о подвижных играх, функция которых совершенствовать уменья ребенка ходить, бегать, прыгать, падать, вставать, наклоняться и т.д.. Параллельно они улучшают физическое состояние крохи, повышают его выносливость, тренируют координацию и реакцию, развивают вестибулярный аппарат, учат следовать установленному алгоритму действий. Естественно, что лучшее место для занятий подвижными играми – это свежий воздух.

Но если затеяли подвижную игру в комнате, то выбирайте для нее самое просторное помещение, чтобы в процессе игры ребенок не травмировался и не встретил на пути опасных преград в виде стеклянного столика, большой вазы, или подобных предметов. Для «комнатной» подвижной игры подготовьте инвентарь – «лужи» из бумаги или из клеенки. Чтобы они не скользили по полу, прикрепите их скотчем. Скажите: «Дождь пошел! Бежим домой! Только ножки бы не промочить!» И начинайте вместе с малышом бодро перепрыгивать «лужицы». Вначале держите его за ручки или за ручку, а когда он освоится, то с удовольствием будет «спешить домой» сам, научиться хорошо прыгать, рассчитывать расстояние, выбирать оптимальный путь до своей цели.


№2. «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Все пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Это очень важное и полезное занятие. Они ценны своей способностью не только делать ручки более умелыми, но и развивать речевые способности, разгружать психику, снимать нервное перенапряжение, успокаивать. Человеческие руки считаются периферическим отделом центральной нервной системы. Работаешь руками – тренируешь мозг. В коре головного мозга расположены отделы, которые регулируют движения пальцев рук и речевое развитие, и расположены эти отделы настолько близко, что при любой стимуляции пальчиков ребенка происходит и стимуляция речевого аппарата, тем быстрее и лучше ребенок начинает разговаривать.

Что включают в себя пальчиковые игры? Прежде всего, это рисование, как инструментами (кистями, карандашами, мелками и т.д.), так и самими пальчиками (для такого вида рисования сегодня есть немало вариантов пальчиковых раскрасок). Далее идут пальчиковые куклы, различные игры со шнуровками, а также знаменитые «Сорока Ворона» и похожие потешки:

«- Большой пальчик, где ты был?

- С братом средним суп варил!

- Указательный, а ты?

- Я садил в саду цветы!

- Безымянный и Мизинец, вы ленитесь?

- Нет, ну что вы! Вот сейчас сделаем поклон для вас!»

Незаменим для пальчиковых игр пластилин. Яркий, мягкий, податливый. Из него можно лепить колобков, катать сосиски и даже рисовать. Найдите картинку, на которой изображен крупным планом простой и знакомый предмет – ягода, яблоко, круг или квадрат. Покажите, как можно изменить цвет предмета при помощи пластилина: отщипывайте по маленькому кусочку массы и размазывайте ее по картинке. Все дети обожают делать корзинки с ягодками. Вы сделайте лукошко, а малыш пусть наполнит ее катышками-ягодками, или усложните – грибочками.


№3. «В ритме танца!»

Музыкально ритмическая категория игр направлена на совершенствование умений двигаться в такт с музыкой, управлять своим телом, развивает музыкальный слух. Ежедневные распевки очень эффективно устраняют речевые дефекты, также при помощи распевок логопеды корректируют логоневрозы то есть заикание у деток. Правильно подобранная музыка очень благоприятно влияет на эмоциональный фон малыша: классика, веселые детские мелодии, мультяшные песенки. Танцуйте, хлопайте в ладошки, подпевайте. Вместе это делать веселее, и ребенок будет копировать ваши танцевальные движения.


№4. «Многоликая Сенсорика»

Самая большая категория представлена сенсорными развивающими играми. Сенсорика многообразна, уникальна и удивительна. Она включает в себя все познавательные манипуляции, в процессе которых ребенок познает такой огромный и загадочный окружающий мир: свойства предметов, фактуры, текстуры, формы, звуки и другие свойства всего того, что находится на расстоянии вытянутой руки.

Для развития тактильных восприятий лучше всего использовать специальный сенсорный коврик. Это широкая и длинная дорожка, чаще всего обычная туристическая пенка яркого цвета (проследите, чтобы она не была токсичной!), на которой в произвольном порядке нанесены разные изображения, закреплены шелестящие, шуршащие, пищащие, рычащие предметы, пуговицы, кольца, шнуровки, клавиши, замочки и все, что посчитаете уместным и безопасным. Коврик можно купить готовый, а можно скомпоновать самостоятельно. Такой коврик способен увлечь ребенка на несколько часов! Мамы непосед это непременно оценят, поскольку получат возможность немного отдохнуть, в то время как их детки будут познавать премудрости окружающего мира. Однако наибольшую пользу принесет, конечно же, совместная игра. Маме нужно показывать и рассказывать о всех особенностях предметов на коврике. «Смотри, какой большой круг, а вот очень холодный ключик – он из металла». Такое речевое сопровождение поможет быстрее ребенку запомнить название вещей, цвета и другие тонкости.

Для тех малышей, которые уже активно ходят, подойдет другая вариация – сенсорное домино или лото. Игровое поле, фишки, бочонки, кубики, кости – все это покрыто разными материалами: пластиком, бархатом, тисненой резиной, мехом и т.п. Показывайте, рассказывайте, трогайте, ощущайте и чувствуйте, делитесь впечатлениями.

Развивайте фантазию. Вот этот шершавый предмет, что напоминает? Может наждачную шкурку, которую ты видел у папы в инструментах? Или мамину пилочку для ногтей? Подталкивайте ребенка к мыслительной деятельности, пусть он ищет сходства и различия, пытается узнавать предметы с закрытыми глазками, запоминать их расположение. Сенсорика важна и интересна тем, что показывает, каким разнообразным может быть наш тактильный мир, какими приятными или неприятными могут быть ощущения от прикосновений.


№5. «Речевки или лучше сказать: речевые игры»

Из названия категории игр становится понятно, что основная их функция – развитие речевых навыков у детей, слухового восприятие чужой речи. Компонентами всех речевых игр в обязательном порядке являются стихи, песни, рассказы, истории, потешки, скороговорки. Предлагая ребенку все это, вы пополняете его словарный запас, учите правильной расстановке слов в предложении, знакомите с рифмой, интонацией, улучшаете способности к запоминанию.

Есть специальные упражнения на развитие речевого дыхания. Например, мини-футбол: сядьте с ребенком по разные стороны стола, возьмите шарик для пинг-понга и пасуйте его друг другу с помощью дыхания.


№6. «Экспертный уровень – дидактические игры»

Клинические психологи единогласно установили, что одну из наиболее полезных категорий развивающих игр составляют, так называемые, дидактические. Они гарантируют активную обучающую деятельность, которая в отличие от других развивающих игр имеет свою четкую структуру и свод правил. Дидактические игры, в зависимости от своей тематики, помогают совершенствовать самые разные познавательные навыки малыша. Кроме того, для занятий дидактическими играми потребуются специальные приспособление – игрушки, а также печатные материалы. Что же это за предметы?

В первую очередь сортеры. Они лучше всего подойдут для освоения деткам до трех лет. Различные детали, которые необходимо помещать в соответствующие им по форме и другим критериям отверстия и пазы, трафареты, куда нужно складывать цифры, буквы, фигурки техники, плодов, а также пазлы – вначале крупные на три-четыре секции, а потом все мельче, детские домино, где вместо цифр картинки и цель игры найти им парные, пирамидки и кубики – традиционные дидактические инструменты.

Еще одна особенность дидактических игрушек – многофункциональность. Например, по детскому домино можно выучить названия и изображения разных животных, понятия «много/мало», использовать как строительный материал для домиков, мебели, гаражей и т.д. Найти дополнительное применение для дидактической игрушки совсем несложно, главное фантазировать и не мешать это делать ребенку.

Почему глаз чешется?Читать статью
Чувства угасли? Как преодолеть семейный кризисЧитать статью
Папа уклёксяЧитать статью
Краснуха и розеола: в чем разница?Читать статью
Десерт или основное блюдо?Читать статью
Как экономить с помощью промокодов Русский Фейерверк?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.