Главная > Статьи > Актуальные советы сезона > Частные уроки: логопед рекомендует

Частные уроки: логопед рекомендует

Советы логопеда

 

Между словом и действием

Слова, которые мы произносим, имеют ритмический рисунок, и
если у ребенка нет чувства ритма, возникают проблемы с речью. Существует
система специальных упражнений, сочетающих речь и движение (фонетическая
ритмика), где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов)
сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Такие занятия помогают
сформировать фонетически правильную речь. Конечно, лучше всего делают это в
логопедических садах, группах, речевых центрах, но родители, зная особенности
развития речи своего ребенка, тоже могут ему помочь. Одно условие  – у крохи не должно быть неврологических
проблем.

 

Как слышит, так и говорит

Нередко родителям приходится слышать от логопеда, что у их
ребенка плохо сформирован фонематический слух. Что это такое, насколько это
серьезно и что делать дальше, многие не знают.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и
различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл их сочетания –
слова, фразы, тексты. Благодаря речевому слуху мы можем различать человеческую
речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Чтобы это уметь, ребенку
необходимо научиться слушать, тогда он сможет правильно говорить, произносить
звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса
(говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Речевой слух развивается с младенчества. Кроха очень быстро
учится отличать голос матери от голосов других людей, улавливает и запоминает
интонации ее речи. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно
фонематического слуха, малыш внимательно слушает и повторяет звуки родного
языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в
первые 5–6 лет жизни малыша. В этом возрасте появляются все звуки родного
языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.

 

Ты только послушай!

Чтобы чадо быстро научилось различать звуки, чтобы ему было
не сложно разбираться в их многообразии, обращайте внимание крохи:

● на то, как шумит ветер, дождь, шелестит листва, журчит вода;

● на звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки,
мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание
лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука;

● на то, как «звучат» предметы и материалы: стук молотка, звон
бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета;

● на
шум едущего транспорта: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов,
гудение самолета;

● на различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки,
трещотки, пищалки. Давайте слушать звон колокольчика, стук барабана, бубна,
свист дудочки, звон металлофона.

 

Развитие речи

Согласно исследованиям известного педагога, логопеда Р.Е.
Левиной, прежде чем полноценно овладеть восприятием звуков родного языка,
ребенок проходит пять периодов развития речи. На первом этапе у малыша
полностью отсутствует различение звуков, понимание речи и активная речь. На
втором этапе ребенок может различить наиболее далекие звуки, например (к-с), а
близкие все еще затрудняется (ш-ж; с-з). На этой стадии кроха слышит звуки
иначе, чем мы, взрослые люди, и произносит их неправильно, искаженно. Он
одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на те, которые
произносит сам. На третьем этапе происходят серьезные сдвиги. Маленький человек
уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками.
На четвертом – в восприятии крохой текстов преобладают новые образы звуков.
Активная речь ребенка становится почти правильной. На пятом этапе процесс
фонематического развития завершается. Кроха слышит и говорит «как надо». Первые
три периода малыш проходит в раннем детстве до трех лет, в дошкольном возрасте
он преодолевает два последних этапа.

 

Музыка волн, музыка ветра

С рождения ребенок слышит разнообразные звуки: шум дождя,
мяуканье кошки, гудки машин, музыку, человеческую речь. Сначала он воспринимает
только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно малыш
начинает различать звуки по тембру звучания. Он пока еще не умеет управлять своим
слухом. Для того чтобы ребенок мог сосредоточиться на звуках, его необходимо
этому обучить. Например, вы сидите дома, а на улице пошел сильный дождь.
Скажите малышу: послушай, что это шумит на улице? Слышишь? Как шумит дождь? Как
он сильно капает? Кап- кап-кап! А что слышишь ты?..

 

Мягкое и твердое, звонкое – глухое

Малыш часто смешивает первые звуки, которые произносит. Как
правило, это свистящие и шипящие. Некоторым детям бывает трудно различать
глухие и звонкие звуки П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, В-Ф или твердые и мягкие Л-Л’,
Т-Т’, Д-Д’, Н-Н’.

Чтобы кроха не смешивал в произношении близкие по
артикуляции звуки, надо научить его различать их на слух. То есть с помощью
специальных упражнений развивать особый вид слуха – фонематический.

Занятие по развитию фонематического слуха, необходимо
проводить по каждой смешиваемой паре звуков, различать их в слогах, затем в
словах и предложениях. В словах различные звуки удобнее находить с использованием
картинок, изображающих предметы, названия которых отличаются только одним
звуком (коза-коса, лак-рак). Перед ребенком кладут сразу два рисунка и просят
сказать, где рак, где лак. Не показывайте на предмет пальцем, когда называете,
чтобы исключить возможность его угадывания малышом.

 

Что дают занятия с использованием игровых упражнений на
основе фонетической ритмики? Практика и опыт работы показывают, что у детей
активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация
движений; улучшается фонематический слух; нормализуется речевое дыхание;
формируется умение изменять силу и высоту голоса; улучшается
ритмико-интонационная сторона речи; уточняется артикуляция имеющихся звуков,
вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков; повышается речевая
активность.

 

Это наиболее ярко
проявилось в работе с «неговорящими» детьми. Данная методика стимулировала у
них появление зачатков собственной активной речи. По мнению логопедов, занятия
с использованием упражнений на основе фонетической ритмики будут полезны не
только детям с задержкой речевого развития, но малышам, которые для своего
возраста разговаривают нормально.

Предлагаем рассмотреть
некоторые из таких упражнений:

Упражнение на О[О]

И.п.: малыши
приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди
(сгруппировались). Далее встают и с удивлением в голосе, произнося гласный
[о-о-о…], плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо
над головой.

 

Интонация удивленияИнтонация удивления
[У]

И.п.: руки согнуты на
уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у…], дети
давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

 

Интонация угрозы [И]

интонация угрозы

Дети приседают на корточки,
обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). Далее
поднимают руки высоко над головой (пальцы сжаты в кулачок, указательный
направлен вверх). И, стоя на носочках, тянутся вверх. Одновременно произносят
гласный [и-и-и…].

 

интонация удивления и радостиИнтонация удивления и
радости [Ы]

И.п.: руки согнуты на
уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося
гласный [ы-ы-ы…], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки
(«растягивают пружину»). Звук [ы] произносится сердито.

С помощью подобных
упражнений можно ставить и другие звуки.

 

Звуки дома

Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к
звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах,
бульканью супа и шипению котлетки на сковороде. Спросите кроху, что за звуки он
слышит, когда работают различные бытовые приборы (жужжит пылесос, шипит
закипающий чайник, гудит компьютер).

В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку
определить источник звука с закрытыми глазами. Делать это лучше всего в игре.

 

«Громкие салочки»

Предложите крохе побыть комариком, пчелкой, лягушкой или
мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж). Дети, которых
выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь
догнать других игроков и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится
«вредным насекомым», начинает жужжать и догонять других детей.

 

«Угадалки»

 Для развития
слухового внимания, пополнения активного словаря, развития фразовой речи
используют «метод ширмы». Взрослый за перегородкой (дверь, простыня, экран)
стучит молоточком, звенит в звонок, бьет в бубен, трещит трещеткой и предлагает
ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

 

«Цыпочка на цыпочках»

Это упражнение используют для развития слухового внимания,
координации и чувства ритма. Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень
громко. Соответственно звучанию музыкального предмета, ребенок выполняет
движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, когда звук
становится совсем сильным – бежит.

 

«Постучим карандашом»

Упражнение развивает слуховое восприятие. Для этого малышу
показывают различные домашние предметы (чайник, стакан, кухонную доску,
кастрюлю).

Взрослый по очереди дотрагивается до них карандашом.
Ребенок, сидя за столом с закрытыми глазами, после каждого удара должен
определить, обо что сейчас постучал карандаш.

Кроме того, полезно составлять чистоговорки, в которых
наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические
формы слов, например косвенные падежи существительных.

От-от-от – полосатый кот.

Та-та-та – увидели кота.

Ту-ту-ту – подошли к мосту.

Ай-ай-ай – мне конфетку дай.

Ой-ой-ой – Васенька больной.

Эй-эй-эй – догони сумей.

Также для развития фонематического слуха ребенка учат
различать звонкие и глухие согласные (ж-ш, с- з и т.д.), вы можете предложить
малышу следующие упражнения.

Повторить за вами слоговые ряды:

Та-да-да             Са-за-за

Да-та-да             За-са-за

Па-ба-ба             Ка-га-га

Ба-ба-па             Га-ка-ка

 

Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и
звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руки, если слышит звонкий, и опускает –
если слышит глухой: -са-за-зы;- сэ-зо-зэ; сани, сайка, зайка, знамя, скалка,
свалка, звание, стакан.

Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых –
мягких звуков (л-л’, р-р’, т-т’).

 

Звуки С-З

Скороговорка: Стоит воз овса, возле воза овца.

Поговорки: У страха глаза велики. Лето собирает, а зима поедает.
Трусливому зайке и пенек волк. Один за всех, все за одного.

 

Звуки С-Щ

Скороговорка: Ща – са – са – под кустом сидит лиса. Ца – ча
– ча – растет птенчик у грача.

У гусыни усов ищи, не ищи – не сыщешь. Ищи ветра в поле. Щи
да каша – пища наша.

Для развития мышления и формирования полноценного фонематического
слуха хорошо использовать небольшие стихотворения-загадки с пропуском
последнего слова, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с
рифмой стихотворения.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это (Петушок)

 

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это (Белка)

 

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки,

Что же это? (Елки)

 

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

 

В ритме танца

Для закрепления звуков в слогах, словах, фразах хорошо
использовать фонетическую ритмику. На чем она основана? Учеными давно доказана
теснейшая связь между движением рук и формированием произношения, где
жестикуляция играет стимулирующую роль, активно и положительно влияет на
развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в
дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Когда
движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности, тогда
начинает активно формироваться речь. Суть метода в следующем: детям предлагают
для подражания различные виды движений и их комбинации. Они сочетаются с
произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и
коротких текстов.

 

Играем дальше

Занятия с малышами всегда проводят в игровой форме.

Например, при знакомстве со звуком [а], давая команду
«Спря-тались!», можно сказать детям, что они похожи на грибочки, которые
укрылись под листочками от грибников, что они могут засыпать как мышата в
норках, а просыпаясь, радостно приветствовать солнышко.

Произнося звук [у], дети «пугают» то Бабу Ягу, то Кощея
Бессмертного, то Змея Горыныча.

На звук [о] обыгрываются различные ситуации удивления. Дети
«глазам своим не верят», что перед ними, то летящий по небу слон или крокодил,
то курица, у которой выросли большие уши, то еще какая-нибудь небывальщина. При
этом чем необычней и смешней ситуация, тем больше интерес детей к игре и тем
ярче эмоции.

Звук [э] — растаявшее мороженое, а такая ситуация всегда
сопровождается разочарованием и обидой.

Звук [ы] — растягивание пружины или тренировка силачей.

Звук [и] — растущие к солнышку колоски; натянутые струнки.

 

Поехали-поехали, с орехами, с орехами

Говоря о правильном произношении, мы волей-неволей
сталкиваемся с вопросом ритма и слова. Ребенку с рождения нравится, когда его
качают, возят на коляске, поют песни, то есть используют ритмичные действия в
его повседневной жизни. Именно благодаря ритму мы начинаем говорить. Поэтому на
занятиях с малышом необходимо использовать логоритмику – соединение речи и
движения с музыкой.

Необходимо обращать внимание на точность выполнения
упражнений. Их темп и амплитуда согласовываются с динамикой звучания мелодии.
Для таких занятий подбирают песни эмоционально-выразительные, образные, с
доступным возрасту чада текстом.

 

Споемте, друзья!

В начале статьи мы упоминали о логоритмике. Теперь
остановимся на ней более подробно. Это один из видов речевой работы, который
помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма,
нормализации и регулированию темпа высказывания (Э. Жак-Далькроз, В.А. Гринер,
Г.А. Волкова). Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети
выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Все
занятия строятся на подражании. Речевой материал предварительно не выучивается.

Темп, ритм музыки используется для самостоятельного выбора
ребенком нужного движения, а это очень важно для детей, имеющих проблемы
речевого развития. Приведем примеры нескольких логоритмических упражнений:

«Кап-кап» Е. Макшанцевой

Кап, кап, кап! Поет
взрослый, ребенок подпевает.

Кап, кап, кап!

«Кап» – ударение указательным пальцем левой руки по
раскрытой ладони правой.

Что там за оконцем?

Кап, кап, кап!

Кап, кап, кап!

Что блестит на солнце?

Кап, кап, кап!

Кап, кап, кап!

Капают капели.

То весна к нам пришла,

Птицы прилетели!

Тинь, тинь, тинь!

«Тинь»-хлопок.

Тинь, тинь, тинь!

Дети слушают, как поет
взрослый, и сами подпевают.

Кто там за оконцем?

Тинь, тинь, тинь!

Тинь, тинь, тинь!

Греется на солнце?

 

«Домики для
пальчиков»

Раз, два, три, четыре, пять – ребенок разжимает пальцы
одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.

Вышли пальчики гулять выполняют
повороты кистей рук вправо-влево. Раз, два, три, четыре, пять – сжимают
пальчики поочередно в кулак. В домик спрятались опять вращательные движения
кулочками вправо-влево.

 

Светлана УЛЬЯНОВИЧ-ВОЛКОВА,
Светлана МУРДЗА,

логопеды 1-ой
категории Центра патологии речи и нейрореабилитации


Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

Дмитрий Лиханов

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.