Бывает, что несмотря на то, что все звуки у ребенка
поставлены, общее звучание его речи смазанное. Речь кажется невнятной. При
тяжелой патологии, в очень редких случаях, поставленный и автоматизированный
звук «уходит», сформированный навык распадается. Но и при отсутствии патологии
многие дети поступают в школу с нарушениями звукопроизношения, что мешает им
успешно овладеть грамотой.
Типичные ошибки
Звукопроизношение считается нарушенным, если один или
несколько звуков, сложных по артикуляции, ребенок произносит неправильно. Чаще
всего это звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р, л]. в образовании этих звуков
принимает участие передняя часть и кончик языка. При этом движения языка должны
быть очень мелкими и точными. Для произнесения [ш, ж, ч, щ, р, л] требуется
подъем языка вверх.
Нарушение звукопроизношения может проявляться у детей
следующим образом. Ребенок заменяет трудный для него звук, на более простой:
рама – «ама». Часто родители замечают, что ребенок произносит звук искаженно, с
неправильным артикуляционным укладом: язык виден между передними резцами,
горловое произношение [р]. Проблемными у детей могут оказаться один или
несколько звуков.
Родители должны знать: чтобы ребенок мог правильно
произносить звуки, необходим ряд объективных условий. Прежде всего – правильное
строение органов артикуляционного аппарата. Укороченная подъязычная уздечка,
массивный язык, высокое нёбо, неправильный прикус – все эти особенности могут
стать препятствием для правильного произношения. В этих случаях следует
обратиться к специалистами. Кроме того, при речевом выдохе воздушная струя
должна быть достаточно сильной. Для тренировки существуют специальные
дыхательные упражнения. Посоветуйтесь с логопедом.
Когда обращаться к специалисту
Если звукопроизношение нарушено без видимых изменений в
строении органов артикуляции, дыхания и т.д., то причина может быть в
недостаточном функционировании определенных зон коры головного мозга к органам
артикуляционного аппарата. В зависимости от степени поражения это может стать
причиной смазанности речи (иногда это называют дизартрическим компонентом).
С точки зрения нейропсихологии, любое нарушение речи не
может быть изолированным, так как звукопроизношение представляет собой сложную
систему, в структуру которой входят различные компоненты. И если страдает
какой-либо один компонент, то страдает вся функция. Поэтому при более
внимательном наблюдении детей с нарушением звукопроизношения можно обнаружить у
них и другие особенности: нарушения в слоговой структуре слова (пропуски,
перестановки слогов), в построении предложений (неправильное согласование
слов), в собственном связном высказывании (нарушение причинно-следственных
связей), недостаточное развитие моторики пальцев рук. В этих случаях есть смысл
обратиться за консультацией к специалисту.
Терпение и труд
Дома в работе с такими детьми необходимо как бы
«программировать» нужные артикуляционные движения, следить за плавностью и
правильностью их исполнения. Если ребенок не ходит в специальную логопедическую
группу, вы всегда можете получить консультацию у логопеда, который должен
рассказать вам, как следует проводить занятия.
На этапе подготовки и постановки звука важно добиться того,
чтобы органы артикуляционного аппарата могли принимать нужное положение и
удерживали его. Эти статические положения, их правильное выполнение и ощущения
от положения языка важно тщательно отработать. Ребенок должен из запомнить.
Параллельно вы работаете над развитием силы речевого выдоха. В случае со
звонкими согласными требуется и одновременная работа голосовых связок. Все эти
три составляющих (артикуляционный уклад, воздушная струя, голос) соединяются в
поставленный звук.
На этапе автоматизации и при постановке звуков [ц, ч] необходимо
все вышеперечисленное плюс плавное переключение органов артикуляции из одного
положения в другое. Для произнесения слога, серии слогов, слова, предложения
осуществляется сложная двигательная программа. Она требует определенной
тренировки, иногда длительной, особенно в случае необходимости ломки старого стереотипа
неправильного произношения. Требуйте от ребенка, чтобы он сам следил за своей
речью и по возможности исправлял ошибки без ваших указаний.
Советы родителям
Если малыш ходит в детский садик, где есть логопед, дома
родители могут также заниматься с ним. Что можно порекомендовать при выполнении
домашних заданий?
— занимайтесь с ребенком ежедневно по 10-15 минут, лучше 2
раза в день.
— Пусть ребенок сидит удобно на стуле, с прямой спиной.
— Занимайтесь перед зеркалом, чтобы ребенок мог хорошо
видеть себя.
— Занятия лучше всего начинать с артикуляционной гимнастики,
2-3 упражнений достаточно.
— Если логопед дал вам какое-либо пособие по занятиям,
внимательно ознакомитесь с ним.
— Вам непонятны какие-то требования к выполнению задания?
Попросите у врача-логопеда дополнительных объяснений или посмотрите, как это
делает он сам на занятиях с вашим ребенком.
— Если вашему ребенку логопед делает массаж, постарайтесь
овладеть несколькими приемами логопедического массажа для лица, губ, языка.
Можно с него начать занятия, а после – артикуляционного гимнастика.
Для выполнения артикуляционной гимнастики с малышом
рекомендуется использовать картинки-символы (чашечка, грибок, лошадка).
Придумайте вместе с ребенком смешную историю, пусть он расскажет ее
самостоятельно, обращая внимание на правильную артикуляцию. А вы
проконтролируйте точность выполнения артикуляционных движений, способность
ребенка удерживать определенное положение языка, губ (заборчик, трубочка).
Не забывайте о дыхательных упражнениях, их можно проводить в
игровой форме: надувать воздушные шарики – кто быстрее, надувать мыльные
пузыри, делать пузыри в воде через трубочку для сока, играть в футбол ватным
мячиком через игрушечные ворота. Ребенок должен научиться выполнять
артикуляционные упражнения в разном темпе: медленно и быстро. Следите за тем,
чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики подбородок оставался
неподвижным.
На этапе введения
звука в речь необходимо обратить внимание:
- На регулярность домашних занятий.
- На постепенное усложнение речевого материала:
слоги, простые слова, слова со стечением согласных, слова со сложной слоговой
структурой, предложения и т.д. - Старайтесь приучить ребенка произносить
автоматизируемый звук длительно, т.е. выделяя его в слоге, в слове, в
предложении («с-с-с-а», «с-с-с-анки», «л-л-л-апа», «Сидит кош-ш-шка на
окош-ш-ш-шке»). - Произносите заданный речевой материал тихо,
громко, медленно, быстро. - Используйте настольные игры (лото), игры в
слова, игры с правилами. Договаривайтесь с ребенком о правильном произнесении
нужного звука во время игры (контроль за деятельностью). Введите призовые и
штрафные очки – рассказать стишок с заданным звуком. - Учите ребенка придумывать предложения по
картинке (двум, трем картинкам) или заканчивать начатое вами предложение. - Сочиняйте вместе с ребенком сказки (тоже хорошо использовать
сначала картинки). - После чтения коротких рассказов попросите
ребенка пересказать их. - Рисуйте с ребенком геометрические узоры (с
двумя-тремя и более повторяющимися элементами), тренируя ритмичные, плавные
движения руки, желательно без частых отрывов от бумаги. - Разучивайте динамичные упражнения для пальцев
рук с речевым сопровождением (на автоматизируемый звук).
И самое главное. Следите за своей речью.
Говорите развернутой фразой, четно произнося слова. Избегайте в своей речи
слов-паразитов. Будьте тактичны к ребенку, поправляйте его терпеливо. Не
рассказывайте при ребенке о его недостатках окружающим.
Желаю успеха!
Маргарита Сафронова, логопед
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.