Наука не даст соврать: россияне – довольно противоречивая нация. Так, согласно исследованию компании ESET, 97% родителей из России обеспокоены доступностью интернет-технологий, более того – согласны с утверждением, что дети слишком рано начинают использовать интернет. При этом смартфон ребенок получает уже на седьмой день рождения, а в соцсетях в среднем регистрируется в 8,5 лет и в дальнейшем использует их почти без надзора со стороны взрослых.
Выше – средняя температура по больнице, а на практике часто бывает, что детсадовец переписывается с друзьями ВКонтакте, а девочка 5 лет постит в Инстаграм свои любимые игрушки.
Расскажем об угрозах, с которыми может столкнуться ребенок в социальных сетях, и как родителям обеспечить детям безопасный досуг.
Сомнительные «френды»
Кто виноват?
Незнакомые люди не всегда злоумышленники, но вполне могут ими быть: выяснять окольными путями личную информацию ребенка и его родителей, просить деньги в долг, шантажировать ребенка фотографиями, которые тот в порыве доверия прислал раньше, приглашать в сомнительные группы.
Что делать?
Объясните ребенку разницу между другом и «френдом», раз и навсегда договоритесь о том, что нельзя сообщать посторонним людям в социальных сетях (полное имя, адрес, телефон, паспортные и платежные данные родителей). Отключите геометки при публикации записей ребенка на стене.
Призывайте ребенка сохранять анонимность (хотя бы для посторонних): пусть использует псевдонимы, не публикует личные данные и настроит видимость публикаций только для людей, которых знает лично.
По возможности просматривайте переписку ребенка и список друзей. Спрашивайте про тех, кто вам незнаком. И не разрешайте лично встречаться с теми, кого ребенок знает только «по сети».
Укрепляйте доверие: пусть ребенок не боится, не стесняется и не ленится рассказывать обо всем необычном или пугающем, что произошло с ним в соцсетях. Не ругайте и не корите, но направляйте и давайте тактичные советы.
Вирусы и спам
Кто виноват?
Приятели ребенка в соцсетях могут намеренно или по незнанию отправить ему файлы, зараженные вредоносными программами. Что уж говорить о малознакомых людях! Кроме того, завсегдатаям соцсетей знакомы лавины рекламных предложений (спама), которые сыплются со всех сторон.
Что делать?
Расскажите ребенку о потенциальных опасностях, которые могут скрываться в «безобидном» файле с картинкой или смешным видео. Договоритесь, что ребенок не будет открывать присланные без запроса файлы до проверки.
Установите на компьютер и мобильные устройства ребенка современный антивирус и регулярно обновляйте его. Программа успешно справится с вредоносным ПО, а функция антиспама заблокирует нежелательные письма.
Иллюзия идеального мира
Кто виноват?
Соцсети – ярмарка тщеславия. Туда мы выкладываем лучшие фото, на лучшем фоне, при наилучших обстоятельствах. Там у нас интересная, яркая, насыщенная жизнь. Там мы – отфотошопленная версия себя. Дети от этого тоже не застрахованы. Не удивляйтесь, если однажды ваш ребенок расстроится, что у приятеля детская комната лучше, игрушки дороже, а на отдых он только в Европу ездит.
Что делать?
Общайтесь с ребенком. Обсуждайте желание всех людей казаться чуть лучше, чем они есть на самом деле, – и как соцсети помогают это желание исполнить. Обращайте внимание малыша на то, что в жизни у каждого (!) человека случается и хорошее, и плохое, но плохое в сеть выкладывать не стоит.
Сказка о потерянном времени
Кто виноват?
Механизм переключения с одного занятия на другое у детей, особенно дошкольников, еще недостаточно развит. Многим родителям знакома ситуация, когда малыш просит планшет «на 15 минут», а потом еще три раза умоляет продлить «на минуточку». Ухудшение зрения, проблемы с позвоночником, отсутствие физической активности, ущерб для учебы, да и просто потеря времени (которое можно потратить на другие, «детские», игры и занятия!) не зря беспокоят родителей.
Что делать?
Интернет и социальные сети – это неотъемлемая часть жизни современных детей, поэтому нет смысла категорически запрещать то, с чем ребенок столкнется в школе, на дополнительных занятиях, на улице.
Тактично контролируйте пребывание ребенка в соцсетях и вообще в интернете. Установите понятные правила и не делайте исключений. Оговорите, когда можно заходить в сеть, при каких условиях, сколько времени там допустимо проводить.
Существуют мобильные приложения для смартфонов и планшетов, которые помогут избежать споров и уговоров, – просто выберите допустимую продолжительность «игрового» времени.
Обязательно давайте ребенку положительный пример: не проводите все свободное время у телевизора или в обнимку со смартфоном. Придумывайте и предлагайте другие варианты досуга – активного, интересного, «не-сетевого».