Храни меня, мой талисман
Храни меня, мой талисман
16/06/2016
ИЛЬИЧЕВА Анастасия
99

обереги

 

В старое время охранять жизнь младенца следовало уже с момента зачатия. Когда становилось понятно, что  на свет скоро появится малыш, будущую маму скорее прятали от чужих глаз и ограничивали ее местопребывание родным домом, двором и садом-огородом. Смотреть она должна была только на красивое, избегать страшных видом людей и зверей, чтобы не родить от испуга некрасивое дитя. Для собственной безопасности и оберега родного дитяти женщина  использовала много хитрых приспособлений – обвязывала вокруг пальца красную шерстяную ниточку, клала в карман пучок намертво запутавшейся пряжи и всегда имела при себе железные острые предметы – иголки, ножницы, нож. Еще в дело годились соль, освященная на Пасху, и кирпичик от домашней печки. Все это вовсе не хаотичный набор предметов, а маленький защитный арсенал, наличие которого давал маме некоторую уверенность, что с ней и будущим чадом все будет в полном порядке.

Божьей милостью чадушко рождалось на свет – что первым делом делала повивальная бабка или свекровка? Омывала младенчика, но не простой водою. Накануне родов она заранее ходила на речку – как можно подальше от чужих глаз – и набирала вдоль по течению, ближе к руслу, самой чистой воды. Вернувшись, бабка лила ее на дверную скобу или собственный локоть таким образом, чтобы вода омыла его и стекла обратно в ведро, да при этом приговаривала:

 

Как вода на локте

Не держится,

Так бы и на младенчике

Ни уроки (порча),

Ни призоры (сглаз)

Не держались!

 

Заговоренную таким образом воду после умывания девочек выливали в малинник – чтоб красавицей росла, а «мальчишечью» воду выливали на перекресток дорог – на счастье. Кстати, этот прием был широко в ходу на протяжении всего детства, только в воду еще добавляли холодных угольков из печки количеством три или девять штук.

Непосредственно после родов традиция оберегов продолжалась. Новорожденному отрезали пуповину – у девочек на прялке, у мальчиков на топорище или книге – чтоб стал ученым или мастером. После повивали дитя – то есть перевязывали пуповинку льняной ниточкой, надевали на голое тело маленький шерстяной поясок и закутывали младенца в чистую ношеную льняную рубашку матери или отца – только теперь ему уже ничего не грозило.  Кстати, с опояской человек потом не расставался до конца своих дней – некоторые даже в бане с ней мылись, а человека, которого осуждали, называли с укором «распоясавшимся».

Если младенец долго плакал, это тоже не считалось случайностью, а было проделками мелких злых духов, специализирующихся именно на детских болезнях и криках. «Плаксы» и «Криксы» тут же отсылались матерью «под пень, под колоду, под белую березу, где человек не ходит и дикий зверь не рыщет». Туда же, видимо, отправлялся и «Вопун». А боль посылали на самую верхушку самого высокого дерева:

 

У волка боли,

У лисы боли,

А у Николаши боль

На березку в лес улети.

 

А вот с «Ревом-Полуночницей» поступали хитрее – ее парили в жарко натопленной бане. Для этого мыли ребенка маленьким душистым веничком, а мама трижды приговаривала: «Кого паришь? – Парю Рев-Полуночницу», а потом окатывала малыша чистой водой с приговором:

 

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя вся худоба!

Водичка – книзу,

А дитятко кверху!

 

С тех пор малыш, как водится, спал, как младенец. Правда на всякий случай мама все же приговаривала ему на ночь:

 

Ложись камушком,

Вставай перышком.

 

И подкладывала в самое дно люльки все те же железные предметы – например ключ или ножик. На всякий случай.

А еще то, что мы называем сегодня погремушками, восходит по своему происхождению к тем же оберегам – берестяным шаркункам. Считалось, что спрятанная в коробочку из березовой расписной коры горошина своим шумом отгоняла от ребенка невидимых Злыдней, а заодно и забавляла его.

Был еще один персонаж в народной мифологии – Обмениха, существо просто с отвратительной чертой своего поведения: если младенчик оставался один, без молитвы, нательного креста или оберега, она уносила его в темный лес, подложив вместо него в колыбельку полено. Заколдованным родителям этот чурбан казался собственным ребенком, которого нельзя было ни насытить, ни утешить. Так и орало деревянное чудище с утра и до ночи, пока кто-нибудь из родителей не понимал обман и не заказывал в церкви сугубую молитву за ребенка. Поэтому редкая родительница оставляла малыша, не перекрестив и не благословив его. Недаром наши предки считали, что «без бога не до порога».

Если малыш с трудом засыпал, мама, нянька или бабушка мастерила для него куколку Бессонницу. Из обычного белого клочка ткани формировали круглую голову, потом приделывали ручки, а остаток платка широким подолом заменял кукле ножки. После клали тряпичную барышню в колыбельку со словами:

 

Рев-Бессонница!

Играй этой куколкой,

А не моим дитятком!

 

Раз память об этом обряде дошла до наших дней, значит, Бессонница покупалась на эту уловку. Попробуйте сами, может, и ваш ребеночек забудет о полночных просыпаниях.

Еще в колыбельку могли класть куколку Нянюшку. Мягкая, яркая и полногрудая красавица дарила радость, тепло и уют малышам до трехлетнего возраста. Делалась она самыми близкими людьми с добрыми мыслями о малыше, непременно в душевном настроении и из лоскутков от «счастливого» платья – того, в котором с мамой случалось все только самое хорошее. Такая Нянюшка занимала почетное место в сундуке и даже передавалась по наследству внукам и правнукам. Скажете, чепуха? Грех не согласиться современному человеку. Но как тогда поступить с одной очень известной народной сказкой? В ней куколка, которую мать перед смертью оставила дочке, ей помогала, от бед оберегала и даже пособила хозяйке выйти замуж за доброго молодца, несмотря на происки всяких Двуглазок, Трехглазок и злобной мачехи. Вспомнили? А вот в сказках как раз случайностей и не бывает!

А как же нам быть сегодня, когда приемы обережья несколько подзабылись, да и некогда кукол делать, и настроение не всегда подходящее... Ну, «лень – мать всех пороков», про это мы не будем забывать, так что, не ленясь, будем благословлять наше чадушко на сон, перед едой и на всякое доброе дело. Можно по-прежнему приговаривать про гуся, когда омываем малыша водой, или желать ребенку счастья-доли, здоровья и добра – вода равнодушной к таким просьбам не останется. Помните, что самый главный оберег крохи   – это ваша любовь.

 

Анастасия ИЛЬИЧЕВА

Вам также будет интересно
Святая царица Александра РимскаяЧитать статью
Детское пюре из цветной капусты: проверка РоскачестваЧитать статью
Миндальное масло: секреты красотыЧитать статью
Как давать детям свободуЧитать статью
Мастер-класс: детская прическа «Мальвина» и ее вариацииЧитать статью
Подтягиваем овал лицаЧитать статью
Комментарии
Подпишитесь на рассылку полезных статей от "НЯНЯ.РУ"