С бытовыми испытаниями внимательности ребенок столкнется немного позже, но детские психологи обращают внимание родителей на то, что в раннем возрасте внимательность напрямую связана с наблюдательностью (умением подмечать мелкие, но важные детали), навыками подражания (благодаря которым ребенок быстрее обучается) и памятью (невозможно запомнить то, что ты прослушал или проглядел).
Что такое внимательность? Это способность человека останавливать, концентрировать внимание на чем-то одном, умение отобрать нужную информацию из огромного потока, поступающего извне. Даже взрослым в современном мире это дается нелегко, детям и подавно сложнее сосредоточиться. Предлагаем несколько игр, которые помогут развить в ребенке внимательность.
Игры на ходу
2-3 года
«Мяу-гав!»
Соревнуйтесь с ребенком в том, кто первый увидит на улице кошку (и скажет «мяу»), собаку («гав»), птичку («чик-чирик»). Для детей постарше можно задание усложнить: искать глазами малыша в коляске («ляля»), голубя («гуля»), ворону («кар-кар»), автобус или грузовик («би-бип»). Чаще позволяйте малышу «выигрывать».
«Магазин»
Перед тем, как отправиться с малышом в магазин, составьте вместе и прочитайте вслух список продуктов, которые нужно купить. В магазине же намеренно «забудьте» один предмет из списка. Пусть малыш вспомнит, какой именно.
4-5 лет
«Что изменилось?»
На прогулке внимательно рассмотрите вместе с ребенком все предметы вокруг - расположение припаркованных машин, игрушки в песочнице, солнце и облака на небе и т.д. На следующий день, выйдя на улицу, попытайтесь определить, что изменилось (например, эта красная машина теперь стоит на другом месте, а кошки на скамейке сегодня нет, солнце спряталось и т.д.). Поначалу и вам, и малышу будет сложновато, но затем вы научитесь моментально подмечать детали, даже не отдавая себе в этом отчет.
«Караван»
Внимательность (а заодно память) можно развивать произвольным запоминанием словесных цепочек. Назовите ребенку любое животное («собака»). Задача малыша - повторить то, что вы назвали, и назвать свое («собака, пингвин»). Дальше вы вновь повторяете за ним сказанное и называете новое животное... Проигрывает тот, кто первым ошибется или собьется.
Игры дома
1,5-3 года
«Прятки»
«Спрячьте» на глазах у малыша небольшой предмет - например, игрушку из киндер-сюрприза или пуговицу (под непрозрачный стакан или кружку, затем поднимите стакан и вместе «найдите» предмет («Где игрушка? Вот игрушка! Нашлась!»). Повторите действие несколько раз, затем добавьте еще один стакан или кружку и медленно передвигайте их с места не место: пусть ребенок найдет, под каким игрушка спрятана. Задание можно усложнить - взять одинаковые стаканы.
«Забывчивый мишка»
Вам понадобится несложный реквизит: возьмите несколько пустых спичечных коробок и склейте их вместе наподобие комода. Игра начинается с того, что любимая игрушка малыша (например, плюшевый медведь) приходит к нему в гости, а с собой приносит крупную пуговицу. Пуговицу мишка кладет в один из ящиков «комода», а затем начинает беседовать или играть с малышом, выяснять, как у того дела, читать стишки, петь песенки. Внезапно мишка восклицает: «Ой! А где же моя пуговица?» Задача ребенка - показать, в каком ящике комода «потерянный» предмет.
«Любимая книжка»
Читая с малышом любую книжку (сказку или стихи) с иллюстрациями, время от времени делайте перерыв и просите ребенка найти на странице того или иного героя или предмет. Задание только кажется простым, но малышу придется научиться находить что-то, отбрасывая все ненужное.
«Прищепки»
Развесьте по всей комнате несколько прищепок. По сигналу попросите малыша снять и сложить в мешочек или коробку все прищепки. Если прищепок оказалось меньше, чем было, - ищите вместе с малышом дальше. Задание можно усложнить, засекая время.
4-5 лет
«Перестановки»
Разложите на столе перед ребенком несколько любых предметов (от 5 и больше) и накройте их газетой или покрывалом. Подведите ребенка к столу и попросите ребенка внимательно рассматривать предметы в течение 30 секунд, а потом предложите отвернуться. Пока малыш стоит спиной к столу, поменяйте пару предметов местами, после чего спросите у ребенка, что изменилось. Игру можно усложнять: увеличивать количество предметов до 20, убирать предметы со стола, заменять их на новые.
«Книжки-задачки»
Предложите ребенку книжки с несложным головоломками и играми на развитие внимания: среди таких - лабиринты, «найди 10 отличий», «подбери тень», «найди кусочек картинки (или паззла)», «найди 2 одинаковых предмета» и др. Для детей постарше купите специальную книгу на развитие внимательности: на страницах будут изображены целостные картины с большим количеством предметов и мелких деталей, и задача ребенка - найти несколько предметов (указанных внизу или сбоку, на полях).
Игры на улице
2-3 года
«Двойники»
Соберите на улице два комплекта «сокровищ» - желуди, листочки, шишки, камешки и т.д. Один комплект разложите перед ребенком, а второй сложите в мешочек. Доставайте из мешочка по одному предмету и просите малыша найти такой же среди предметов, которые разложены. С энтузиазмом находите «двойника» и хвалите ребенка. Детям постарше можно предложить самим искать на улице во время прогулки «двойников» предметов из мешочка.
«Гляделки»
Присядьте рядом с малышом на корточки и внимательно рассмотрите все вокруг , комментируя вслух каждый предмет или изменение: «Смотри, вон собачка! Как лает собачка? Гав-гав... А вон машина поехала. Какого цвета машина? Зеленая... А вот муравей. Маааленький муравей... О, да тут много муравьев! Смотри, все они веточки несут...» и т.д. Так ваш ребенок будет запоминать названия и свойства вещей, а заодно тренировать произвольное внимание.
4-5 лет
«Гномики-великаны»
Для этой игры чем больше детей, тем лучше, но можно играть в нее и вдвоем и ребенком. Объясните ему, что при слове «гномики» он должен присесть на корточки и коснуться рукой земли, а при слове «великаны» - встать на носочки и потянуться руками вверх. Сначала называйте слова медленно и совершайте действия вместе с ребенком, потом усложняйте - увеличьте темп, «путайте» игроков, намеренно показывая неправильные действия. Если детей много, то каждый, кто ошибся, выбывает из игры, а самый «стойкий» (и внимательный) - побеждает. Эта игра - еще и прекрасная разминка для мышц или способ согреться, если на улице прохладно.
«Ухо-нос»
Аналогично предыдущей игре задача ребенка дотронуться до уха, если взрослый произнесет «ухо», или до носа - если взрослый скажет «нос».
«Летает – не летает»
Быстро произносите ребенку названия различных предметов. Если предмет (например, птица) летает, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если не летает - хлопать не нужно. Задание можно усложнить, намеренно совершая неверные действия.
Прежде чем начать занятие, убедитесь, что малыш здоров, хорошо себя чувствует, пребывает в хорошем настроении и проявляет любопытство. Тогда ваши усилия будут не напрасными, и ваш ребенок вскоре научиться быть внимательным, когда это необходимо.