Разделим школы на несколько
типов, из которых обычно и приходится в настоящее время выбирать родителям.
Это, во-первых, школы, расположенные близко и далеко, и, во-вторых,
государственные и частные.
Здесь важно осознать, чего мы
ждем от школы. Обычно самими учителями цель учебы определяется как двоякая:
единство обучения и личностного развития. Однако наши педагогические кадры в
настоящее время, к сожалению, не могут добиваться двух целей одновременно.
Хорошо, если личное мастерство, профессионализм и психологические качества
конкретного учителя позволяют это сделать. Если вы нашли для вашего ребенка
такого педагога — считайте, что вам повезло.
Таким образом, определите для
себя сами, что для вас важнее — чтобы ваш ребенок обладал большой суммой
основательных знаний или же чтобы он развился в цельную, незакомплексованную
личность. Ведь на самом деле среди «европейски образованных» людей часто
встречаются люди с невротическими отклонениями.
Однако я не настаиваю, а советую
по долгу своей профессии, которая обязывает меня следовать тем истинам, которые
хорошо описаны в одной легенде о царе Соломоне. В ней обсуждает царь Соломон со
своим отцом причины, по которым на земле так много несчастных людей.
Одна из таких причин — глупость.
Царь Давид, отец Соломона, говорит о том, что невозможно исчерпать безбрежное
море знаний об этом многообразном и сложном мире, что, расширяя знания, можно
лишь перейти от большей глупости к меньшей, поэтому мудр тот человек, который
ищет истины не в мире, а в самом себе.
Конечно, везде и всегда нужна
мера. Я думаю, что вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал этаким
отшельником-мудрецом, который просто весь погружен в себя. Но при чувстве меры должен быть приоритет.
Эту альтернативу я бы определила так — либо мудрость, либо ум.
Причем настоятельно рекомендую и
здесь обязательно исходить из неповторимости и уникальности вашего малыша.
Ясно, что ребенок-интроверт (от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю,
обращаю) и так легко погружается во внутренний мир, он вообще там живет, а
экстраверту (от лат. extra —вне и verto — поворачиваю, обращаю) доставляет
огромное удовольствие приумножать знания о внешнем мире, все больше о нем
узнавать, знакомиться с каждым явлением, предметом, искать связи между фактами
и т.д.
Здесь также важны особенности
интеллекта ребенка. Определите в психологической консультации сильные и слабые
стороны интеллекта вашего малыша, получите рекомендации, как его развивать
дальше, а заодно и поймете, какая сторона интеллекта у него в большей степени
развита — вербальная или невербальная.
Поясню — вербальный интеллект —
это эрудиция, способность абстрагироваться, обогащенность понятийного аппарата
и т.д. Одним словом, это близко к понятию «ум» в канве этой статьи.
Невербальный же интеллект в некоторых показателях ближе к понятию «мудрость».
Для того чтобы определиться со
школой, вы, конечно, должны понять, что наиболее важно для комфорта ребенка. И
здесь мы должны исходить даже из чисто физиологических особенностей ребенка.
Например, даже из того, «жаворонок» он или «сова».
Ясно, что ребенок, без труда
встающий рано утром, может легко адаптироваться к режиму, когда вам надо будет
раньше вставать, чтобы поспеть в школу, расположенную не напротив дома.
«Совенку» же всегда хочется поспать лишние полчаса. И вы будете иметь много
проблем, пытаясь торопить его и подгонять утром.
С другой стороны, учтите и свои
психологические качества. А вам лично тяжело вставать рано или это не имеет для
вас значения? Если все же тяжело, то поймите — ваше утреннее раздражение от того,
что вы сами не выспались, — не самый лучший заряд для ребенка на весь день.
Отнесясь бережнее к себе, вы
сбережете психическую энергию своего ребенка. Я надеюсь, что вы помните, как мы
обсуждали в прошлом номере «зеркальность» вашего малыша по отношению к своей
семье. Напомню, что счастливые (выспавшиеся, спокойные, любящие,
удовлетворенные и т.д.) родители как в зеркале отражаются в таком же счастливом
ребенке.
Поэтому берегите себя ради
собственного же ребенка. И не совершайте бессмысленных подвигов, оправдывая
свои страдания и ребенка «высшим» мотивом получения хорошего образования.
Хорошее образование вкупе с подорванной психикой — ничто.
Другой момент, который вы должны
непременно учитывать при выборе между «далекой» и «близкой» школой, — это та
экологическая ситуация, в которой вашему малышу придется провести время по
дороге из дома в школу и обратно. Если на этом пути ему придется постоять в
загазованных автомобильных пробках, и объехать их никак невозможно, то ради
здоровья своего и ребенка лучше отказаться даже от самой лучшей, на ваш взгляд,
школы.
Допустим, что и вы и ваш ребенок
не страдаете от раннего начала дня, и ваш путь в школу пролегает среди лесов и
полей, то здесь обычно для родителей начинает играть большую роль второй фактор
— государственная или частная школа, а если такого выбора нет, то другой — какая школа престижнее, дает лучшее
образование и т.д.
Прежде всего, мне хотелось бы
очень серьезно предостеречь обеспеченных родителей от необдуманного решения
отдать малыша в частную школу только потому, что она частная. Возможно, вы
подспудно, в глубине души предполагаете, что плата за учебу является гарантией
сохранности нервной энергии вас и вашего ребенка.
Практика показывает, что это не
так. Чего реально достигают родители детей, которые учатся в частных школах,
так это, во-первых, того, что дети учатся в классах малой наполненности и,
во-вторых, они учатся со сверстниками своей социальной и имущественной группы.
И я полностью буду с вами согласна, если вы скажете, что это немало.
Однако самый главный участник в
педагогическом процессе — это педагог (заметьте, что и процесс назван по его
имени, а не «ученический», например, или «родительский»). Именно от него
зависит, на каких началах взаимодействуют ребята в классе, какие существуют критерии
оценивания, от него зависит психологический комфорт вашего ребенка в школе.
Конечно, вы понимаете, что в
частные школы готовили учителей не в специальных вузах, а в тех же самых, что и
для всех остальных школ. Так что в частных школах вы так же, как и большинство
родителей, столкнетесь и с несправедливостью педагогов, с конфликтами между
ними и между учениками...
Иногда родители отдают детей в
частные школы с подспудной мыслью о том, что там учителям больше платят и
поэтому они лучше. Это заблуждение, что за большие деньги человек может
заниматься тем, к чему не способен, тем, что не любит.
Попробуйте перенести эту
ситуацию на себя. Выберите для себя неприятную для вас профессию и назначьте
себе сами высокую зарплату за нее. Примерьте... И сколько времени вы выдержите,
чтобы не сорваться злом и гневом на весь окружающий мир с обидой, что вам
судьбой всю жизнь предначертано заниматься нелюбимым делом? А может, эту
ситуацию и примерять не надо — она существует у вас в реальности?
Исходя из всего вышесказанного,
предлагаю вам отбросить все предрассудки относительно лучшего образования в
частной школе, престижного образования в спецшколе, приличного образования в
школе, расположенной далеко.
Если вы не из тех людей, которые
из-за своих же болезненных комплексов любят ставить себе и своим детям
непреодолимые трудности, а потом жаловаться на свою несчастную судьбу, которая
сыграла с ними жестокую шутку, и теперь им приходится тратить деньги на лечение
своих пошатнувшихся нервов и лечить комплексы ребенка, — если вы не такой(ая),
то вам я советую искать не программу и школу, а УЧИТЕЛЯ.
Приветствую тот случай, когда вы
найдете УЧИТЕЛЯ в частной или хорошо оборудованной или близко расположенной
школе или плохо оборудованной и далеко расположенной. Одним словом, все равно.
Искать УЧИТЕЛЯ — просто. Не
бойтесь потратить время — оно окупится — идите в школы, которые вы наметили для
себя, знакомьтесь с учителями, говорите с ними и следите за своей реакцией.
Если вам было неуютно, как-то
стыдно или неприятно при разговоре с каким-либо педагогом, не пытайтесь
рассуждать, почему. На это нет времени. Идите к другому.
Выбрав нужного УЧИТЕЛЯ, вы
исполните свой родительский долг, который заключается не в сумме потраченных на
ребенка денег, а в обеспечении ему любви, понимания, поддержки, тепла, ласки.
Итак, в путь. Ищущий, да обретет.
Елена ГРИШУНИНА,
кандидат психологических наук