Доброта – это...
Согласно одному из многочисленных определений в словарях,
доброта – «это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим». Если объединить и обобщить разные аспекты и трактовки, можно
сказать, что доброта состоит из трех компонентов:
- стремление помогать;
- умение понять и посочувствовать;
- любовь к людям, готовность видеть в них хорошее.
Зачем быть добрым?
В наше время быть добрым не добродетель. Считается, что добрые
люди чересчур наивны, потому подвержены манипуляциям, а в целом доброта – это
проявление слабости.
Но психологи приводят причины, почему быть добрым полезно:
-
Фактически доброта = эмпатия, эмоциональный интеллект.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом статистически более успешен не
только в личной жизни, но и в карьере, бизнесе.
-
Доброму человеку проще заводить друзей и общаться с
людьми.
-
Согласно исследованиям, человек счастливее, когда
делает добрые дела.
-
Доброта возвращается к нам (в эзотерике это называется
«принципом бумеранга») – мы помогаем людям, они помогают нам.
-
У добрых людей выше самооценка.
Как научить ребенка доброте?
Психологи и педагоги утверждают, а воспитатели яслей и детских
садов наверняка подтвердят, что дети добры от природы, просто воспитание и
окружающие люди, а также отрицательный жизненный опыт вносят свои коррективы. В
неблагоприятной среде человек ожесточается, но вряд ли мы хотим этого для своих
детей.
Ниже советы, как ненавязчиво сохранить в детях доброту.
Личный пример – самый сильный обучающий компонент. Вы не можете
привить человеку любовь к книгам, если не читаете сами. Не научите регулярно
заниматься спортом, если ваш любимый спорт – прыжки на телевизионным каналам
лежа на диване. Наконец, не привьете доброе отношение к людям, если постоянно
проявляете злость или равнодушие сами.
Не так-то просто причинить людям добро! Попробуйте – и поймете,
о чем я говорю. Окружающие воспринимают проявления доброты с подозрением или
недоумением. Подумайте (можно вместе с ребенком), какие добрые дела вы в
принципе можете делать, какие – посильны ребенку. Например, читать младшему
брату сказку на ночь, ходить в магазин за хлебом и молоком для пожилой соседки,
заботиться о домашнем животном.
Ребенок может быть подушку или боксерскую грушу, рвать бумагу
или даже играть во дворе в вышибалы. Главное, чтобы способ не причинял вреда
другим людям, чтобы ребенок не привыкал «отводить душу» на окружающих.
Высокая самооценка и большое самомнение – разные вещи. Учите
малыша искать положительные стороны в других людях, отмечать их достоинства,
говорить комплименты, обоснованно хвалить.
Фильмы и мультфильмы тоже полезны, но именно книги провоцируют
обсуждение, диалог, именно через поступки героев можно помочь малышу
«визуализировать» добро и зло, научить замечать их.
Учите быть внимательным к нуждам и интересам других – чтобы
подарки получались ценными, значимыми, желанными. Практикуйте вручение подарков
без повода.
Если ребенок решил вместо покупки мороженого положить деньги в
благотворительную урну – согласитесь с ним, поддержите, присоединитесь к нему,
тоже отказавшись от мороженого.
Этот способ работает не всегда и не со всеми детьми, но
большинству он помогает научиться заботиться не только о себе, чувствовать
чужие потребности, быть добрее к живому существу.
Задавайте иногда ребенку этот вопрос в конце дня. Сначала он
заставит малыша задуматься, какие поступки он считает добрыми, а вскоре вопрос
станет подсознательным стимулом делать добро.
Невозможно любить людей, если не любишь себя. Пусть малыш
принимает себя таким, какой он есть, не критикует слишком сильно, если что-то
не получается, заботится о себе, если устал или расстроен.
Добрым быть рискованно, ведь мы становимся уязвимыми, лучше
чувствуем боль и проблемы других людей. Поэтому каждый родитель решает для себя
сам, как он относится к доброте и стоит ли учить ребенка быть добрым.