А надо ли готовить? Когда-то, много лет назад родители привели нас за руку в детский сад (или даже ясли), представили воспитательнице – и пошли на работу, пообещав забрать вечером. Возможно, мы погоревали. Может, даже всплакнули. Но выжили. Готовил линас кто-то к детскому саду? Вряд ли.
Такие рассуждения справедливы, но слегка устарели. Каждое поколение отличается от предыдущего. Если мы росли самостоятельными, но с уважением к авторитетам – то нынешние дети
зачастую не умеют себя обслуживать, привыкли, что их развлекают, знают об окружающем нас в мире гораздо больше (спасибо интернету!), а потому уверены в себе до неприличия. Поначалу им в детском саду нелегко.
Гиперопека родителей-«вертолетов» приводит к тому, что дети не готовы расстаться с привычным укладом жизни, не радуются переменам, а опасаются их. Вывод напрашивается: чтобы избежать лишнего стресса для малыша, лучше подготовить его к поступлению в детский сад. С чего начать?
Создаем позитивные ассоциации
О поступлении в детский сад туда высказывайтесь только в положительном ключе: с оптимистичными, доброжелательными формулировками. Ищите (и находите) поводы рассказать малышу о своем опыте пребывания в детском саду: как было весело, какая вкусная была каша, какой доброй была воспитательница, как много друзей вы там завели и как были «звездой» утренников. Играйте с ребенком в «Детский сад» с мягкими игрушками и куклами, организуйте ролевые игры, изображая воспитательницу, нянечку, музыкального руководителя или ребят из группы детсада.
Даем разумные объяснения
В детском саду, конечно, хорошо. Но почему он должен туда идти? Неужели надоел папе с мамой, и они его больше не любят (раз собираются бросить там)? Предотвратить подобные мысли нужно обязательно! Для этого ребенку нужно рассказывать о том, что такое «деньги», как их зарабатывают, зачем мама с папой ходят на «работу», что там делают – и почему туда нельзя привести малыша. Преобразуйте рассказы о работе в опыт, который ребенку понятен: вот папа ходил-ходил на работу, заработал там денежку – и купил Ване Лего, хорошее, с большим количеством деталей.
Подкидываем наглядные примеры
Рассказывая о детском саду, приводите в пример детей, с которыми ваш малыш хорошо знаком. Будет полезно сходить к этим детям на утренники или как-нибудь составить компанию их маме, когда она будет забирать детсадовцев вечером домой. Ребенку будет полезно одним глазком заглянуть в группу: увидеть, как много там игрушек, как дружно играют дети, как многие капризничают, не желая уходить домой.
Тренируем навыки самообслуживания
Чем проще будет ребенку в детском саду в бытовом плане, тем быстрее он адаптируется к детскому саду. Научите его самостоятельно есть, одеваться-раздеваться и ходить на горшок. Эти «три кита» сделают малыша любимцем и гордостью воспитателей (на фоне других детей, менее самостоятельных), придадут уверенности в себе. Да и упростят жизнь, сделают ее интереснее – ведь больше свободного времени останется на игры и общение.
Вырабатывает привычку к режиму
Дома режим – технически – не обязателен. Да, на нем настаивают педиатры, но в реальности все подстраивается под пожелания мамы/бабушки/родителей. Чем меньше было порядка и предсказуемости в жизни малыша до детского сада, тем сложнее ему будет привыкнуть к тому, что в этом «чужом месте» (временно!) приходится все делать по расписанию. Начните с режима в принципе, затем постепенно добавляйте в него составляющие «детсадовского» режима, затем аккуратно сдвигайте время так, чтобы ваш режим в точности совпал с режимом группы, в которую пойдет малыш.
Учим общаться
Ребенок-интроверт вполне обходился без людей на любой детской площадке и в песочнице. Но, придя в группу, он обнаружит в ней еще от 20 и более детей. Заранее обратите внимание на то, как ваш малыш общается на прогулке и в гостях, какие «полезные фразы» знает и использует, умеет ли договариваться и уважать личное пространство других людей. Полезно будет также научить малыша обращаться к взрослым за помощью. Удивительно много детей боятся о ней просить «чужого», не родного человека.
Закаливание
Чтобы малыш не открыл сезон простуд, едва проведя в группе детсада
3-4 дня, – укрепляйте заранее его иммунитет. Проконсультируйтесь с врачом и
выберите оптимальный подход: иммуномодуляторы, комплексные витамины, здоровое
питание и лечебная физкультура, мягкое закаливание. От болезней они вашего
малыша на 100% не защитят, но любые недомогания пройдут быстрее и легче для
организма, если иммунитет крепкий.