Если ребенок уже отметил свой
первый день рождения, пытается произносить какие-то слова, то он уже готов к
тому, чтобы познакомиться с книгой. А их первая встреча могла произойти и
раньше, ведь даже с 5—6 месяцев можно вместе с малышом разглядывать яркие
картинки. Наверняка, играя с крохой, вы нередко прибегали к разнообразным
пестушкам, потягушкам и потешкам, а именно это и было первым знакомством с
фольклором и рифмой. Много раз переиздававшаяся книга «Потешки», которую читали
и нам, нравится всем детям, там присутствует и незамысловатый сюжет, и понятные
картинки. Именно поэзия легче воспринимается детьми. А вы знаете, какого поэта
любят все без исключения малыши? Конечно, Корнея Ивановича Чуковского.
Познакомившись с Чуковским еще
совсем несмышлеными карапузами, они с удовольствием будут его слушать и до
школы. Уже классикой стали «Игрушки» А.Барто.
Сказки обязательно живут в
детстве каждого человечка, но длинные, про принцев и принцесс, про добрых
волшебников и всяческие чудеса, будут позже, а пока... Пока нашим самым юным
читателям нужны простые сказки, которые они, пусть на только вам понятном
языке, могут воспроизвести. Конечно же, это и «Курочка Ряба», и «Репка», и
«Заюшкина избушка», и «Петушок и бобовое зернышко»... Да, именно с этих русских
сказок и начинается увлечение книгой.
Сегодня появилось огромное
множество великолепных картонных книжек-игрушек для самых маленьких на самые
разнообразные темы и из самых разнообразных серий (это и серии «Уроки малышам»,
«Поиграем», серия «Мои друзья животные». Среди них вы обязательно найдете то, что
заинтересует вашего ребенка, даже самого «закоренелого нехочуху».
Наше путешествие по огромному
миру книг будет продолжаться по мере того, как будет совершенствоваться речь
малыша (по-прежнему мы будем отдавать предпочтение ритмически организованным,
несложным и красочным книжкам). Замечательно подойдут любимые не одним
поколением читателей «Сказки» Сутеева, «Хрюшка обижается» В.Орлова, книжки
Г.Сапгира; очень любят дети разнообразные книги про животных, не стоит забывать
и про народные сказки: «Машенька и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль»,
«Три поросенка»... Многие из них можно превратить в увлекательную игру, научить
малыша пересказывать их содержание. Именно на этом этапе дети требуют читать
особенно полюбившуюся книжечку множество раз, испытывая терпение родителей. Не
стоит сердиться по этому поводу: мы сами часто возвращаемся к прочитанной
книге, открывая для себя что-то новое или просто отдыхая душой... Можно
проигрывать сказку «по ролям» не только дома, но и на улице или в лесу,
например, не пропускайте ни один пенек «без слов»: «Сяду на пенек, съем
пирожок». Еще можно постараться соорудить из бумаги Деда, Бабу и Курочку Рябу и
устроить маленький спектакль. Можно поменяться ролями и попросить малыша
почитать сказку вам (или своему любимому мишке,
если вы заняты домашними делами), неплохо будет извлечь из «небытия»
фильмоскоп, и ваш маленький киномеханик с удовольствием покажет и расскажет
историю о незадачливом волке и плутовке лисе... Все реже можно наблюдать, как
кружится пластинка, а ее место все чаще занимает кассета. Мы постараемся
использовать это по-своему: запишем самые любимые сказки родным маминым голосом
(этот вариант для тех, кому уже скоро исполнится три года), правда,
злоупотреблять магнитофонной версией не стоит, ведь так здорово читать, уютно
устроившись у мамы на коленках... Вот так наш малыш постепенно почувствует
потребность общения с книгой, и нам очень хочется, чтобы она сохранилась
навсегда... Ведь помимо удовольствия, чтение — это замечательное спокойное занятие,
объединяющее и больших, и маленьких.
Теперь поговорим немного о
«стратегии и тактике» выбора книг и самого процесса чтения. Сейчас найти
хорошую книгу несравнимо легче, чем во времена нашего детства, но тем не менее
прислушайтесь к некоторым чисто практическим советам. Покупая книгу,
обязательно полистайте ее, обратив внимание, насколько она соответствует
возрасту вашего ребенка, а также на содержание (например, иногда можно
переусердствовать в упрощении, ведь разве понравится нам адаптированная сказка
про трех поросят, где даже ни разу не упоминаются их забавные имена?).
Для самых маленьких обязательны
яркие и доступные для их восприятия картинки, например, нам с сынишкой в свое
время попалась «Муха-Цокотуха», в которой даже я с трудом отыскивала знакомых
героев, настолько иллюстрации были далеки от идеала. При этом текст вы можете
воспроизводить не дословно, вполне допустим «вольный пересказ», лишь бы он
привлекал внимание ребенка. Иногда взрослые пытаются читать все подряд, не
замечая, что малыш норовит перевернуть страничку, а то и вовсе улизнуть
(особенно часто грешат этим бабушки, наверно, потому что помнят, как своему
ребенку, который был постарше, читали книжки полностью). Помните, всему свое
время, и малыш постепенно научится воспринимать прочитанное. Когда наш читатель
чуть подрастет, стоит обратить внимание на то, что содержание должно
соответствовать изображению, то есть если вы рассказываете о встрече Колобка с
волком, то на странице должен быть изображен именно волк, а никак не заяц (кстати,
если иногда вы ошибетесь даже в одном слове, то будете приятно удивлены, что
ваш благодарный и внимательный слушатель тут же заметит ошибку). И вот уже
только потом приучайте ребенка слушать текст, иногда не «подкрепленный»
иллюстрацией.
Помните, что ваш малыш еще в
самом начале пути в чудесный мир книг и очень важно не упустить время, которое
так благодатно для становления Читателя.
Еще раз успехов вам и вашим
детям!
Что читать детям
Русские народные сказки: Колобок. Репка. Лиса и журавль. Курочка Ряба. Петушок и бобовое зернышко. Маша и медведь. Петушок-золотой гребешок. Лисичка со скалочкой. Смоляной бычок. Заюшкина избушка. Гуси-лебеди и др.
К.И.Чуковский. Чудо-дерево, Муха-Цокотуха, Федорино горе, Цыпленок, Так и не так и др. сказки.
С.Я.Маршак. Круглый год. Сказка о глупом мышонке. Азбука в стихах и картинках и т.д.
С.В.Михалков. Веселые путешественники. Дядя Степа. А что у вас? Котята и др.
Л.Н.Толстой. Три медведя.
Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца — длинные уши — косые глаза — короткий хвост.
Ш.Перро. Красная Шапочка.
Автор благодарит за консультацию директора школы «Знайка» Галину Бодрую.