Разобраться
в вопросе помогут авторитетные столичные психологи
Если вы видите, что ваш
сын или дочь не стремятся идти на контакт со своими сверстниками, не проявляют
интереса к новым знакомствам, так или иначе стараются отгородиться от решения
проблем, то, скорее всего, вы имеете дело с сильно заниженным чувством
уверенности в себе. А детское поведение, в большинстве случаев, переносится и
во взрослую жизнь, поэтому налицо намечающиеся неприятности. В этом случае
родителям необходимо переключить все свое внимание на те моменты воспитания,
которые помогли бы развить в ребенке уверенность в своих силах до необходимого
уровня.
Здесь стоит внести
некие пояснения. Уверенность в себе и наглость – совершенно разные вещи, эти
человеческие качества только на первый взгляд имеют много общего. Но объединяет
их лишь одно: стремление к достижению поставленных целей. А вот способы
достижения рознятся самым коренным образом. Если ребенок уверен в своих силах и
в себе, то он будет честно идти к намеченному. По-другому говоря, он не пойдет
по головам, не станет юлить и строить козни. Если сегодня нельзя кушать мороженое,
так как только вылечили горлышко, значит нельзя, потерплю немного и съем через
день-два – все спокойно и понятно. Наглец же станет действовать по-другому,
зачастую подло, подставляя других, будет стараться манипулировать чувствами и
людьми. Чтобы получить желаемое такие дети плачут, кусаются, топают ногами и
вообще могут вести себя безобразно. Подобные способы достижения цели
неприемлемы, они будут сеять вражду и конфликты, ведь всегда найдется тот, кто
наглее, сильнее и смышленее. Более сильный и способный дать отпор словами,
ребенок может сильно «ударить» в прямом и переносном смысле по самооценке
наглеца.
Когда
пора начинать воспитывать в ребенке чувство уверенности?
Понятно, что процесс
воспитания вообще начинается с момента появления малыша на свет. Но трудно
что-то предпринимать, если не знать когда правильнее, и как правильнее было бы
это делать. Нужно помнить о том, что каждому возрасту соответствует свой этап
становления личности ребенка. Особенно значимым принято считать период от
полутора до четырех лет. Именно в этот промежуток времени детки из милых
послушных и поддающихся контролю крох трансформируются в упрямых мальчиков и
девочек, с которыми так трудно договориться.
Есть еще один момент, о
котором необходимо помнить всем взрослым, занимающимся воспитанием (это и мамы,
и папы, и бабушки с дедушками): цель воспитания не «ломать» ребенка под себя, а
стараться воспринимать его, как взрослого – равного себе. Покажите малышу, что
он равноправный член вашей большой и дружной семьи, что с ним считаются и ценят
его выбор.
10
правил для развития в ребенке уверенности в себе
Придерживаясь этих
простых и незамысловатых правил, родители смогут воспитать в детях нормальную, адекватную самооценку.
№ 1.
Инициатива – это хорошо! Старайтесь одобрять детские
инициативы. Хочет надевать на прогулку красный шарф, а не синий – да ради Бога,
пусть надевает. Решил, что сегодня будете читать не сказку, а детскую
энциклопедию – пусть будет так. Проявление желания достигать поставленной цели
– это прекрасно, поощряйте и поддерживайте, особенно, если пока это касается
каких-то мелочей.
№ 2.
Избегайте ярлыков. Не следует называть или, что еще хуже,
обзывать ребенка: трус, дикарь, тихоня – это ярлыки, которые при многократном
повторении могут оформиться в сознании ребенка в четкую доминанту, которая
убедит его в негативном к нему отношении даже самых близких. Ребенок будет
думать, что он плохой, что у него ограничены возможности и способности. Такое
положение вещей – это начало пути к развитию серьезных личностных комплексов, в
том числе и неполноценности, с которым ему повзрослевшему бороться будет и
вовсе не под силу.
№ 3.
Поставленная задача, должна быть выполнимой. Когда чего-то
требуете от ребенка, анализируйте задачу с точки зрения возможности ее
выполнения малышом. Естественно, что двухлетка не сможет, даже при всем
желании, кушать красиво и аккуратно, не проливать суп и не крошить хлеб. Нельзя
от него требовать того, на что он физически пока неспособен. Просто покажите
ему, как правильно взять ложечку, куда положить салфеточку и как ею
пользоваться. Терпеливо оттачивайте навыки и у вас и у него все получится.
№ 4.
Оставьте опеку в мелочах. Дайте ребенку немного
самостоятельности. Не нужно ходить за ним по пятам и подтягивать штанишки.
Пусть учиться на своих (маленьких, не опасных и не грозящих здоровью) ошибках.
Только в процессе становления самостоятельности человек обрастает тем важным
качеством, которое носит название опыт. А опыт пригодится ребенку в дальнейшей
жизни как ничто другое. Разрешите ему принимать некоторые решения (выполнять
которые ему, конечно, лучше под вашим контролем).
№ 5.
Резкая критика не для детей. Резкие, чрезмерно
критические замечания в адрес детей, а тем более высмеивание их ошибок и
промахов могут сильно травмировать детскую психику. Никогда не кричите и не
критикуйте малыша в присутствии других деток. Соблюдайте тактичность, побольше
и почаще объясняйте, говорите, что такое хорошо, а что такое плохо. Обсуждайте
возникающие проблемы и учитесь спокойно конструктивно их решать вместе с ребенком.
№ 6.
В споре рождается истина! Ничего не случиться с вашим
авторитетом, если время от времени вы будете позволять крохе вступать с вами в
спор. Естественно, что спорить по поводу того надевать ли зимой шапку, или
делать ли прививку – никто не станет. Речь идет о мелочах, а не о серьезных
вопросах. Но малыш вполне может не согласиться с решением мамы, поменять
местами комод и стол, или с тем, как она разложила его игрушки по полочкам. Не
заставляйте ребенка дружить с тем, кто ему неинтересен или неприятен.
№ 7.
Доброе слово – оно и кошке приятно. Пусть не совсем
подходящая, но очень емкая пословица, которая говорит вам, взрослым: не
скупитесь на ласку, похвалы для своего чада. Старайтесь поощрять его словами и
делом, причем не только за существенные, но и за незначительные достижения,
инициативность, послушание. Поддерживая и подбадривая ребенка, вы делаете его
сильным, уверенным в своих способностях, предупреждаете формирование излишней
застенчивости, что тоже является отражением неуверенности в себе. Но! Столь бы
необходимой ни была похвала со стороны мамы и папы, не переусердствуйте, дети
чувствуют малейшее лицемерие, и ваша неискренность будет тот час же замечена,
из-за чего доверие может нарушиться.
№ 8.
Подавайте правильный пример. Абсолютно все дети строят
свою модель поведения по образу и подобию тех людей, которые их воспитывают. А
поэтому нужно быть правильным примером своим детям. Как, у неуверенных в себе,
застенчивых, молчаливых и угрюмых мам и пап вырастет позитивный, общительный
ребенок со здоровым самомнением? Ищите точки соприкосновения с ребенком, будьте
всегда доступны для контакта. Приложите усилия и наладьте общение с теми
мамами, с которыми каждый день сталкиваетесь на игровой площадке. Зовите в дом
гостей, знакомьте деток, практикуйте совместные с детьми игры и развлечения.
№ 9.
«Я многое значу и могу в этом мире!». Еще одна задача
родителей: развивать в ребенке чувство собственной значимости. Он должен точно,
наверняка, знать, что необходим вам, любим вами. Как это сделать? Очень просто.
Спрашивайте у него совета в тех или иных домашних делах, слушайте его,
рассуждайте вместе, учите анализировать, аккуратно направляйте ход его мыслей,
если он что-то говорит неправильно. Считайтесь с ребенком, прислушивайтесь к
его мнению.
№ 10.
Сто раз подумай, один раз скажи. Нельзя делать ребенку
замечания в той форме, которая сразу приходит в голову. Критиковать малыша
можно, но так аккуратно и тактично, чтобы не травмировать его. Ваша критика
должна формировать в ребенке не комплекс неполноценности, а спокойное
взвешенное отношение к своим ошибкам, промахам, от которых, как вы знаете, не
застрахован никто. Развивайте в нем самоуважение, поддерживайте, бережно
относитесь к его чувствам и потребностям, старайтесь удовлетворять разумные
желания. Будьте чуткими, выбирайте слова при общении, а особенно критике.
И
напоследок
Психологи рекомендуют
обучать ребенка воспринимать обиды без лишних эмоций, чтобы малыш не хранил их
в себе, а знал, что в любое время года и суток родители его выслушают и
помогут. Наберитесь терпения и регулярно проводите с ребенком своеобразные
тренинги на тему: «Как справиться с обидой». Например, воображаемую «печальку»
можно нарисовать и выбросить, вылепить из пластилина и сделать смешной и
нелепой, выйти в пустынное место и показать ребенку, что гнев можно просто
выкричать. Учите своего ребенка коммуницировать, работать в команде с другими
детьми, принимать участие в коллективных решениях. Для развития таких качеств
идеально подходят общие игры, типа «Море волнуется…», «А давайте повторим…»,
«Прятки» и т.п. Участвуя в подобных играх
со своими сверстниками «раскрываются» даже самые застенчивые дети.