Первый класс – когда пора?
Аргументы
«за» и «против»
Чем
аргументировать свою позицию находит каждая из сторон – и та, которая за то,
чтобы ребенок был одним из самых маленьких в классе, и та, которая поддерживает
позицию «чем позже, тем лучше».
Первые
утверждают:
- Ребенку
уже скучно в детском саду, он
уже
много знает и готов учиться дальше.
- Если
пойдет позже, то окончит 11 классов почти в 19 лет!
- Будет
самым большим в классе, могут дети дразнить.
- Пусть
лучше равняется на старших и сильных, чем расслабляется среди младших.
Вторая
категория родителей, считающих, что учеба, как и работа, в лес не уйдет,
приводят ряд своих контраргументов:
- В
шесть лет детки еще слишком маленькие, в школе их могут элементарно затоптать
более рослые и старшие.
- Чем
меньше ребенок, тем проще его дразнить.
- Если
малыш научился кое-как читать и писать, то это еще не значит, что он готов к
школьной системе.
- Детство
– это святое, и красть хотя бы его часть у ребенка не годится.
Приметно
так выглядят основные аргументы в поддержку своей позиции у каждой из групп
родителей. Список можно продолжать, но есть ли смысл? Возможно, стоит
поинтересоваться, что на этот счет думают специалисты: психологи,
преподаватели, и другие эксперты?
Наличие выбора – гарантия душевных
мук
Глядя
правде в глаза нужно констатировать, что нередко родители стараются в своих
детках реализовать собственные амбиции и несбывшиеся чаянья. Как престижно и
приятно ходить и немного свысока всем говорить, что твой сын или дочь пошел в
школу в шесть (или почти в шесть). Это намного престижнее, чем рассказывать,
тем же людям, что твоему ребенку уже давно семь, а он до сих пор посещает
группу детского сада. Но одно дело родители, а другое педагоги, которые
настоятельно не рекомендуют отправлять детей в школы ранее установленного
возраста, и специалисты в своем мнении на удивление единодушны.
Памятка
для родителей начинается с фразы: не существует двух одинаковых деток, все они
разные и развиваются каждый в соответствии со своим планом. Это значит, что
даже если одногодки вашего малыша рвутся в первый класс, вам вовсе не
обязательно торопиться приобретать ранец для своего крохи. Многим деткам,
отучившимся в подготовительной группе детского сада и которым уже исполнилось
шесть лет, «опыта» для записи в школу бывает недостаточно. Более того, не
всегда о готовности к школе свидетельствует и способность ребенка складывать в
уме двузначные числа и бегло читать тексты букваря, так как кроме чисто
технических умений важна еще и психологическая и физиологическая зрелость.
Как определить, готов ли ребенок к
школе?
Продолжая
тему рассуждения, нельзя не взять во внимание то, что современные родители в
своем большинстве люди образованные и начитанные. «За плечами» у каждого из них
как минимум одна, а то и больше прочтенных книг по детской психологии, и кому,
как ни родителям знать способности своего ребенка, его особенности и степень
готовности сделать шаг во взрослую жизнь. Есть еще один фактор, влияющий на
мировосприятие родителей – это слепая любовь к своему ребенку и она очень часто
застилает им глаза на очевидные вещи. Поэтому, задумываясь о том, пора ли отправлять
детей в школу, постарайтесь объективно оценить: готов ли по-вашему мнению,
конкретно этот ребенок к занятиям в классе. Если вы сомневаетесь и хоть немного
тянете с ответом, то целесообразнее всего показать малыша специалистам –
посоветоваться с ними.
Первая
инстанция – воспитатели в детском саду. Бывает, что эти люди чаще общаются с
детьми, чем их собственные родители. Они наблюдают за ними, оценивают поведение
в разных ситуациях, и, что крайне важно, абсолютно беспристрастны – это ведь не
их родные детки и слепая материнская любовь не осложнит вердикт, поэтому
важность их мнения нельзя недооценивать.
При
необходимости, если вы совсем не уверены в правильности своего решения или
объективности педколлектива садика, можно
пройти диагностику у других специалистов: нейропсихолога, невропатолога,
детского психолога. Нередко бывает, что их заключение является для родителей
полной неожиданностью, причем неприятной, но это тот случай, когда стоит
прислушаться.
История в тему №1. Одна
молодая женщина со своим маленьким ребенком посещала занятия у нейропсихолога,
куда вместе с ними ходила и шестилетняя девочка тоже с мамой. Малышку готовили
к школе, куда она должна была идти уже в
этом сентябре. Глядя на ребенка со стороны, мама мальчика понимала, что девочка
к учебе в классе совершенно не готова, также она четко видела сомнения матери.
Так, зная своего ребенка, понимала ситуацию аналогично, но боялась, что девочка
будет самой старшей в классе – она октябрьская, если пропустит год и пойдет в
первый класс почти в восемь лет.
Общаясь
между собой, пока дети занимались, женщины затронули данную тему, и мама
мальчика деликатно выразила свое мнение по поводу того, что малышке в школу еще
явно рано. Велико же было ее удивление, когда собеседница не стала с ней
спорить, а наоборот взглянула с благодарностью и облегченно поведала, что
знакомая оказалась единственным человеком, разумно разделившим ее позицию. Ни
муж, ни родные, ни друзья не прониклись ситуацией и не поддержали маму с
девочкой, все в один голос твердили, что раз читать-писать умеет, значит вполне
готова к работе за партой. Никто
из них не потрудился глубже проанализировать проблему и не хотел замечать
очевидные вещи, указывающие на то, что девочке в школу еще рановато. Женщина, с
которой переговорила мама девочки под кабинетом нейропсихолога стала первым
человеком, кто сразу разглядел то, о чем внимательная родительница интуитивно
догадывалась.
После
консультации нейропсихолог поддержал позицию обеих женщин. По его совету мама
девочки еще пообщалась с воспитателями в саду и окончательно уверилась что
дочери учиться еще рано. Все решение было принято! Девчушка отправилась в
первый класс перед своим восьмилетием и родители (в том числе и папа, который
до консультации со специалистом настаивал, на том, что в школу нужно идти
раньше), ни разу не пожалели и своем решении, наоборот били очень довольны.
Допустим,
что вы живете отдаленно от городской цивилизации или у вас в доступности просто
нет нужных специалистов, как поступить тогда? Возьмите себе в помощь
современные тесты, при помощи которых можно достаточно достоверно определить
школьную зрелость детей. Такие анкеты встречаются в литературе по детской
психологии, их полно в Интернете. Есть готовые перечни знаний и умений,
которыми должен обладать ребенок перед поступлением в школу. Не бойтесь посмотреть
правде в глаза, внимательно прочтите эти перечни, объективно взгляните на свое
чадо и ответьте сами себе, а все ли под силу моему ребенку из того, что
написано?
Что делать?
Если
после различных консультаций и тестирований вы понимаете, что ваш ребенок в
достаточной степени владеет установленными для первоклашек знаниями, умениями и
навыками, сосредоточьтесь на том, что пока не получается. Позанимайтесь в
оставшееся до сентября месяца время и тогда к школе вы будете совершенно
готовы.
Ваше
внимание должно быть обращено не на то, сколько слов в минуту читает ребенок и
не на то, как быстро он складывает в уме числа, а непосредственно на
психологическую и бытовую зрелость. Проблемы с учебным процессом гораздо чаще
бывают из-за неусидчивости, низкого развития мелкомоторных способностей, плохой
социальной адаптации, нежели от недостатка интеллектуального уровня. Если
ребенок не умеет сосредотачиваться, то вряд ли он усвоит даже самый простой
школьный материал. С такими пробелами можно и нужно работать, при систематических
занятиях вы быстро справитесь с поставленной задачей. Важно вовремя разглядеть
проблему и направить все силы на ее устранение, тогда ребенок сможет пойти в
школу вовремя и полностью подготовленным. Хорошо если вашему чаду сейчас около
шести лет – у вас предостаточно времени на корректировку тех самых знаний и
умений, о которых шла речь выше.
Что
делать если все, включая экспертов и итоги тестовых заданий, говорит о том, что
ребенку рано собираться в первый класс? Ничего. Принять ситуацию и взять паузу
еще на один год. За предстоящее время вы сможете наверстать упущенное. Не
расстраивайтесь, не поддавайтесь апатии, год для ребенка – огромный срок,
позанимайтесь с ним сами или доверьте специалистам и все встанет на свои места.
В большинстве случаев дети «дозревают» до школы к восьми годам и тогда их учеба
становится в радость и им самим и их родителям, а если отправить в школу
ребенка слишком рано, то школьные годы могут стать кошмарным сном для всей
семьи.
История в тему № 2.
Легка ли жизнь вундеркинда?
Мальчик
Саша, как и большинство детей, сел за парту первого класса в 7 лет. Однако его
успехи в учебе были столь велики и значительны, что уже в средине второго
класса его со всеми почестями перевели на год вперед – в третий класс. Гордости
родителей мальчика не было предела, да и сам вундеркинд был рад такому развитию
событий – не зря он трудился и старательно осваивал науки, предлагаемые мамой и
папой.
Перевод
из младшего класса в старший, не повлиял на уровень успеваемости Саши – учился
он прекрасно, но появилась другая проблема – полное отсутствие контакта с
одноклассниками. Его считали маленьким! Нет, его не дразнили, не обижали, и не
били. Его использовали, как классное достояние, «меряясь важностью» на
параллели, но не более того. С ним никто не дружил. Мальчик общался со своими
на год младшими сверстниками.
Пройдя
школьные годы, почти в одиночестве, Саша смог только в институте завести себе
настоящих друзей. При этом он не переставал повторять, что лучше бы он остался
в своем прежнем классе и не перескакивал на год вперед.
История в тему № 3. Принцип
закономерностей.
В
настоящее время сложно найти школу, в которую без проблем возьмут в первый
класс ребенка младше шести с половиной лет, разве что в деревенскую, чтобы
сформировался класс побольше. Исключения бывают и в городах, но на то они и
исключения, чтобы быть редкостью. Правда, педагоги отлично помнят, что еще
совсем недавно им приходилось брать под свою опеку шестилеток, а то и пятилеток
– их хоть было и немного – два –три человека, однако и их хватало, чтобы понять
разницу между готовыми к школе детьми и теми, кому еще рановато.
Из
рассказа учителя. «Молодая и неопытная, я пришла работать учителем начальных
классов в самую обычную школу. На то, как младшие выделяются в коллективе,
обратила внимание не сразу, а лишь на второй год своей трудовой деятельности
(появилось больше наработок, опыта, адаптировалась на новом месте). В мой класс
пришла девчушка – Сонечка – милая, обаятельная, добрая, но по успеваемости не
выше среднего. Я заметила, что одноклассники общаются с ней достаточно
высокомерно, и с чего бы это? Класс дружный, крепкий, позитивный, имеет высокие
рейтинги – все учителя недоумевали, ведь до этого всех новеньких принимали, как
родных, а тут такое…
Что
же случилось? Как классный руководитель я попыталась разобраться в поведении
детей, тем более что здесь учился и мой ребенок – сын, он то и помог понять
корень проблемы. Оказывается, девочка была самой младшей в классе. От основной
массы – на год, а от некоторых и на два! Конечно, для «взрослых» девятилеток,
семилетка не более чем «мелочь» и общаться с ней ниже их достоинства.
Возможно,
от этой истории некоторым станет смешно, но наверняка не всем. Напрягитесь и
вспомните свои школьные годы. Например, у бабули в деревне или в дачном поселке
на летних каникулах разновозрастные дети прекрасно ладят, конкуренции нет. А
вот в стенах школы совсем другое дело. Особенно ярко демонстрируется возрастная
«пропасть» в один-два года в средних классах, когда все, кто хоть немного
младше – уже «мелюзга». Да и параллелями классы дружат крайне редко. Стоит
кому-то из старшеклассников сказать на кого-то из младших «мелкий», как
прозвище тут же превращается в штамп.
После
того случая я стала более внимательно наблюдать за жизнью своих детских
коллективов. И вот что отметила: если появляется дите, которого явно
недолюбливают, то с уверенностью 88% можно утверждать, что оно младше основной
массы! Старших же детей, наоборот, уважают, стремятся к дружбе с ними, иногда
побаиваются. Безусловно, из такой закономерности тоже есть исключения, и
бывает, что авторитетом пользуется «мелюзга», но подобное встречается крайне
редко, что и подтверждают мои многолетние регулярные наблюдения.
Поэтому,
решая, когда отдавать дошколенка в первый класс тщательно взвесьте все «за»
«против». Все детки разные и может быть одному вашему сыну и в шесть с
половиной лет в школу идти уже поздновато, а другой и в почти восемь – не
готов. Будьте внимательны и объективны, от этого зависит благополучие вас и
ваших малышей.
Если Вам понравилась статья - делитесь публикацией в социальных сетях!