Точность, гибкость, подвижность, ловкость и другие
двигательные навыки детских пальчиков развивают с помощью тренирующих методик и
пособий, которых ежегодно изобретается огромное количество. Если не освоить
такие важные умения в нежном возрасте, то в дальнейшем у ребенка непременно
возникнут трудности при застегивании пуговиц, завязывании шнурочков, плетении
кукольных косичек, а также при чистописании, игре на музыкальных инструментах.
Кроме того, ученые давно нашли прямую связь между
ловкостью ручек и «ловкостью» языка – части мозга отвечающие за движения и речь
находятся совсем рядом и оказывают обоюдное влияние друг на друга. То есть, чем
более подвижные и умелые пальчики у ребенка, тем лучше работает и развивается
его речевой аппарат и коммуникативные навыки. Точность движений отражается на
произношении, детки, хорошо работающие ручками, как правило, хорошо
разговаривают, умеют нестандартно мыслить, быстро учатся читать и писать. Те же
малыши, которых с колыбельки не стали заинтересовывать ручным трудом, наоборот,
разговаривать начинают значительно позже и хуже, их речь несвязна и примитивна.
Поэтому так важно с самого раннего возраста уделять внимание развитию мелкой
моторики, чтобы позже не стоять в очередях к логопедам и психологам.
Упражнения для самых
маленьких от 7 месяцев и до года
Азам мелкомоторной гимнастики можно начинать обучаться
с того момента, когда малыш уже может хорошо хватать и удерживать предметы –
это примерно с 6-8 месяцев. В этом возрасте детей очень интересуют фактуры,
свойства различных материалов, которые они щупают, гладят, мнут. Многие
родители отмечают особую «любовь» крох к полиэтиленовым шелестящим пакетам,
бумаге, жесткими и пушистым лоскуткам. За увлекательным занятием –
продавливанием, поглаживанием, комканием, рванием и любым другим видоизменением
исходной формы они могут проводить достаточно долгие промежутки времени.
Первыми испытывают на себе последствия детской
любознательности книги: неаккуратно оставленная литература будет подвержена
атаке юного всезнайки, поэтому такие вещи от детей лучше прятать. Вместо них в
качестве альтернативы всегда можно предложить картон, бумагу разной плотности,
фольгу (только тонкую и деликатную, чтобы дитя не порезалось), тот же чистый
полиэтилен или упаковочные листы для букетов. Большой карандаш и лист бумаги
тоже подойдут – малыш сможет изобразить для вас свой первый в жизни автограф.
Если вы не пожалеете старую клеенку и обзаведетесь
нетоксичными красками, то можно устроить полезный урок живописи – ребенок с
удовольствием будет окунать ручки в краску и возить ими по чистой поверхности.
Восторг обеспечен, маме нужно только следить, чтобы ничего лишнего не попало в
глаза и рот. Пока ребенок изображает линии, кляксы и другие специфические для
абстракционизма объекты, ему можно рассказывать что на что похоже, как
называются те или иные фигуры. Конечно, ползунок вас не поймет, зато ему будет
приятно слышать родной голос, он будет чувствовать себя в связке с мамой или
папой, занятым единым делом.
Кроме исследования материалов и «живописи» неоценимую
помощь в развитии мелкой моторики в таком возрасте оказывают, развешенные над
детской коляской или кроваткой всякие подвесные игрушки – ленты, погремушки,
трещотки, фигурки на прищепках и т.п. Идеи для самостоятельного изготовления
интересных и недорогих развивающих гирлянд, можно подсмотреть в интернере. Она предлагает пускать в ход все:
катушки, бусины, интересные тканевые лоскутки, колечки, трубочки и многое
другое. Из подручных материалов можно сделать креативные и эффективные
развивающие игрушки. Главное, чтобы все было чистым и надежно закрепленным.
Сразу много таких гирлянд делать не нужно, ребенок будет теряться в обилии предметов,
лучше понемногу менять и добавлять новые элементы – так будет удобнее и ему, и
вам.
Для непосед, которым уже
есть 1 год
После годика почти все детки начинают активно ходить и
изучать окружающий их мир более предметно, не из маминых рук. Многим из них он
кажется сероватым и чтобы исправить положение они начинают разукрашивать его на
свой лад: обои – красками или карандашами, стол попавшими под руку продуктами,
проходящего мимо кота – компотом. Чтобы как-то направить такие творческие
порывы своего ребенка в нужное русло, попробуйте на уровне его роста
приспособить на стенах грифельные доски, на которых можно рисовать мелками,
бумагу, чтобы красить ее толстой кисточкой. Тоже можно сделать и на полу,
предварительно прикрыв его пленкой. Покажите крохе какие удивительные волны,
шары и животные получаются, если работать красками и поролоновым спонжем или
просто пальчиком. Предложите ему скрепить подготовленную вами аппликацию –
вырежьте из белой бумаги фигуру, по форме напоминающую банку и к ней дары
огорода – патиссоны, помидоры, огурцы, цуккини и т.п. Пусть ребенок сам
придавит их к основе, смазанной клеем, разгладит, разровняет.
Очень интересно играть с цветной проволокой – гнуть
ее, крутить, что-то конструировать. Возьмите мягкую проволочку и проденьте ее в
яркий шнурок (салатовый, лимонный, малиновый), кончики зафиксируйте – игрушка
готова. Свои первые конструкторские эксперименты детки любят делать из комочков
бумаги, палочек, тряпочек – поучаствуйте в создании новомодного самолета или
необычного домашнего любимца – курочки, мышки, хрюшки, кто получится. Клубки
толстых и чистых ниток также подойдут для игр-занятий. Ребенок будет стараться
подхватить их своими маленькими пальчиками, заматывать, разматывать – отличная
тренировка.
Нам два, и мы уже
самостоятельные
С двух до трех малыши начинают сложный путь
самоутверждения. Они все хотят делать сами – кушать, играть, резать, одеваться,
складывать. Не сомневайтесь, они наверняка станут подражать родителям и
повторять вслед за ними пальчиковую гимнастику. Их можно увлечь разными
покупными играми и игрушками, развивающими моторику: сортеры, пазлы, простейшие
конструкторы, крупные разборные модели техники, наборы детских инструментов,
куклы с аксессуарами (сумочками, расческами, платьицами). Очень хороши
магнитные мозаики, специальные или самодельные шнуровки.
В ходе любой игры можно аккуратно подталкивать ребенка
к действию – возьми вон тот малюсенький платочек и вытри кукле носик, давай из
бумаги или пластилина слепим пирожок или яблочко к столу, помоги починить своей
отверткой папе стол. Лучше всего, если все, что нужно дополнительно к игре
ребенок будет делать своими руками, а вы только советуйте из чего это можно
сделать. Главное подталкивать в ненавязчивой форме, как бы между прочим,
занимаясь при этом своими делами. Конечно, ребенок должен делать пока
максимально простые вещи, чтобы их изготовление не отнимало много сил и не
отбивало охоту к дальнейшему труду.
Детки постарше, примерно к трем годам, начинают
относиться к своим творениям с определенной долей критики. Их уже не устраивает
башенка в два этажа или плохо соединенные детали конструктора. Родителям – не
стоит зевать и всегда соглашаться, что все отлично, но и критиковать малыша
нужно крайне мягко и деликатно, похвалить, а потом добавить, что было бы еще лучше,
если бы платьице у куклы еще и застегнулось – предлагайте помощь, если видите,
что малыш застопорился.
Детскую, как и взрослую фантазию нужно постоянно
подпитывать реальными, новыми и интересными впечатлениями, которые потом
непременно всплывут в очередном творческом эксперименте. Сходите в парк,
посмотрите голубей, лебедей, уток, а потом попробуйте сделать их из шишек,
ватных дисков или проволочного шнурка. Посещение цирка подкрепите изготовлением
фигурок клоунов из цветных фантиков, макаронинок разной формы – бантики,
ракушки. Кукольный театр можно сделать и домашним: небольшая ширма и набор
актеров из старых носочков или рукавичек, оформленных платьями из лоскутов,
хвостиками из остатков меха, гофрированной бумагой, нитками.
Научно-технический прогресс
для самых маленьких
Детки растут, их поведение меняется, они могут дольше
засиживаться за любимым делом, концентрируются, становятся внимательными. Круг
их интересов расширяется — занятия рисованием, лепкой, аппликацией,
конструированием идут параллельно. Умения и пробелы в навыках уже хорошо видны
– хорошо лепит, но плохо режет, или наоборот. Нужно работать над
усовершенствованием тех или иных умений. Фигурки можно не только вырезать по
контуру, но и вырывать, а делать это нужно очень аккуратно и не спеша. Девочкам
можно предложить первые уроки по вязанию крючком, макраме, плетению косичек.
Очень помогают в творчестве все существующие природные
материалы – трава, камушки, ракушки, перышки и корешки, орешки и шишки,
веточки, цветочки, ягоды. Увидев один раз что примерно можно сделать с таким
сырьем, дети начинают сами придумывать всевозможные поделки, игрушки и другие
вещицы из того, что всегда есть под руками.
К четырем годам у детей с хорошо развитой моторикой
получаются сложные многоэлементные композиции – вокзал с поездами, грузами и
пассажирами, парикмахерская с креслами, журналами и зеркалами. Те, кто хорошо
освоил ножницы, умеют аккуратно вырезать по линиям, а затем склеивают из
полученных деталей готовое изделие.
На данном этапе задача родителей объяснить важность
полноценного выполнения работы. Они должны стимулировать детей к тому, чтобы те
завершали начатое и не оставляли на потом. Лучше всего разбить работу на
несколько этапов длительностью по 15-20 минут, после каждого из которых
обязательно нужно вставлять блок с подвижными играми. Наверняка юный творец
оценит собственную миниатюрную мастерскую, где все будет как у взрослых –
кисти, холсты, краски, глина, песок, этажерки с готовыми поделками, коробочки с
принадлежностями.
Мамины шпаргалки
Интернет – уникальный источник множества полезных,
необычных и полезных методов и программ развития малышей. Практики и
психологические приемы найдет каждый желающий.
Из печатной литературы стоит обратить внимание на
следующие:
- издания
из серии «Азбука творчества» Питерской типографии «Кристалл» – «Вырезаем,
играем, клеим», Г.Корнеевой; - книга
«Подарки для друзей и поделки из природного материала своими руками»,
смоленской типографии «Русич»; - серия
«Искусство для дошколят» по программе Мэри Энн Ф. Колль – американского
педагога и художницы, совместного издания «АСТ» и «Астрель»; - большие
энциклопедии поделок и досуга – две отдельные книги издательства «РОСМЭН».
А вообще доказано, что родительский пример является
лучшей мотивацией к стремлению детей чем-либо заниматься и развиваться.
Посмотрите, много ли среди покупных игрушек тех, что вы сделали своими руками –
сшили, связали, смастерили? Если нет, то еще не поздно исправить.
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.