Многие мультфильмы не менее полезны, чем хорошие детские книги. Психологи и детские педагоги обращают внимание родителей на положительные аспекты просмотра мультиков, ведь они:
- раскрепощают мышление малышей;
- разграничивают в представления детей «хорошо» и «плохо»;
- развивают фантазию;
- учат чувствовать и сопереживать;
- улучшают настроение;
- расширяют кругозор;
- развивают (если речь о развивающих мультиках).
Кроме того, в случае совместного просмотра и последующего обсуждения мультфильмы сближают детей с родителями, настраивают на диалог, помогают узнать друг друга лучше.
Что же значит «развивающий» мультфильм? Этот модный и популярный термин все понимают по-разному, но психологи предлагают свое определение - исподволь, незаметно для ребенка обучающий его чему-то полезному и новому. Впрочем, мультфильм не станет «развивающим» без участия родителей - так как полученные знания необходимо «закрепить» обсуждением или практическим опытом.
К сожалению, бессмысленно отрицать вред мультфильмов (по крайней мере, некоторых из них):
- часто в современных мультиках (особенно иностранных) встречаются чрезмерная агрессия или жестокость;
- плохо выстроенные взаимоотношения между героями могут стать неосознанной ролевой моделью для ребенка, неудачным примером для подражания;
- некоторые мультфильмы пропагандируют безнаказанность отрицательных героев или спорные с точки зрения морали поступки;
- после просмотра телевизора многие родители отмечают эффект «зомбирования» - когда ребенок цитирует персонажей мультфильмов (или даже героев телевизионной рекламы);
- избыток информации может плохо сказаться на сне, аппетите, настроении ребенка;
- очевиден вред длительного просмотра мультфильмов для детского зрения.
Так можно ли и нужно ли включать детям мультфильмы? Хорошо это или плохо, полезно или вредно? Как часто бывает, истина – посередине. Родителям придется искать баланс и соблюдать меру. Таким образом, можно выделить 3 задачи родителей, связанные с мультиками:
1. Ограничивать поток информации
Мультфильмы должны показывать детям те стороны жизни, которых должно быть больше, - доброту, дружбу, любовь, уважение, готовность помочь близким. Родителям же нужно следить за тем, чтобы ребенок не сталкивался в мультиках с насилием, грубостью, жестокостью.
2. Регулировать время просмотра
Ради здоровья детских глаз и сохранения остроты зрения нужно следить за тем, чтобы просмотр мультфильмов не затягивался на часы. Малышам рекомендуется смотреть телевизор не более 15-20 минут в день, дошкольникам – в пределах часа.
3. Заботиться о правильности восприятия
Недостаточно включить ребенку мультик – нужно еще обсудить его с ним, помочь ребенку понять и по достоинству оценить его.
Как определить, какой мультфильм показывать детям?
- самый простой способ - посмотреть его «взрослыми» глазами, но не у всех есть на это время, поэтому так популярны советские мультфильмы и классические мультфильмы Диснея, ведь мы помним их содержание со времен собственного детства;
- прочитать аннотацию;
- посмотреть трейлер;
- полистать отзывы в интернете.
Каждый родитель волен выбирать свой способ «цензуры» мультфильмов. Важно помнить, что она необходима, и знать, что смотрит ваш ребенок в тот или иной момент времени, не пускать ситуацию на самотек.
Психологи считают, что детям рекомендованы к просмотру следующие типы мультфильмов:
- поучительные (помогают ребенку составить собственное мнение о непростой ситуации), - например, «Гуси-лебеди», «Мойдодыр», «Цветик-семицветик», «Снежная королева»;
- ознакомительные (рассказывают об окружающем мире, правилах поведения в нем), - например, мультфильмы о ПДД, основах безопасности жизни, этикете, истории, природных явлениях; считается, что такие мультики нужно включать детям с 5 лет;
- развлекательные (не несут глубокого смысла, призваны поднять ребенку настроение, обычно содержат шутки, комичные ситуации, динамичную музыку, имеют фантастический сюжет) - к ним относятся большинство современных мультсериалов;
- мультики для совместного просмотра (более продолжительные, с усложненным и непредсказуемым сюжетом), - например, мультфильмы о трех богатырях.
Специалисты отмечают тенденция к сближению жанров, их комбинации. Так, по мнению мультипликаторов, ребенок получит максимальную пользу и при этом не потеряет интерес к сюжету. «Классика жанра» - «Ну, погоди!», «Маша и медведь», «Фиксики», «Барбоскины», «Смешарики».
Усадить ребенка за просмотр мультфильмов легко, но как оторвать малыша от экрана?
1) договориться заранее - еще до начала «мультсеанса» оговорить время просмотра или количество серий, а потом безапелляционно выключить телевизор;
2) не идти на уступки - как с любыми детскими манипуляциями, стоит один раз уступить, отказаться от своего слова или намерения, и ребенок в следующий раз будет пользоваться «эффективным» способом (уговоры, крики, плач), но гораздо настойчивее;
3) предложить замену - либо заранее, либо сразу после окончания просмотра запланировать с ребенком следующее интересное занятие (например, нарисовать вместе сюжет мультфильма).