Поиск

Спасти и сохранить: ложимся на сохранение

05/06/2009
АРИНИНА Ирина
1217

«Возьми с собой побольше чтива и не слушай глупые россказни истеричных беременных клуш», – такое напутствие я получила, ложась на сохранение, от своей бывалой подруги. Как выяснилось позже, она знала, о чем говорит.

Скука смертная – вот так в двух словах можно описать трехнедельное пребывание в отделении одного из московских роддомов старой закваски. Чем здесь можно заняться? Первым делом – отоспаться, на время, прикрывшись «больничным» и по праву забыв о напряженке в офисе. Красота!
Однако я ведь – не барсук, чтобы впадать в трехнедельную спячку. Ладно, два раза в день – на уколы – пятнадцать минут в очереди; еще полчаса можно «убить», подперев стену и поддерживая рукой живот, в очереди к общественному бесплатному телефону (мамочкам другого поколения поясню: мобильников двенадцать лет назад не было почти ни у кого, даже в Москве).
Раз в три дня – секретное общение с родными: с третьего этажа, через окно (на улице – мороз, может влететь от медперсонала). А потом, как ни крути, приходится возвращаться на свое лежачее место рядом с «раздраженным и ворчливым» холодильником.
В палате нас – шестеро. Точек соприкосновения – никаких, все разновозрастные, разнорежимные, разнохарактерные и разнотемпераментные (две, к тому же, – еще и храпят). В первые два дня, пользуясь тем, что новенькая (то есть пока – никому не задушевная подруга, обязанная выслушивать историю жизни товарок по палате в мельчайших подробностях), прочитываю все, что принесла с собой. В следующие два дня спрашиваю, чем можно разжиться у окружающих: учебник по физике (привет всем гуманитариям!) и туча женских журналов (тоже – не фонтан). «А стиль и чувство моды вам не свойственны», – эти слова главного редактора журнала «Подиум» в исполнении Мэрил Стрип – стопроцентно обо мне. Поэтому вы понимаете, какой «кайф» я получила, вынужденно читая (не пролистывая, а именно читая: пролистать – значит потратить меньше времени) современные модные журналы. Кстати, настолько привыкла, что теперь читаю их (ну или пролистываю) регулярно.
В конце первой недели слушаю «историю моей жизни» в исполнении всех соседок по палате, потом (видимо, мозги разжижаются от перебора свободного времени) тоже разнюниваюсь и рассказываю свою.
Вынужденное пребывание в незнакомом месте и соблюдение заведенных там порядков и распорядков – проблема настроения. Прихватите из дома пару пустячков, фотографию любимого, начните вести дневник (представьте, что пишите книгу, которую потом прочтет ваш малыш). Попробуйте «раскрутить» соседок по палате на предмет хобби: возможно, кто-то из них между делом (то есть бездельем) научит вас азам вязания или увлечет искусством оригами.
Разлука с любимыми. Сейчас, в век мобильных телефонов, эта проблема уже не стоит так остро, как раньше. Хотя, поскольку мобильник для беременных – вещь нежелательная, вспомните об обычных письмах, которые можно передавать навещающим вас родственникам. Кроме того, у вас появилась возможность (и время) пересмотреть свое отношение к близким: муж после работы летит к вам под окошко и светится, как на первом свидании, брат-оболтус ломает голову, какой очередной «примочкой» скрасить ваш досуг, а свекровь (кто бы мог подумать) каждый день с другого конца города несется с термосами, да еще и вкладывает в «передачки» подбадривающие записочки.
Вынужденное общение с «товарками» по палате и невозможность уединиться (даже чтобы всплакнуть). Мне как интроверту это показалось самым тяжелым испытанием. Предлагаю провести время с прицелом на будущее. Например, завязать полезные знакомства – соседками по палате могут оказаться портниха или парикмахер, а завести «свою» маникюршу, «англичанку» (детенышу потом пригодится) или юриста никто в здравом уме не откажется.
Периодические медобследования (неприятные вдвойне для тех, кто в принципе боится врачей и не любит больницы) – необходимо внушить себе, что все происходящее – на благо малыша, станет легче.
Больничная еда (как говорится, без комментариев) – выклянчивайте дополнительный паек у родственников.
Страшилки о том, что с кем в этом роддоме случалось (к их последствиям мы еще вернемся). Желательно переключить народ на обсуждение плюсов и минусов кремов от растяжек, воспоминания «как мы с ним познакомились» или, на худой конец, поделиться тем, «что такое свекровь-грымза и как с ней бороться». Неужели девушки не найдут тему для разговора?

Встречаются две блондинки:
– Я слышала, что ученые выяснили:, мозг у человека начинает закладываться на
4-м месяце беременности.
– Это что? Значит, чтоб у меня мозг появился, мне надо забеременеть?

В целости и сохранности
Разобравшись с возможными минусами эмоционального порядка, предлагаю перейти к вещам более серьезным и поговорить о необходимости больничного сохранения.
Начнем с того, что госпитализацию для профилактики не назначают. На сохранение можно попасть только по показаниям.
Основной причиной для сохранения в стационаре является страшное для будущей мамы словосочетание «угроза выкидыша». Ее «ставят» на разных сроках беременности. В первом триместре – до 12 недель беременности – женщина может почувствовать боли или потягивания внизу живота или в крестце, а также заметить кровянистые или сукровичные (коричневого цвета) выделения. К сожалению, будущая мама не понимает, чем может закончиться угроза выкидыша, какой у нее может быть исход. Она думает: «Поболит и пройдет». Но когда врач говорит о госпитализации – правильнее лечь.

Основной причиной для сохранения в стационаре является страшное для будущей мамы словосочетание «угроза выкидыша». Ее «ставят» на разных сроках беременности. В первом триместре – до 12 недель беременности – женщина может почувствовать боли или потягивания внизу живота или в крестце, а также заметить кровянистые или сукровичные (коричневого цвета) выделения. К сожалению, будущая мама не понимает, чем может закончиться угроза выкидыша, какой у нее может быть исход. Она думает: «Поболит и пройдет». Но когда врач говорит о госпитализации – правильнее лечь.


Обследование: что и зачем
В гинекологическом отделении больницы или специализированном отделении роддома оценивают жалобы женщины, проводят влагалищное обследование, по показаниям – УЗИ: с его помощью можно выявить ряд отклонений, о которых чувствующая себя нормально женщина даже не догадывается. К примеру, ретроплацентарную гематому, при которой плодное яйцо может отслоиться, что приведет к выкидышу.
Анализ крови выявляет содержание полового гормона b-ХГЧ (или бета-ХГЧ, его снижение может означать угрозу выкидыша либо аномалию развития плода), прогестерона – гормона беременности (при снижении его уровня в крови назначают препарат натурального прогестерона), альфетопротеина. Все они сдаются на определенных сроках беременности. Если выявляется отклонение от гормональной нормы, женщину госпитализируют не только для лечения, но и для дообследования.
«Что вы меня здесь держите, если у меня все анализы уже готовы?!» – такой вопрос задает каждая третья пациентка. А на самом деле – еще не пришли результаты анализа на венерические заболевания, ВИЧ и гепатит (в лучшем случае они поступают из кожвендиспансера через 10 дней). А если реакция на эти инфекции оказывается положительной, тактика ведения беременности, скорее всего, изменится.
В то же время необходимость госпитализации может быть вызвана не только клинической картиной (состояние женщины и плода на момент обследования), но и анамнезом (предысторией беременности). В случае если в анамнезе – выкидыш за выкидышем, и ни одной благополучно закончившейся беременности, или если нынешняя беременность индуцирована (то есть наступила не естественным образом, а с помощью гормонной терапии или ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) – это 100-процентный показатель для госпитализации, даже в случае самых минимальных тревожных симптомов.


Режим или немедикаментозная терапия
Сохранение подразумевает госпитализацию для обследования (более подробного, чем могут провести в обычной гинекологической консультации) и назначения терапии (лечения). В то же время, сохранение обеспечивается, как бы банально это ни прозвучало, постельным режимом. Скептики «спрячутся» за рассуждения: «Да глупости все это! Сроду на Руси постельного режима не соблюдали, крестьянки веками рожали прямо во время полевых работ». Что тут ответишь? Хотите разродиться на сенокосе – флаг вам в руки!
Приведу лишь реплику не врача, а обычной мамы на одном из интернет-форумов. На вопрос, есть ли смысл ложиться в больницу, она написала: «Странный вопрос – есть ли смысл… Смысл есть – выносить ребенка». Чего уж тут добавить?..
Конечно, лежать можно и дома. Однако женщина позволит себе и сходить в магазин, и подняться с «совсем не тяжелыми» сумками на пару лестничных пролетов, и убраться в квартире, и постоять у плиты. В идеале же при постельном режиме ничего этого не должно происходить. Кроме того, лишь попав на сохранение, многие дамы узнают, что подмываться можно было только на коленочках, но ни в коем случае не на корточках, что нельзя было тянуться вверх, чтобы повесить постиранное белье, а также многие другие нехитрые приемы, позволяющие сохранить жизнь долгожданного малыша.
Нередко женщины поступают «по скорой» в пять часов утра с жалобами на кровянистые выделения и боли в животе. Причина – нарушение… полового покоя. Упс! А я и не знала, что нельзя. Разрешение на интимную близость во время беременности дает лечащий врач. Не стесняйтесь спрашивать – целее будете. Рассуждения о том, что в первом триместре можно, во втором – нужно, а в третьем – можно, ответственная пара проигнорирует. Каждая беременность – как отпечатки пальцев – индивидуальна. Поэтому «доставать» врача расспросами – ваша с партнером святая обязанность. Не хочет отвечать – смените врача (это можно сделать в кабинете заведующей без указания причины!). В наихудшем варианте нарушение назначенного полового покоя приводит к отслойке плаценты, гибели плода, ампутации матки и невозможности иметь собственных детей.

Поскольку потеря беременности в основном случается на ранних сроках, в этот период госпитализация особенно важна. И при угрозе выкидыша ее назначают просто для обследования – далеко не все можно сделать в женской консультации, особенно в небольших городах. В данном случае врачи не подстраховываются – они подстраховывают вас.

Уколы и таблетки
Разобравшись более-менее с необходимостью соблюдения режима, перейдем к лекарствам. «Залечат! Заколят! Закормят всякой гадостью – навредят ребеночку!» – довольно частые «отмазки» от госпитализации. Арсенал методов лечения и снятия угрозы – невелик, признают медики. Это спазмолитики (препараты, снимающие мышечные спазмы) и токолитики (препараты, снижающие тонус матки), а также гормоны и средства, улучшающие кровоток. Обойтись без них – значит поставить под угрозу своего ребенка. Угроза выкидыша – это в первую очередь внутриутробное страдание маленького человечка, а не ощущения женщины, которая в этот момент рассуждает: «Подумаешь, чуть-чуть поболело и отпустило!»
Некоторые женщины просто не чувствуют, что матка – в тонусе: у всех ведь разный болевой порог. Однако ультразвуковое исследование (которое тоже проводят не потому, что доктору захотелось от нечего делать потратить государственные деньги и собственное время, чтобы намазать ваш живот «киселем» и «повозить по нему этой штуковиной», а исключительно по показаниям), может ясно показать, что тонус повышен локально – в нем находится, например, только задняя или передняя стенка матки. За счет гипертонуса может происходить отслойка эмбриона, выкидыш.
При этом ничего не подозревающая женщина может и не заметить небольших кровянистых выделений. В то время как ее кроха страдает физически. Сокращение матки – это спазм сосудов, малыш переживает период гипоксии – говоря простым языком, его просто душат! Плоду не хватает кислорода и питательных веществ. При длительной угрозе не исключено развитие хронической гипоксии – малыш может родиться маловесным (синдром задержки развития плода). Именно поэтому в период угрозы врач назначает средства, улучшающие кровоток в матке. Многие назначенные препараты должны вводиться внутривенно или внутримышечно, что дома сделать нереально (не в каждой семье есть медсестра, которая сделает укол грамотно).
Чем опасна угроза выкидыша во втором триместре? Первое. Матка в тонусе: плодный пузырь напрягается, могут отойти воды. В этой ситуации минимальный процент сохранения беременности: понятно, что с 22 недель до 40 никто тянуть не будет – произойдет инфицирование. Отошли воды – считайте, начались роды. Стоит отметить, что, согласно рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), с 22 недель беременности и весе плода от 500 граммов и выше, а также при его выживаемости в течение 7 дней роды считаются «преждевременными с экстремально низкой массой плода» – то есть ребенка можно попробовать выходить. Но далеко не во всех российских медучреждениях есть возможность выходить таких деток. Потому так и стремится ваш доктор сохранить беременность как минимум, до 32 недель (с 37-й она уже считается доношенной).
Второе. Отслойка плаценты, которая опасна кровотечением и гибелью как плода, так и, не исключено, матери. Довольно часто отслойка плаценты приводит к неостанавливающемуся кровотечению. Бывает, плацента отслаивается не по краю, а по центру – как бы посередине стенки, к которой она прикреплена. В образовавшейся полости скапливается кровь, которая начинает пропитывать стенку матки; появляется локальная боль. Пропитанная кровью матка (матка Кювелера) оказывается впоследствии неспособной к сокращению, в результате у женщины может начаться кровотечение, что может привести к развитию геморрагического шока. Отслойка плаценты опасна гибелью плода и кровотечением вплоть до летального исхода – у женщины. И несмотря на то, что в наши дни стараются делать органосберегающие операции, в случае с «маткой Кювелера» возможно только полное ее удаление. Для тех, кто в Интернете жалуется на «фашистов, из-за небольшого кровотечения удаливших молоденькой девочке матку, она теперь детей иметь не сможет», напишу, что неудаление «матки Кювелера» через несколько суток в организме женщины возникает перитонит (синдром воспаления брюшины) и ДВС-синдром (кто хочет ознакомиться с ситуацией подробнее, – синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови, когда в конечной стадии кровотечение невозможно остановить, и женщина погибает).
Обидно слышать, когда роженица винит врачей во всех произошедших с ней несчастьях: «Не пришла бы в роддом, все было бы хорошо!!!» Между тем как в анамнезе у этой женщины – нарушение кровотока в сосудах плаценты, о котором пациентка и не подозревала, и который в течение трех недель врачи пытались восстановить. По сути, она согласилась на госпитализацию настолько поздно, что спасибо – сама жива осталась. Но горечь утраты затмевает разум, и хочется обвинить всех вокруг, кроме себя…
Представим все же, что вас кладут из каких-то других, мифических соображений. Вы – врач? нет? То есть берете на себя ответственность за жизнь ребенка, надеясь на авось? Или мотивируя это мнениями таких же неврачей с интернет-форумов? Или вы настолько заняты на работе, что исход беременности для вас не важен? Ну так потратьте же три недели жизни, чтобы потом не корить себя всю эту жизнь.

Поскольку потеря беременности в основном случается на ранних сроках, в этот период госпитализация особенно важна. И при угрозе выкидыша ее назначают просто для обследования – далеко не все можно сделать в женской консультации, особенно в небольших городах. В данном случае врачи не подстраховываются – они подстраховывают вас.


Мамаша, не нервничайте
Бывают случаи, когда угроза выкидыша случается на нервной почве. Мне рассказывали о девушке, которая, едва выписавшись, снова попадала в роддом. Оказалось, что дома – непростая обстановка, постоянный конфликт между зятем и тещей, а в результате – периодическая угроза выкидыша. К сожалению, в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране врачи не исключают возможности, увеличения потока ложащихся на сохранение именно в результате переживаний.
В то же время, далеко не во всех больницах и роддомах удается расслабиться.
Не слушайте то, что рассказывают в соседних палатах! – призывают психологи. И форумы не читайте! – добавлю от себя лично. Наслушавшись всякой ерунды, женщина формирует отрицательный настрой на роды. Из услышанного собственными ушами: «Представляете, она – без сознания, а ребенок большой, и у мужа спрашивают, что делать? А он говорит, что кесарить не дам – нечего «шкурку» портить, и в результате ребеночку ручку пожизненно вывихнули!!!» – чем не страшная история в духе пионерского лагеря? Но, как говорится, спрос рождает предложение. И пока будут находиться в палате любительницы послушать, найдутся и те, что станут этот бред пересказывать.
Беременную женщину вообще несложно вывести из состояния душевного равновесия. Например, у нас в палате началась истерия, когда по коридору прошел слух – у одной из «сохраняющихся» – ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция), поэтому «у всех, кто с ней в одной палате детишки родятся с отклонениями, да и мы все в коридоре заразимся». Ситуацию усугубил выходной день и категорический отказ дежурного врача срочно выписать из роддома весь этаж: нас попросили подождать прихода лечащих врачей. В результате часть пациенток все же написала заявления и вырвалась домой (боюсь, с таким стрессом большинство из них на следующий день снова «загремели» на сохранение), а остальные остались рыдать в своих палатах. Лично у меня матка тут же оказалась в тонусе, серьезно огорчив «ведущего» меня врача и прибавив несколько дней пребывания в роддоме.
В июне 2006 года на одном из ростовских женских интернет-форумов был срочно созван «консилиум». Причиной мозгового штурма стало обращение: «Девочки, очень прошу, подскажите! Срок 3 недели. Начало мазать. 1,5 года назад на сроке 8 недель был выкидыш. Судя по всему, нужно срочно куда-то бежать сохранять, а то может ситуация повториться. Не знаю, к кому лучше и в какую больницу!!!" Дискуссия развернулась не шуточная: одни советовали роддомы и больницы, основываясь на наличии в палатах… телевизоров, холодильников и ковров, другие, наоборот, говорили: «Все сохранили, помогли… условия кошмарные… но там умеют сохранять...», «Дело же не в условиях, главное – сохранить беременность...»
Все это время опасающаяся выкидыша беременная сидела за компьютером и читала советы подруг по несчастью! В результате кто-то не выдержал: «Вы еще здесь? Срочно звоните в скорую! Не важно, куда попадете, это угроза, возможно внематочная!!!!» – самый дельный, как мне кажется, совет, прозвучавший на форуме за 20 минут обсуждения.

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.