Суеверия и предрассудки
07/10/2008
КРАШЕННИКОВА Ирина
140

В простой крестьянской семье всегда было много детей, поэтому женщина воспринимала роды как трудное, однако периодическое и необходимое событие в своей замужней жизни. Рожали крестьянки достаточно легко. И секрет их легких родов - в постоянном физическом труде: на поле работает, в избе убирает, в церкви помогает, глядишь, и срок рожать незаметно подойдет. Конечно, будущая мать тяжелой работы не выполняла. Поднимать мешки или на лошади верхом ездить, Боже упаси, нельзя. Но и на кровати целыми днями беременная не лежала, некогда было. И, конечно, как прежде, так и сейчас всех женщин в положении волновал вопрос: кто же родится? Но обратиться с этим вопросом к местной знахарке считалось делом греховным. Не любит Господь, когда люди в свое будущее без его ведома заглядывают. Однако существовали несколько вполне безобидных примет, например: еще до беременности у девушки или женщины как бы невзначай спрашивали: "Ой, что это у тебя с руками?" Когда она руки протянет, надо примечать, если ладошками вверх - мальчик, если вниз - девочка. Ну а самая распространенная примета - живот будущей мамы. Если он острый, будет мальчик, а если круглый - девочка.
Чтобы роды прошли благополучно, а ребенок родился здоровым, забеременевшие свято хранили свою тайну, никому не рассказывали о том, что ждут ребенка, до тех пор, пока окружающие сами не заметят. Да и тогда женщина продолжала держаться в тени, подальше от дурного глаза. Но самое главное - скрывался предполагаемый день родов. По народным приметам, если роды тайные, значит, легкие, в противном случае тяжелые. И вот почему: существует поверье, что роженица во время родов мучается за душу каждого человека, который знает, что она в это время рожает.
В старину, как правило, роды принимала повивальная бабка, которой в сельской местности всегда почет да уважение высказывали. Поэтому повитухой могла быть далеко не каждая.
Первый критерий отбора - возраст. Это должна быть пожилая женщина, которая уже не может сама иметь детей.
Второй - она должна обладать высокими нравственными качествами. Существовало поверье: "Повитые безнравственной повитухой дети не будут жить или родятся больными".
Третий - родные дети повитухи должны быть обязательно здоровыми.
Обычно в деревне была не одна, а несколько повитух, и роженица выбирала ту, которая ей была по душе.
Как только женщине приходила пора рожать, бежали за повитухой. Та, входя в дом, говорила: "Отпирайте, отпирайте". Родственники роженицы отвечали: "Отперли, отперли". - "Запрягайте, запрягайте!" - "Запрягли, запрягли!". - "Поезжайте, поезжайте". - "Едет, едет". Эти своего рода магические слова говорились для того, чтобы роженица поскорее разрешилась от бремени. Далее бабка вливала в какой-нибудь сосуд воды и шептала в воду: "Во имя Отца, и Святаго Духа: из города Иерусалима едет Иисус Христос. Мати родила сына, Иисуса Христа, не болевши, не стонавши, и люди не слыхавши, так бы рабице Божьей (имя) родить младенца, не стонавши, не болевши, и люди не слыхавши". И давала эту воду пить роженице.
Считалось, что в момент родов женщина и младенец наиболее незащищены от нечистой силы. Повитуха своими молитвами и заговорами оберегала их от нечисти и обращалась к Господу, как бы являясь посредницей между новорожденным и Богом.
Своей главной святой покровительницей повитухи считали бабушку Соломею. По народным поверьям, Соломея совершала те же действия с младенцем Христом, которые исполняет деревенская повитуха. Поэтому повитуха приговаривала над роженицей: "Не я тебя, младенец, принимала, не я тебя омывала, а бабушка Соломея, не я тебя мыла, не я тебя парила, не я тебя парила, тебя парила бабушка Соломея, она тебе приговаривала: "Расти, мое дитятко, по часам, по минуточкам".
После родов повитуха в течение трех дней находилась в доме роженицы. Главной ее обязанностью было купание матери и ребенка. По поверью, роды - дело нечистое. Послеродовая "нечистота" повитухи и роженицы требовала обязательного последующего очищения, которое происходило в бане при помощи обряда "размывания рук". Осуществлялся он на третий день после рождения младенца. Водой, в которую добавляли три горячих уголька, овес, хмель, яйцо, мать и повитуха троекратно поливали друг другу на руки. Обряд заканчивался обязательным одариванием повитухи. В подарок обычно входили предметы, дополняющие очищение: мыло и полотенца, также кофта или платок, ситец, хлеб.
После "размывания рук" ребеночка крестили.
До шести недель малыша никому не показывали, не выносили из дома, чтобы сохранить от дурного глаза. Еще было принято до года кроху не подстригать. Стригли детей обычно в Великий четверг (четверг перед Пасхой). Молодая мама с малышом должна была в течение шести недель после родов ни с кем не общаться, кроме близких, так как она считалась слабой и подверженной любым дурным влияниям.
Конечно, сейчас прошли времена повитух и "размывания рук", но, как известно, многочисленные поверья и приметы, связанные с рождением человека, возникли не на пустом месте.


Предрассудки

За время беременности женщина сталкивается с множеством так называемых "примет". Но, прежде чем без оглядки верить в них, хорошенько подумайте. Ведь многие приметы совсем не страшны, они просто подсказывают, как должна вести себя женщина во время беременности. Вот несколько примеров:

Вам также будет интересно
Как не сойти с ума в период детского кризиса 7 летЧитать статью
Святая царица Александра РимскаяЧитать статью
Детское пюре из цветной капусты: проверка РоскачестваЧитать статью
Миндальное масло: секреты красотыЧитать статью
Как давать детям свободуЧитать статью
Мастер-класс: детская прическа «Мальвина» и ее вариацииЧитать статью
Комментарии
Подпишитесь на рассылку полезных статей от "НЯНЯ.РУ"