Подходит ко мне наш шеф-редактор
и говорит: «Напиши, пожалуйста, материал
про раннее развитие». Я честно отвечаю: «Нет, я не смогу. Я же никаким
методикам не следую, вундеркинда не леплю, в конференциях с другими мамочками
опытом не обмениваюсь… Да и вообще, я
противник раннего развития!..» «Вот про это и напиши!» – заключает
шеф-редактор. Пришлось сесть и написать.
А для начала узнать, какие
методики раннего развития существуют и чем они друг от друга отличаются, как
вырастить вундеркинда и каким опытом обмениваются мамочки в конференциях. В
результате мое мнение про раннее развитие, конечно, кардинальным образом не
поменялось, но кое-что новое и интересное я для себя – и для своего чада –
все-таки усвоила. А теперь обо всем этом поподробнее.
Надо, надо развиваться по утрам
и вечерам
Методик раннего развития на
сегодняшний день существует великое множество. Тут вам и Монтессори, и Доман, и
Зайцев, и Береславский, и Никитины, и вальдорфская методика… Всех не
перечислить. Какие-то из них направлены на то, чтобы внедрить в ребенка определенные
знания на самых ранних сроках – обучить буквам грудничка, научить читать
годовалого, преподать математику в полтора года. Какие-то уделяют больше
внимания всестороннему развитию личности и неординарным способам обучения –
природные материалы, коврики вместо парт, тряпичные куклы,
звеняще-шуршаще-шершавые игрушки.
Сильно отличаются и причины, по
которым родители решают заниматься ранним развитием своих детей. Кто-то таким
образом реализует свои амбиции или избавляется от собственных комплексов – я
хотел, а ты сможешь, я был троечником, ты станешь отличником. Кто-то переносит
на ребенка весь свой пыл, отдаваемый раньше работе, и вместо собственной
карьеры начинает яростно заниматься образованием своего чада. Кто-то просто
живет по принципу – у меня все только самое-самое: самая быстрая машина, самый
обеспеченный муж или самая красивая жена и, конечно, ребенок должен быть тоже –
самый-самый! Кто-то искреннее считает, что его отпрыск – гений и,
следовательно, нуждается в развитии и обнародовании этой гениальности. А кто-то
просто хочет попробовать – может малышу и понравится.
Как не стоит делать?
Лично мне ближе последнее. Хотя
и тщеславие мне не чуждо, и энергии у меня хоть отбавляй, и способности
собственного ребенка я тоже порой склонна переоценивать. Но при этом уверена,
что ползунок не должен сидеть в манеже среди букв. У меня никогда не было
мечты, чтобы моя дочка умела читать в полтора года. Я не пыталась учить ее
математике до трех с половиной лет – да и тогда это было лишь знакомство с
цифрами и самыми элементарными примерами, не абстрактными, а реальными: вот у
тебя в руке четыре карандаша, я беру один, сколько осталось? И даже сейчас, в
ее неполные пять лет, я, в отличие от всех окружающих мам, не спешу обучать
дочку иностранному языку. Почему? Наверное, потому что сама владею английским и
вижу, что получается, когда не знающие языка мамы и бабушки пытаются выполнять
с ребенком домашнее задание, коверкая буквы и звуки и уча его заведомо
неправильно. Немногим отличается и уровень подготовки некоторых учителей
языковых курсов для дошколят. Недавно одна мама попросила меня перевести
стишок, который учительница задала выучить на дом. В каждой строчке этого
стишка было по нескольку (!) ошибок.
Вначале я решила, что это мама его неправильно переписала. Но когда мы подошли
к стенду, откуда его старательно списывали другие родители, я увидела ту же
самую безграмотную абракадабру. Нет, конечно, путем проб и ошибок можно найти
опытную учительницу или квалифицированного частного репетитора – но зачем? В
результате мой бледный городской ребенок будет гулять еще на три часа меньше,
начнет путать иностранные и русские слова, а в школе его все равно будут учить
этому языку заново.
Наш вариант
При всем при этом я вовсе не
считаю, что в жизни моей дочки до семи лет должны быть только игрушки да
прогулки. Просто я имею какие-то свои собственные представления о том, что и в
каком возрасте должен уметь ребенок, которые накладываю на природные склонности
моей дочки. Например, в первые полтора–два года своей жизни она была невероятно
активна. Начала держать головку в три недели, поползла в пять с половиной
месяцев – гораздо раньше, чем села, – встала в шесть с половиной, пошла в
десять, предложениями заговорила в полтора года. Врач, которому мы позвонили,
когда дочка впервые встала, категорически сказал: «Немедленно сажайте! Ноги еще
не окрепли, вредно!» Мы робко попытались выполнить этот совет, но наше чадо тут
же снова встало. Так продолжалось еще полчаса: мы осторожно сажали, а малышка
распрямлялась, как пружинка, и весело хохотала над нами. После этого мы решили,
что природа мудрее, и оставили все как есть. Так же я старалась поступать и
дальше: если дочка к чему-то тянулась, я вооружала ее необходимыми знаниями,
а кроме того, по мере взросления,
подкидывала ей новую информацию, соответствующую возрасту. Так, в два года она
начала учить буквы и цифры, в три благополучно их забыла, в три и девять пошла
на подготовительные курсы, в четыре с половиной стала бегло читать и вполне
сносно писать большими печатными буквами. При этом она вовсе не стремится
усесться в уголок с любимой книжкой и прочитать ее от корки до корки – так
может этого пока и не нужно? Зато увлеченно читает заглавия, имена авторов и
названия издательств всех книг на книжных полках. Обожает читать оглавления и
небольшие стихи и не пропускает на улице ни один магазин, рекламный щит или
доску объявлений, читая, что же там написано. То есть читать ей нравится и
читать ей хочется. Ну и славно. И думаю, что мало что изменилось бы, если бы
она с помощью новомодных методик выучила бы буквы в год. Стала бы она от этого читать раньше, чем говорить?
Сомневаюсь. Да и что значит читать? Складывать буквы в слоги, а слоги в слова?
Или понимать прочитанное? Последнего трудно добиться, не зная большей части
слов и понятий.
То же самое касается и прочих
развивающих занятий. С садиком у нас не получилось по состоянию здоровья – у
дочки аллергия. Однако я всегда была твердо уверена, что лет с четырех ребенку
нужно обязательно бывать в группе ровесников и чему-то учиться. Поэтому в
неполные четыре года записала малышку на занятия русским языком и математикой,
а чуть позже – на хореографию и рисование. Рисование в какой-то момент ей
надоело – и я не стала настаивать. Вместо этого с нового года предложила ей
театральный кружок. Понравится – останется, нет – попробуем что-то еще. Вот в
этом, на мой взгляд, и заключается принцип разумного развития. С ребенком,
конечно, необходимо заниматься. Малышу, естественно, необходимо что-то
предлагать. Если ему интересно и у него получается – на здоровье. Но если вы
заставляете его прыгать выше головы и насилу вдалбливаете знания – бросьте это
дело. Здесь все так же, как и в спорте:
каким бы видом ни занимался ребенок, для трех–четырехлеток это, по сути,
будут просто подвижные игры и разминки. Все остальное – сложные упражнения,
изматывающие тренировки, преодоление себя – начнется позже.
Инте-инте-интерес, выходи на
букву «с»
И еще такой момент: хотя с маленьким ребенком, действительно,
можно заниматься практически всем – от лепки до математики, от музыки до
японского языка, настоящие успехи могут появиться, только если самим родителям
интересно. Причем интересен именно процесс, а не конечный результат. И если вы
с трудом заставляете себя выступать в роли учителя и пытаетесь вдолбить ребенку
что-то, что вас совершенно не увлекает, оставьте это бесполезное занятие или перепоручите его
кому-нибудь другому, кто сумеет «зажечь» и заинтересовать малыша.
Тут, кстати, и пришло время
сказать спасибо всем основателям и последователям методик раннего развития.
Потому что благодаря им я узнала массу новых идей для занятий с моей дочкой.
Например, что не нужно предлагать ребенку до четырех лет нарисовать что-то
конкретное – пусть рисует море, небо, сказку, дождь и в этой расплывчатости
учится смешивать цвета, видеть образы и, главное, получать удовольствие от
рисования. Или что рисовать можно не только красками, карандашами и
фломастерами, но и пластилином – буквально размазывая его по бумаге. Или самой
цветной бумагой – разрывая ее и сминая, а потом приклеивая на основу, в
результате получаются симпатичные объемные пейзажи или фигурки. Или что из
ниток, намотанных на карандаш и аккуратно снятых, получаются «змейки», а с
круглой основы – помпончики и кисточки, отличный материал для поделок и азов
вязания. А знаете ли вы, как просто, оказывается, делать фигурки оригами?
Кстати, если в нарушение всех правил вырезать их из цветного картона, они
станут полноценными прочными игрушками. Да и математика, как выяснилось,
гораздо легче постигается – и преподается! – если уяснить себе, что главное –
это не цифры, а логика. А для того, чтобы запомнить основные принципы сложения,
вычитания, умножения и деления на группы, существует множество игр и подручных
материалов, от собственных пальчиков до
специальных лото. А чтобы научиться распознавать время, нужно вначале забыть
про минутные деления и выучить, как выглядит ровное количество часов и
половина, остальное называя просто: «Много минут девятого» или «Без нескольких
минут шесть».
Вы знали про это? Я нет, и мне
было интересно узнать!
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.