Страх – коварная штука: его нельзя потрогать, измерить,
отделить от себя. В детском возрасте объявить войну страху весьма не просто. Своими
большими глазами он гипнотизирует ребенка и не дает принять волевое решение –
побороть испуг. Насмешки друзей и умиленные взгляды родителей только усугубляют
ситуацию: малыш уходит в себя и… объединяется со страхом.
Не дружи со страхами
У каждого страха есть свои «корни», и «размножаются» страхи
почкованием: в благоприятствующей среде одна фобия рождает другую.
Необходимо добраться до корней и выкорчевать их из детской
психики, но нежно, незаметно.
Никаких радикальных мер борьбы со страхом предпринимать не
нужно. Помните, что в состоянии страха
малыш как бы объединяется с ним. То есть ребенок не сможет логически оценить
ситуацию, если вы вдруг решите наглядно продемонстрировать, что ему нечего бояться:
кроме паники, ребенок ничего не ощутит. Более того, пострадает его доверие к
родителям. А значит, путь к корням страхов (эмоциональной проблеме ребенка)
будет закрыт.
Чтобы обезоружить страх, необходимо лишить его «питательной
среды». Попытайтесь поговорить с ребенком о том, что стоит за его фобиями. Страхи
могут возникать на фоне перегрузок, частой смены обстановки, неблагоприятных
психотравмирующих ситуаций или развиваться в силу особенностей характера
ребенка, как реакция на неудачный опыт.
Пусть кроха расскажет вам о своих ощущениях в неприятной,
страшной для него ситуации, попытайтесь вместе вспомнить период, когда эти ощущения
начались в первый раз. Обнимите ребенка, скажите, что вы поддержите его в
борьбе с невидимым противником. А лучше всего купите красочную мебель в детскую комнату, чтобы все страхи покинули малыша.
Поиск союзников
Если малыш стесняется своих страхов, расскажите вашу историю
борьбы с фобиями. Если вы доверительно поведаете ему (шепотом добавляя: «только
тсс, никому не говори»), что тоже в детстве боялись чего-то, малыш поймет, что
его чувства вам понятны, что вы его друг по несчастью. Расскажите ребенку, как
вы справились со своей боязнью, и малыш обязательно оценит ваше дружеское
участие, его вера в себя окрепнет.
Еще один союзник в борьбе со страхом – это фантазия. Представьте
вместе с малышом его врага – страх. Можно даже нарисовать его на бумаге. А
затем прогоните его прочь, закройте в ящике, сомните или разорвите – одним
словом, уничтожьте. Сильно акцентировать внимание на страхе не стоит. После
вашей доверительной беседы малыш обязательно должен понять, что существует
страх и, отдельно от него, сам малыш с его потребностями плавать, прыгать и
знакомиться. Это два вполне отделимые друг от друга существа, интересы которых
совершенно не совпадают. Можно сравнить страх с липучкой, которая присосалась к
ребенку, мешая ему полноценно развиваться.
Темнота
Вася темноты боялся,
А сказать о том стеснялся.
Солнце спрячется – и страшно
Васеньке ложиться спать.
Страшной кажется игрушка,
И боится он подушки,
Всюду тени выползают,
Васю-Васеньку пугают.
Как-то раз уселся Вася
На кровати у окна,
И в ту ночь заметил Вася –
В небе темном есть Луна!
– Как же ей одной не страшно?
Там ведь тучи и ветра.
И, наверное, опасно
В темном небе до утра...
А Луна ему сказала:
«Ты не бойся темноты,
В темноте совсем не страшно,
С темнотою я на ты!
Подружись и ты с ней, Вася,
Темнота добра ко всем,
В темноте так сладко
спиться,
И со светом нет проблем!
Ты ложись в свою кроватку,
И глаза скорей
закрой,
А твой сон покараулю
Я на пару с темнотой»
Большой медведь
Как-то раз Ирине
Купили в магазине
Большого медвежонка
И желтого цыпленка,
Увидела
Ирина
Подарок и – реветь:
Какой же он огромный –
Этот ее медведь!
Большущими глазами
На Ирочку глядит,
Как будто бы залает,
А может, зарычит!
Попятилась Ирина
В другой конец квартиры,
Как вдруг ее сестренка,
Увидев медвежонка,
Так громко засмеялась,
Что Ира растерялась.
Бежит скорей сестренка,
Схватила медвежонка
И весело играет.
Целует, обнимает
Медведя только так!
«Пойдем играть, Ириша, –
Кричит сестренка ей –
Смотри, какого Мишу
Купили нам, скорей!»
Ирина постояла,
Бояться перестала,
Бежит играть с сестренкой
И новым медвежонком!
Знакомство
– Познакомимся немного? –
сказал Петя мне с порога,
Я ему не отвечаю, только
головой качаю.
Не люблю я представляться,
чем-то интересоваться,
Ведь стесняюсь я немножко и
совсем не понарошку.
Петя вроде не обижен, говорит:
«Ну что же, ладно,
Я пойду играть с Машуней. С ней
знакомство будет складно».
Машенька сказала: «Здравствуй»,
руку Пете подала
И игрушечные яства вместе с
чаем принесла.
Петя с Машей подружились, ну а
я опять одна,
Мне уже совсем не страшно, я
хочу дружить сама.
Маша мне пришла на помощь:
«Подходи же, не робей,
Познакомьтесь, Петя –
Таня! Ну, давай играть скорей!»
Ольга Чубукова-Реуцкая,
стихи автора