Поиск

В детский сад как на праздник

21/03/2016
ЗАСЛАВСКАЯ Наталья
560

детский сад

 

Полемика по вопросу посещения детьми детских садов стоит жаркая: слишком много доводов за и против системы воспитания детей вне дома, чужими людьми. Конечно, это дает возможность родителям освободить массу времени на личные дела или карьерный рост, а малыш с раннего возраста привыкает жить в коллективе, попутно получая необходимые заботу и воспитание. Да вот получает ли? Естественно, каждая мама хочет чувствовать себя спокойно, зная, что ее малыш накормлен, опрятен, здоров и счастлив даже в ее отсутствие. Но кто это гарантирует? Лучше позаботиться обо всем самим.


Когда приходит время?

Родители Стасика приняли решение отправить его в детский сад, когда ему исполнилось 3 года. Во-первых, мальчик был уже «достаточно» взрослым (во всем отстаивал право на самостоятельность – кушать, одеваться, чистить зубки). Во-вторых, очень тянулся к другим детишкам своего возраста (не возможно было увести его с детской площадки, хоть всю детвору в гости приглашай). В-третьих, и это главное, родилась долгожданная Ксюша (столько хлопот с младенцем, а старший постоянно требовал внимания). Сначала все были довольны: мальчик целую неделю с удовольствием ходил в детсад, мама стала успокаиваться и переключила заботу на младшую сестренку. Вот тут у Стасика и начались капризы, истерики, жалобы на садик, отказ туда идти. Попробовали сменить детский сад – не помогает (воспитательница злая, дети обижают, еда не вкусная и т.д.) Пришлось забрать и оттуда, решив для себя, что ребенок «не садовский».

Что же не учли родители малыша? Не правильно было выбрано время для перемен в жизни ребенка. Разве можно было «отправлять в изгнание» сына, который и так чувствовал себя заброшенным (родилась девчонка, а обо мне все забыли, я им не нужен). Логичнее было бы определить мальчика в детский сад еще до рождения второго ребенка, или, еще лучше, подождать немного, когда представления о новом составе семьи сформируются, а он сам с удовольствием возьмет на себя роль старшего брата. Кроме того, он успел бы подрасти, избежав некоторых возрастных проблем.

Возраст – самый главный критерий готовности детей к посещению детского сада. Психологи утверждают, что лучше всего отдавать ребенка в детсад между 3 и 5 годами. До 3-х лет, малыш еще слишком мал, очень привязан к матери, и не обладает теми навыками самообслуживания, без которых в садике ему будет очень тяжело. А в 3 года у него начинается переходный возраст, когда маленький человечек начинает осознавать свою индивидуальность и самостоятельность. Не следует осложнять внутренний кризис формирующейся личности малыша еще больше, меняя привычные для него условия жизни. Подумайте о таких значительных переменах лучше ближе к 4-м годам. А если вы располагаете возможностью посвятить себя уходу за ребенком и его воспитанию, лично создаете условия благоприятные для развития и общения со сверстниками, то раньше пяти лет можно вообще не посещать детский сад. Однако если нет каких-либо противопоказаний, ребенку в дошкольный период лучше получать необходимый запас знаний и представлений об окружающем в коллективе.

Обычное время поступления «новеньких» в группу – конец августа или начало сентября. Педагоги детского сада, заботятся о том, чтобы группа пополнялась не более чем на 5 детишек в неделю. Подвижный график приема в группу позволяет воспитателям правильно распределить внимание для каждого из малышей, болезненно переживающих разлуку с родителями и родимым домом. Конечно, ребенку будет намного легче сориентироваться, если у него уже был жизненный опыт, напоминающий новую ситуацию. Может быть, вы частенько оставляли свое чадо на попечение бабушки (тети, подруги), или посещали специальные развивающие или адаптационные группы. Тогда вы можете быть чуточку спокойнее. Если нет, проведите простенький эксперимент: пригласите в гости малознакомого вашему ребенку человека (но которому вы доверяете), а затем оставьте их вдвоем дома на один - два часа. По реакции обоих вы поймете, готово ли малыш к первым шагам в самостоятельность или имеет смысл немного повременить с определением его в детский сад. Кстати, «человек со стороны» поможет вам определиться с основными задачами, встающими перед вами в подготовительный к саду период. Что было самым сложным для малыша: начать совместно игру, обратиться к взрослому за помощью, тревога за отсутствующую маму, или мелкие бытовые неприятности (как самому сходить в туалет, где найти нужную вещь, чем подкрепиться и пр.). И обязательно поинтересуйтесь, насколько легко им было понимать язык друг друга, вдруг высказанная маленьким просьба не была понята, или ребенок побоялся сообщить чужому человеку что-то важное о себе. Помните, чем выше у малыша речевая активность и готовность к общению, тем легче ему будет вступить в контакт с воспитателем и другими детьми.

 

Как подготовиться?

Еще до поступления ребенка в детский сад, когда вы принесли заявление или пришли узнать, в какую группу зачислен ваш ребенок, пообщайтесь с воспитателем и обменяйтесь сведениями, необходимыми друг другу. Педагогу важно узнать о составе вашей семьи, об имеющемся у ребенка опыте общения, предпочтениях в игре, физиологических особенностях (все время или много пьет) и привычках (вплоть до мелочей, вроде медвежонка, без которого малыш не заснет). Вопросы задаются не из пустого любопытства, ведь подробность и достоверность ответов влияет на тактику и манеру поведения человека, обязанного на период привыкания малыша к своему новому положению воспитанника хотя бы частично заменить ему мать. Со своей стороны, вы значительно упростите ему эту задачу, если заранее – может быть, за месяц – начнете исподволь готовить малыша к переменам. Воспитатель охотно расскажет вам о режиме дня, соответствующем возрасту вашего малыша, правилах поведения детишек в группе, какие навыки должны уже быть сформированы на настоящий момент времени, а так же какие привычки являются вредными и почему. Попробуйте ввести у вас дома хотя бы некоторые порядки, практикующиеся в детских садах: самому убирать игрушки и относить посуду, пользоваться расческой и носовым платком, мыть руки с мылом перед едой, помнить очередность надевания одежды и самому справляться с застежками. Поверьте, воспитатель заинтересован в результате выполнения «домашнего задания» не меньше вас, ведь в обратном случае все тяготы по воспитанию и обучению новичка ложатся на него. Часто в хороших дошкольных учреждениях родителям вручаются памятки, в которых помещены рекомендации по методике кормления, укладывания спать, туалета детей, а так же советы по расширению круга общения и игровых действий у ребенка. И, конечно, не следует пренебрегать специально проводимыми с этой целью родительскими собраниями, днями открытых дверей и различного вида семинарами.


В первый раз

Первое впечатление для детей значит даже больше, чем для взрослых. Поэтому позаботьтесь о том, что бы посещение детсада ассоциировалось у крохи с радостным настроением и представлялось особым местом для игр и развлечений. Объявите ребенку, что вы идете на экскурсию в детский сад и в гости к другим ребятам, которые там находятся. Обязательно познакомьте его с будущей воспитательницей, позвольте им немного побеседовать, с удовольствием примите предложение пройтись по группе и осмотреться (хороший педагог обязательно так и поступит). По дороге домой поинтересуйтесь мнением малыша, выскажите собственное, да не ленитесь, расскажите о буднях и праздниках в детском саду, дополняя его собственными детскими воспоминаниями. Наверняка, вам даже не придется ничего предлагать ребенку, он сам спросит, может и ему можно походить в детский сад. Тут, думается, уж вы постараетесь уверить его, что сделаете для этого все возможное!

Как правило, вхождение новичка в группу процесс волнительный, многое зависит от такта воспитателя, его умения найти общий язык с мамой и малышом. Посоветуйтесь с педагогом, как вам лучше поступить: привести ребенка с утра пораньше, что бы он успел немного освоиться до прихода других ребятишек (хорошо бы припомнить и повторить экскурсию по группе вместе с мамой), или, наоборот, ближе к вечеру, когда многих деток уже разобрали. В любом случае, первые дни малыш должен пребывать в группе не более 2-3 часов (даже, если ему очень там понравится). При расставании не забудьте пообещать вернуться за ним. Этим заверением ребенок будет жить до вашей долгожданной встречи!

Все будет хорошо!

В каждой профессиональной среде есть свой секреты, которые являются почти стопроцентным гарантом успеха, поэтому в завершение темы хочется поделиться некоторыми из таких наблюдений:

  • Заранее переходите на садовский режим дня, иначе сразу столкнетесь с сопротивлением самого отчаянного консерватора – традиционалиста, покруче английского лорда. «Где это видано: вставать в 7 часов, быстро умываться, чистить зубы, собираться?.. К чему вся эта спешка?! Я так не умею!» - конечно, малыш это не подумает, а почувствует. Свое негодование он выкажет доступными ему методами: капризами, криком или плачем. Разве вам нужно такое начало рабочего дня? А если к вечеру повторится процедура насильственного укладывания в постель, что тогда вы скажете об идее начать водить ребенка в сад? Так что «переводите стрелки» ваших семейных часов постепенно. Не забудьте ограничить количество приемов пищи до разумных пределов (баранки, конфеты и печенюшки в детском саду не принято выдавать детям по первому их требованию).
     
  • Старайтесь не опаздывать, ведь ничто так остро не переживается ребенком, как подчеркнутое внимание целого коллектива сверстников. Чувство это всем знакомое, очень не уютное и даже взрослому тяжело с ним справиться. Создается что-то вроде противостояния: вы все уже здесь, а я только пришел.
     
  • Не кормите малыша перед выходом, т.к. садовский режим предусматривает целую систему питания детей уже на месте. Кроме того, после домашних деликатесов полезная, и значит, менее вкусная еда может показаться пресной. А уж как заставляют кушать детей в садике – наверняка вам помнится не одна страшилка еще из собственного детства!
     
  • Правильно подберите одежду для походов в детсад. Она должна быть не новой (новизны ощущений и так хватает!), точно по размеру (комфортной, не стесняющей движений), учитывать погоду и хорошо комбинироваться друг с другом (вдруг малыш озябнет на ветру или вспотеет от беготни). Обратите внимание на застежки: они должны быть предельно простые, с учетом неловких детских ручек старающихся не отстать от других. Отдавайте предпочтение обуви и одежкам на липучках, мягких кнопках и крупных молниях.
     
  • Придумайте талисман-оберег, который будет защищать малыша в ваше отсутствие. Может быть, это будет какая-то вещица хорошо знакомая и много раз видимая в ваших руках (например, записная книжка); вы доверите ее малышу и попросите сохранить до своего возвращения. Или предложите маленькому взять с собой в детский сад старого друга – пса Барбоса (с надорванным плюшевым ухом, но очень смелого и верного). Очень убедительным залогом вашего возвращения может стать связка ключей от дома (даже если они от прежнего замка, или состоят из брелка и кнопки от домофона). Только будьте осторожны и не заиграйтесь в защитные амулеты, когда вместо необходимой на первых порах поддержки они превращаются в единственный источник храбрости.
     
  • Отрепетируйте заранее неловкие ситуации, часто происходящие с маленьким человечком: нежелание «это» есть, промокли на прогулке штанишки или вдруг приспичило «по-большому». Для каждого малыша это – катастрофа. Сам не справишься, а мамочки рядом нет. Как быть? К кому обратиться? Что сказать? Тут могут спасти только домашние заготовки: извините… помогите, пожалуйста… можно вас спросить… Вежливость – идеальное убежище от стыда и может выручить в трудную минуту, когда посторонний взрослый, хоть и старается, но еще не заслужил детское доверие и любовь.
     
  • Проявляйте живой интерес и участие к делам детского сада, в стенах которого ваше чадо теперь будет поводить больше времени, чем в родном доме. Только не спрашивайте его, что он там делал. В ответ будет однообразное: «ничего» или «мы играли». Вопрос должен быть конкретным и давать возможность почувствовать малышу, что вам о его жизни в детском саду все известно, а волнуют вас именно комфорт и благополучие нового воспитанника.
     

 

Наталья Борисовна Заславская,
логопед детской клинки Медси 
на Пироговской

Помощник в борьбе с запорамиЧитать статью
Классная запеканкаЧитать статью
Секреты выбора идеальной женской одежды: как подчеркнуть свою индивидуальность через стильЧитать статью
Здоровые зубы у всей семьиЧитать статью
Как проходит установка и снятие брекетов у ребенка, как подготовиться?Читать статью
Что такое аллергия и какая она бывает?Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.