Все люди разные. Все дети разные. Но есть характеристики, не взятые с потолка, а выявленные учеными-социологами, которые объединяют людей в некие условные группы. Такова, например, характеристика по типу темперамента. Зная, к какому типу относится ваш ребенок, вы легче и быстрее найдете “подход” в трудной или конфликтной ситуации, да и вообще лучше будете понимать собственного ребенка.
"Устойчивая смесь компонентов", или Темперамент
Понятие темперамента возникло еще в античные времена - о нем говорили известные врачи Гиппократ и Гален. Уже они заметили, что людей можно условно сгруппировать по степени жизненной активности. В 20 веке ученые, в том числе российский физиолог И.П. Павлов, вернулись к вопросу о существовании темперамента - и вновь выяснили, что каждый человек по-разному реагирует на раздражители окружающей среды, и зависит это от типа высшей нервной деятельности. Типы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) - устойчивые, не зависят от окружения, обстоятельств, но серьезно влияют на поведение человека.
Что важно знать маме о темпераменте?
- Темперамент - свойство врожденное, наследственное. Ребенок неизбежно наследует темперамент одного из родителей или бабушек-дедушек.
- На темперамент и связанные с ним поведенческие реакции сложно влиять, особенно в раннем детстве, тем более самому ребенку.
- Ребенок не виноват, что он такой (об этом следует помнить родителям, темперамент которых противоположен темпераменту их ребенка).
- Темперамент не характеризует интеллектуальные (ум, память, эрудиция) или личностные (доброту, смелость, хитрость) качества. Он не бывает “хорошим” или “плохим”, “подходящим” или “неудобным”. Он как цвет волос или глаз.
Расскажем о том, как общаться с детьми разных типов темперамента.
"Электровеник2, или Холерик
Как “вычислить”? Малыш энергичный, порывистый, эмоциональный, временами резкий и неуравновешенный. Его настроение быстро меняется. Когда чем-то недоволен, ребенок “вспыхивает”, устраивает сцены, но скоро “остывает” или даже забывает о причине своего гнева. Когда чем-то увлечен, способен свернуть горы, но энтузиазм легко угасает.
Как воспитывать?
- Недопустимое поведение ребенка пресекать по возможности резко и достаточно жестко - до превращения мелкой шалости в долгую истерику.
- Быть последовательной и справедливой: сразу объявлять наказание после провинности, и не менять решения под влиянием обстоятельств.
- Искать вместе с ребенком выход его неуемной энергии (в том числе в виде подходящего хобби или занятия).
- Обсуждать поведение ребенка, когда он спокоен, в хорошем настроении.
- Не припоминать старые прегрешения (принцип “обсудили - и отпустили”).
“Солнечный зайчик”, или Сангвиник
Как “вычислить”? Этот малыш энергичный, позитивный, буквально неунывающий. Он любит яркие впечатления и легко переходит от одного к другому. Неудачи не пугают и не сильно расстраивают сангвиника. Когда он увлечен чем-то, то очень трудолюбив, но если ему не интересно, то результат будет хуже среднего.
Как воспитывать?
- Устанавливать минимум запретов и максимально удовлетворять любопытство - тогда не будет поводов наказывать энергичного и любознательного сангвиника.
- Лучшее (и самое эффективное с воспитательной точки зрения) наказание - скука или молчание (тишина, лишение общения).
- В случае провинностей не “увещевать”, а предлагать “искупить вину”, так как для ребенка-сангвиника очень важно его “доброе имя”, хорошее мнение родителей и близких о нем.
“Маленький Будда”, или Флегматик
Как “вычислить”? Он уравновешенный, невозмутимый (даже скупой на эмоции), внешне спокойный. Если стремится к чему-то, то это надолго. Если увлечен чем-то, то идет до конца, до результата. Правда, увлечь его непросто. Да и темп выполнения любого дела будет, мягко говоря, медленным.
Как воспитывать?
- Устанавливать четкие правила: ребенок-флегматик будет их легко и без капризов выполнять - до тех пор, пока они ему понятны.
- Забыть об авторитарном стиле воспитания и проговаривать, обсуждать все конфликтные ситуации и спорные вопросы - буквально с 3-4 лет.
- Позволять ребенку выполнять поручения в своем (медленном) темпе.
- Предвидеть возможные шалости и по возможности предупреждать их: так как флегматик шалит “по-тихому”, последствия могут превращаться в неприятные сюрпризы в самые неподходящие моменты.
“Ослик Иа”, или Меланхолик
Как “вычислить”? Этот малыш ранимый, чувствительный, склонен остро переживать обиды, неприятности, неудачи и долго о них помнить. Меланхолику сложно адаптироваться к меняющемуся окружению, он долго привыкает к новым местам и людям. При этом ребенок умеет сопереживать, буквально чувствовать другого человека, способен стать верным другом и любящим, внимательным помощником родителей.
Как воспитывать?
- Устанавливать понятные ребенку правила поведения, объяснять запреты - иначе малыш-меланхолик будет настойчиво себя жалеть (возможно, даже бурно и шумно).
- Чаще беседовать с ребенком, объясняя причины событий объективно и с оптимизмом.
- “Метод кнута” предпочитать “методу пряника” - меланхолики очень любят похвалы и поощрения (но помните, что похвалы должны быть заслуженными).
Любая подсказка полезна в нелегком деле воспитания. Когда пытаетесь упростить общение с ребенком, облегчить родительскую задачу с помощью диагностики детского темперамента, помните:
- это не диагноз и не приговор - но темперамент нужно учитывать, особенно если ваш темперамент отличается от темперамента ребенка;
- не бывает “чистых” носителей темперамент - есть лишь преобладание какого-либо типа;
- темперамент не основная характеристика человека - на наше поведение влияет многое (и наследственность, и окружение, круг общения, и воспитание);
- темперамент может меняться по мере взросления ребенка, поэтому воспитательные методики нужно менять, и родительские “приемы-секреты-фишки” время от времени пересматривать.