Поиск

Вот и вышел человечек.

15.09.2010
СТЕПАНОВ Сергей
625

Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является
художником. дети же, в известном смысле, все являются художниками: рисование
для них — не менее естественное и приятное занятие, чем игра. Каждый ребенок
на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2—3 лет) с увлечением
рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве
случаев проходит; «верность» рисованию сохраняют только художественно
одаренные дети.
Интересно отметить, что детское рисование в своем развитии проходит
несколько определенных общих этапов. Дети, воспитывающиеся в условиях разных
культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей»,
«головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста
поражают удивительным сходством. Можно предположить, что изобразительная
деятельность формируется по мере становления психики ребенка и таким образом
служит показателем психического развития.
В первые годы жизни малыша особенно важно развитие зрения и моторики, а
также сенсо-моторной координации. От хаотического восприятия пространства
ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И
первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко
отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта
ребенка. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного
изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом
крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной
обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их
уровню развития и которые они, кстати, сами считают более правильными.
Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно
рисованием. Это так называемый доизобразительный этап. (Интересно
сопоставить его с процессом формирования речи, который также включает
доречевой этап — лепет и т.п.) карандаш и бумага первоначально не выступают
для ребенка специфическими орудиями, и неудивительно их использование не по
назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере
случайно как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и
бумагой. Впрочем, важным выступает и механизм подражания: наблюдая действия
старших, ребенок пытается их копировать.
Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных
смысла штрихов. С их помощью малыш еще не пытается выразить какое-либо
определенное содержание. Главное для него — след на бумаге. Этот след
ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои
продуктивные действия. За этой первой стадией, приходящейся обычно на начало
третьего года жизни, следует близкая к ней по результатам, но резко отличная
по переживаниям самого ребенка стадия бесформенных изображений. Сейчас уже
ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы
еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии без
помощи самого «художника» определить смысл нарисованного.
На 4—5-м году жизни ребенок вступает в следующую стадию — схематичного
изображения. Она тянется очень долго, и в ней в свою очередь можно наметить
ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы
постепенно наполняются все более существенным содержанием. Например, человек
сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух
основных частей — головы и какой-либо подпорки. В качестве опоры выступают
часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными
непосредственно к голове. Изображаются они простейшим способом: в виде
«палок», идущих под некоторым углом вниз.
Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего
туловище и руки.
Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное
оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и
брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных
условиях части, например зубы, выступают довольно часто.
Эти несовершенные «портреты» ребенок, как правило, старается снабдить
некоторыми «эмблемами», соответствующими статусу человека. Особенно часто
такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с
крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц.
Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок
овладевает профильным изображением.
Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не соответствуют
действительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший
объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развития рисунка — стадия правдоподобных изображений —
характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести
действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают
некоторый изгиб часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий
человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек
на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда
оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримый
размер, плечи — округлость. Большее внимание уделяется изображению одежды.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают
оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде,
представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они
имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют.
Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек
может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется
зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его
положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная
особенность детского рисунка — его прозрачность. Например, на рисунке,
изображающем человека, может присутствовать кошелек, лежащий в кармане.
Поскольку этапы развития детского рисунка так явно отражают становление
психических процессов, этот факт не укрылся от внимания психологов.
Американка Флоренс Гудинаф была первой, кто разработал стандартизированную
схему исследования детского мышления на основе рисунка. В основе ее подхода
лежала гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те
его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в
представителе целого класса предметов. Рисунок рассматривается как
выраженное в графической форме понятие ребенка о предмете. Таким образом,
наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение изображений может быть
расценено как показатель развития понятийного мышления.
Исходя из этой гипотезы, Гудинаф разработала несложный тест, вся суть
которого состоит в том, чтобы нарисовать человека. Оценке подлежат не
художественные достоинства, а наличие определенных деталей, которых автор
теста в рисунке человеческой фигуры выделила целых семьдесят три (за каждую
засчитывается балл). Так, руку можно нарисовать просто в виде палки; за ее
наличие — 1 балл. Можно изобразить и метелку из «пальцев» — еще балл. Ногти
дадут еще 1 балл, и т.д. Оценки для каждого возраста свои. Так, нормально
развивающийся пятилетний ребенок набирает 10 баллов, семилетний — 23,
десятилетний — 35. Анализ результатов теста — довольно сложная процедура.
Однако из учета множества конкретных деталей родителям полезно внимательнее
приглядеться к детскому рисунку. Рассмотрите, как выглядит человек на
рисунке вашего ребенка, насколько детализировано, пропорционально и
реалистично изображение. Чем старше ребенок, тем более совершенным должен
быть его рисунок. Ну а если, например, второклассник изображает «головонога»
без выраженных черт лица, без намека на одежду и т.п. — это повод
насторожиться: соответствует ли уровень его интеллектуального развития
возрастной норме.
Впрочем, оценка интеллекта — не самая интересная сторона данной
психологической методики. Рисунок многое может сказать о характере ребенка,
его настроениях и пристрастиях, интересах и опасениях. Но об этом — в
следующем номере.

 

Выпрямитель для волос Читать статью
Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.