Поиск

Фокусы с мокрой акварелью

07.10.2008
МАРТЫНОВА Алена
681

Приятно, когда у ребенка находят талант. Родители умиляются, разглядывая произведения своего чада, а оно, скромно потупив глазки, краснеет от похвал. Не правда ли, идиллическая картинка? В моем детстве все складывалось по-другому. Я сразу начала проявлять себя как художник-авангардист. Мне нравилось расписывать стены маминой губной помадой, перекрашивать оставленной без присмотра краской для стен родительскую обувь... В общем, я была кем-то вроде художественного террориста, неудивительно, что иногда звучали робкие советы близких показать ребенка психиатру. Последней каплей, переполнившей чашу родительского терпения, стал случай, когда я пыталась расписать "под хохлому" соседскую курицу. Несчастная птица истошно вопила, пока я, крепко держа ее за шею, старательно выводила на крыльях цветочки, как в книжке о народных промыслах.
После этого мама и папа к психиатру, правда, не обратились, но зато решили серьезно заняться моим художественным воспитанием. Меня отвели к знакомому художнику, который показал мне много профессиональных "фокусов". Эти "фокусы" мы потом часто отрабатывали вместе с моим отцом.
Писать акварелью было очень интересно: во-первых, мне это давалось очень легко, во-вторых, свободное растекание красок, их слияние друг с другом, мощные мазки, закрывающие большие площади, - все это соответствовало моему буйному темпераменту. Тогда я осваивала самые элементарные приемы, сейчас с помощью тех же "трюков" могу выстраивать сложнейшие композиции, находить необыкновенные взаимосочетания цвета. Что же касается самой техники, то простейший рисунок под силу даже малышам. Вы можете превратить освоение этого нехитрого художественного приема в занимательную игру для вас и ваших детей.
На листе бумаги, предварительно смоченном водой, нарисуйте два желтых кружка - верхний поменьше, нижний побольше. Оставьте лист просохнуть. Чтобы краска растекалась не очень сильно, нанесите ее погуще. Когда она высохнет, к верхнему кружку фломастером или кистью потоньше пририсуйте глазки и клюв, а к нижнему - ножки, на боку наметьте крылышко. И вот у вас получился чудесный пушистый цыпленок.
Мы с отцом часами играли в "угадалки". То он рисовал круги, полоски, овалы, треугольники, а я превращала их в цветы, облака, домики, солнце, фрукты или забавных зверушек. То я загадывала ему красочные загадки. Потом мы вырезали нарисованное, и картинки становились актерами настольного кукольного театра. Мы рисовали радугу, и на ее примере отец объяснял, что такое теплые и холодные цвета. Каким откровением для меня было то, что цвета могут быть теплыми или холодными и это никак не связано с температурой! Оказывается, теплый красный отличается от холодного красного тем, что теплый ближе к оранжевому, а холодный - к фиолетовому, в теплом зеленом больше желтого цвета, а в холодном - голубого.
Освоив простые приемы, попробуйте выполнить с вашим ребенком более сложные композиции, используя то, что вы уже умеете. Например, нарисуйте с натуры пейзаж или натюрморт, сделайте портреты друг друга, проиллюстрируйте любимую книжку. У каждого малыша есть свои любимые сюжеты. Девочки чаще всего рисуют принцесс, мальчики - военную технику, кто-то любит изображать героев мультиков, кто-то - любимые игрушки. Но бывает, что дети находят совершенно неожиданные сюжеты, создают абстрактные композиции.
Между прочим, занятия абстрактной живописью очень полезны: они помогают ребенку избавиться от страха неправильно провести линию, дают почувствовать вкус к свободному, ничем не регламентированному творчеству. Я хорошо помню один забавный рисунок, выполненный мной в пять лет. Это был Моцарт - дома мы часто слушали его музыку. Мой Моцарт был в синем камзоле, больше похожем на синий пушистый шар, и... в чулках-"сеточках", как у моей мамы. Я точно знала, что он должен быть именно таким, хотя взрослые пытались меня разубедить.
Готовым рисункам я сразу находила применение: наклеивала их на поздравительные открытки или коробки конфет, вставляла в сделанные своими руками рамки, делала из них елочные украшения и потом раздаривала всем знакомым. Кстати, я ужасно огорчалась, когда взрослые пренебрежительно откладывали их в сторону. Не стесняйтесь бурно выразить благодарность, когда ребенок, довольный результатом своего творчества, подносит вам его в подарок, точно так же не бойтесь и перехвалить.
Мой любимый учитель живописи всегда говорил: "Художнику нужны три вещи: похвала, похвала и еще раз похвала". Я знаю, бытует мнение, что ребенка, чтобы он чего-то достиг, нужно почаще ругать, а еще полезно кого-то ставить в пример. На самом деле недостаток похвалы может развить у начинающего живописца комплекс неполноценности, а слишком частые примеры (особенно если вы имеете в виду не великого художника, а соседского мальчика, который, как вам кажется, рисует лучше) мешают развитию творческой индивидуальности и приводят к тому, что малыш в конце концов теряет всякий интерес к рисованию. Чаще всего дети сами знают, что у них получилось хорошо, а что не очень, и ваша задача - похвалить то, что вам понравилось, и успокоить ребенка, если он огорчен творческой неудачей. Поэтому главные качества, которыми вы должны обладать в роли учителя рисования, - внимательное отношение к индивидуальности ученика.
Хочу сказать несколько слов и о том, какие нужны кисти, краски, бумага. Опять же не знаю, кто это придумал, что учиться рисовать нужно расхожими, низкого качества карандашами, и только потом начинать пользоваться хорошими. В результате ребенок не получает никакого удовольствия. Кошмаром моего детства были ужасные кисти - пластиковые "растопырки". Вы не можете себе представить, сколько усилий затратит ребенок, прежде чем сможет провести ровную линию эдакой метлой! Не обижайте маленьких, купите им хорошие, высококачественные материалы, и тогда они всегда будут рисовать с удовольствием. Сейчас на прилавках много козьих, бобровых, беличьих, колонковых кистей, и вы без труда найдете то, что нужно. Только постарайтесь сделать правильный выбор: волоски не должны из нее выпадать, и когда вы смочите кончик кисти, он должен как бы "заостриться". Вообще-то я, когда покупаю кисть, попросту облизываю ее - это абсолютно не гигиенично, но зато надежно.
И напоследок - еще одно упражнение для закрепления навыков. Сюжет ребенок должен выбрать сам. Но, допустим, ему захотелось нарисовать рыжего котенка, гуляющего на лугу в солнечный день.
Тонким карандашом делаем рисунок, смачиваем его мягкой губкой и начинаем наносить краску. У живописи акварелью есть одно очень ценное преимущество - это возможность покрывать один цвет прозрачными слоями других цветов. Только все надо проделывать бережно, не "замыливая" бумагу. Если по одному и тому же месту прокрасить много раз, получится грязь. Поэтому лучше сразу найти верный основной цвет, а в процессе добавлять оттенки.
В первую очередь покрываем большие плоскости - небо, траву. Старайтесь, чтобы краска не попала на те места, которые должны остаться белыми, - облака, место для солнца (при работе акварелью желательно не использовать белую краску). Чтобы точнее подобрать цвет, воспользуйтесь листом бумаги для размешивания на нем красок - палитрой. Она может быть также пластиковой и деревянной. После каждого цвета тщательно промойте кисть в стаканчике с водой - тогда краски не будут пачкаться. Когда большие пятна - небо, трава, основной тон шерсти котенка - написаны, даем листу просохнуть (но не до конца) и прорисовываем солнце, траву, цветы, полосы на котенке и т. д. Затем даем листу высохнуть окончательно и тогда дорисовываем нос, глаза, рот, усы.
Картинка готова, а у вашего ребенка появился маленький пушистый друг, которого он будет любить не меньше, чем свои игрушки.

Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.