Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, впервые появились в японских монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами.
Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Ими украшали стены храмов, они помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки «санбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. В те времена считалось признаком хорошего тона и воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так искуссно закручивали свои записки, что только посвященный мог их развернуть. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях. Со временем оригами (этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам.
Японское искусство складывания бумаги, подобно икебане, возникло в древности как ритуальное искусство и предполагало долгий период обучения. По сей день ученик, вступающий на «путь оригами», должен сначала овладеть огромным количеством уже известных приемов изготовления различных изделий, и, лишь достигнув определенных вершин техники копирования, он получает возможность придумать что-нибудь новое, что-нибудь свое.
Складывать раньше, чем читать
Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. До- ступно и дешево. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она ему привычна, легко поддается любым изменениям. Прежде чем придумать свою оригамную фигурку, необходимо на- учиться правилам, отшлифованным веками. Надо узнать множество древних форм, классические модели оригами.
Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно играть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами - героями сказок. Вообще, создание оригамной фигуры похоже на чудо. Казалось бы, только что в руках был лист бумаги, несколько поворотов... И птица начинает махать крыльями! Или лягушка скачет по столу!
Чтобы научиться делать из бумаги лодочку или коробочку, малыш должен внимательно следить за движениями взрослого и повторять их. Начиная с 5-7 лет, дети вполне могут справляться с подобным заданием. Такие упражнения, без сомнения, имеют обучающий эффект, ребенок тренирует внимание, память и пальцы рук. Объемная фигурка, полученная из плоского листа бумаги, приводит чадо в восторг.
Этот вид восточного искусства доступен для детского творчества. В варианте для малышей оригами - умение превратить простой лист бумаги в игрушку. Эти занятия способствуют развитию памяти, творческих и логических способностей малыша, а также художественного вкуса, помогают воспитать внимание и аккуратность, подготовить к обучению в школе.
Традиционные правила
- Используйте для оригами только термины и понятия, принятые в этом виде искусства.
- Придерживайтесь оптимального уровня сложности изготовления фигур. Из десяти действий при складывании семь-восемь ученик должен уметь выполнять сам, без помощи учителя.
- Как только вы заметили замедление роста результатов, переходите к другим приемам и методам.
- Создавайте с учениками «всамделишные», а не только учебные работы. Пусть они будут нужны кому-то, используются как украшения, в качестве игрушки или подарка.
- Нужно, чтобы в сознании малыша оставались следы только правильных действий. Все ошибки должны «стираться». Испорченная фигурка не исправляется, а делается сначала, из другого листа бумаги.
- Применяйте изредка складывание с завязанными глазами, за спиной, в варежках.
- Добивайтесь «мягкого стиля» - приучайте малыша работать играючи. Жесткая концентрация внимания не может быть длительной - это вредно! Игровая форма позволяет обойти вся препятствия.
- Проводите анализ формы с помощью ножниц - разбивайте фигурку на сочетание простых конструкций. Учите ребенка отвечать на вопросы «Зачем?», «Что?» и «Как?»
- Не ограничивайтесь отдельными моделями. Создавайте из них композиции!
- Учите чадо импровизации. Предлагайте в незавершенной форме увидеть образ и выявить его.
- Изредка попробуйте складывать по памяти.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Этот вид искусства - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии. Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства.
Бумажные сказки
Как часто, показывая малышу приемы оригами, приходится сталкиваться со страхом ребенка, что у него ничего не получится. И эта неуверенность усугубляется при обучении сложным моделям в оригами. Если ребенок робок, застенчив, если в общении с ним взрослые часто применяют методику «указаний, приказов», навязывая собственные творческие решения, то преодолеть страх очень сложно. Даже сильное любопытство не становится стимулом для попытки сложить фигурку.
В таких случаях, а также в работе с маленькими - 3-4-летними - детьми прекрасно поможет сказка, рассказанная в процессе складывания. Переключение внимания на сюжет помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. Так усиливается воздействие занятий оригами. Следите за своей речью, помните, что геометрические термины заменяются знакомыми понятиями или действиями.
К делу!
Сказку, в которой используется фигурка, а также и процесс складывания лучше разбить на несколько этапов. Причем интересно, что на каждом из них получается новая, интересная игрушка. Это своего рода игрушки-трансформеры. Фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов может превратиться в совершенно другую. В оригами такие трансформеры появились давно. Они очень популярны и хорошо известны в разных странах. Каждая такая фигура может быть «отыграна», стать участником небольшого театрального спектакля. Если вам нужно занять чем-нибудь полезным сразу несколько детей, можете предложить каждому из участников группы стать героем истории. А самому стеснительному отдать главную роль. Такая игра позволит каждому участнику стать героем сказки, продемонстрировать собственные возможности, победить страх, застенчивость.