Поиск

Развивающие игры для детей ч.1

27.11.2010
СВЕТЛАНА УЛЬЯНОВИЧ-ВОЛКОВА, СВЕТЛАНА Мурдза
830

Развивающие игры для детей

Любой родитель в своей крохе хочет видеть развитого ребенка, как физически, так и интеллектуально. Взрослые должны помнить, что игра является основным видом деятельности ребенка. Именно в игре начинают развиваться волевые процессы, потому что малышу приходиться подчиняться определенным правилам.

Если ребенок активен, постоянно находится в движении, его не надо останавливать, просто направляйте в нужное русло.

Если же ребенок малоподвижен, пытайтесь растормошить его, «заразить» движением.

Как мы и писали ранее, все упражнения подобраны в соответствии с возрастом и возможностями детей, согласно определенной тематике.

Если ваш ребенок запаздывает в речевом развитии, подобранные нами задания помогут преодолеть отставание.

В том случае, если речевое развитие вашего малыша соответствует возрастной норме, данные занятия помогут вам стать еще ближе друг к другу, расширят словарь, будут способствовать развитию общеречевых навыков у ребенка.

Итак, новые развивающие игры.


Прежде чем начать игру с ребенком, обратите внимание на наши советы:

  • играйте не только дома, но и на улице;
  • дети раннего возраста нуждаются в многократном повторении игр, и, чтобы не пропал интерес к игре, ее необходимо усложнять.
  • если ребенок утомлен, отказывается от игры, не надо настаивать;
  • начиная игру, вы должны знать, какого результата хотите достичь;
  • не забывайте о поощрении, в нем малыш очень нуждается;
  • давайте ребенку четкие, последовательные инструкции; если нужно, повторяйте несколько раз.

Игра «Дождик, дождик!»

Что развиваем: подражание, умение слушать ритмы, выполнять простые инструкции.

Как играть: удобно устройтесь на диване, возьмите малыша на руки и на слова «кап-кап» ударяйте указательным пальцем правой руки малыша о левую ладошку.

Рассказывайте стишок не спеша, отчетливо выговаривая слова:

Дождик, дождик!

Кап да кап!

Ты не капай долго так!

Дождик, дождик льется!

В руки не дается!

Кап! Кап! Кап!


Игра «Лужу лучше обойдем»

Что развиваем: общую двигательную активность ребенка, умение оббегать препятствия.

Необходимо: веревка, сплетенная в шнур, игрушечный удав.

Как играть: выложите веревку (или игрушечного удава) кругом, в виде лужи.

Побуждайте ребенка оббежать вокруг «лужи», приговаривая:

В лужу с Аней (имя ребенка)

не пойдем,

Лужу лучше обойдем.


Игра «Рисуем дождик!»

Что развиваем: умение пользоваться красками и кисточкой, рисовать приемом примакивания, изображать дождик.

Необходимо: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски.

Как играть: положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляйте рукой малыша, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик.

Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату: «Вот какой дождик!».

Дайте ребенку другой лист и краски. Помогите ему набрать на кисть нужное количество краски и заполнить лист мазками. Рисуя вместе с ребенком, можно петь песенку про дождик.

Дождик, дождик,

Кап да кап,

Ты не капай

Долго так.

Дождик, дождик льется,

В руки не дается,

Кап-кап-кап-кап!


Игра «Песенка дождя»

Что развиваем: умение слушать и различать звуки, отстукивать ритм стиха или песенки.

Необходимо: барабан, ложка деревянная, кастрюля или ксилофон.

Как играть: посадите малыша рядом с собой и постучите пальчиком ребенка о краешек стола: «кап, кап, кап!». Пальчик малыша быстро устает, поэтому меняйте время от времени руки ребенка: «Пусть и другой пальчик потанцует!

Кап-кап-кап!». Во время дождя привлекайте внимание ребенка к шуму, который издает дождь: «Послушаем, какую песенку дождик поет!».

Песенку дождя легко исполнять, ударяя палочкой по барабану или ксилофону, можно взять деревянную ложку и кастрюльку.


Игра: «Ветерок»

Что развиваем: мышцы губ.

Необходимо: бумажные султанчики (метёлочки).

Как сделать метёлочки: прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу или елочное украшение «дождик».

Как играть: предложите малышу поиграть с метёлочкой. Подуйте на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку: «Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – зашелестели на дереве листочки! А теперь ты подуй!».


Игра «Солнышко»

Что развиваем: подражание, умение слушать ритмы, выполнять простые инструкции.

Как играть: в ясную погоду говорите малышу, что светит солнышко: «Смотри, какое солнышко яркое, весна пришла». Вместе с ребенком выполняйте движения под стихотворение о солнышке.

Ребенок сидит на корточках, постепенно поднимается, вытягивая руки вверх, под слова стиха:

Вот как солнышко встает-

Выше, выше, выше!

Ребенок стоит, руки постепенно опускает вниз и садится ниже под слова:

К ночи солнышко зайдет-

Ниже, ниже, ниже!

Малыш хлопает в ладоши:

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется ,

А под солнышком всем

Весело живется.

Игра «По дорожке»

Что развиваем: равновесие, умение ходить по прямой линии.

Необходимо: веревка или игрушечный удав.

Как играть: предложите малышу походить вместе с вами вдоль «дорожки» (веревка или игрушечный удав).


Игра «Птичка, пой!»

Что развиваем: мелкую моторику.

Необходимо: резиновая игрушка-птичка (желательно с «пищалкой»).

Как играть: возьмите резиновую игрушку и побуждайте малыша нажимать на нее.

Проговаривайте одновременно с действием стишок:

Свою новую игрушку

Крепко, крепко обниму,

Я сожму ее в ладошке,

Отпущу и вновь сожму.


Игра с водой

Что развиваем: умение различать неречевые звуки, двигаться под ритм песенки, стиха; увеличиваем пассивный словарь.

Необходимо: кастрюлька, чайничек, сито, воронка.

Как играть: включите воду в кране, пусть ваш малыш послушает ее шум. При этом приговаривайте: «Буль, буль!».

Затем потанцуйте вместе с малышом: помашите руками, изображая волнение воды.

Напевайте песенку:

Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Малыши очень любят возиться с водой. Возьмите кастрюльку или ковшик, небольшой чайничек, сито, воронку и большую емкость с водой.

Продемонстрируйте ребенку, как по-разному может литься вода: из ковшика, из носика чайника и т.д. Пусть малыш попробует сам перелить воду в ковшик, кастрюльку, в сито.


Игра «Свистульки»

Что развиваем: умение различать неречевые звуки, укрепление мышц губ.

Необходимо: различные свистульки, дудочки.

Как играть: подуйте в свистульки, дудочки, которые есть у вас. Пусть ребенок послушает их звучание. Потом помогите малышу удержать губами свистульку и подуть в нее (потихоньку открывайте, закрывайте носик малыша двумя пальцами). Если у малыша сразу не получится издавать звуки, попробуйте в следующий раз.

Тема: Одежда

Игра «На прогулку»

Что развиваем: подражание движениям кистей рук, понимание речи, пассивный запас слов.

Как играть: сажаем ребенка на руки, проговариваем стишки и показываем рукой ребенка части тела, куда надеваются сапожки, шапка и т.д.

Я надену сапоги, курточку

и шапку

Показываем на ноги, туловище, голову.

И на руку каждую

Одна рука выпрямленными паль-цами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони.

Натяну перчатку.

Смена рук.


Игра: «Катаем мяч»

Что развиваем: навык катания (бросания) мяча, ловкость, координацию движений, умение играть в мяч.

Необходимо: мяч средних размеров.

Как играть: возьмите мяч, усадите ребенка на полу и покатите ему мяч.

Получив мяч обратно, снова катите его ребенку. Игру мама сопровождает веселым ритмическим говорком: «Лови-кати, поймай-отдай» и т.д. Кроме того, можно катать мяч друг другу по желобу и бросать маленькие мячи в цель, находящуюся на уровне груди ребенка на расстоянии 50–70 см.

Пальчиковые игры

«Одежда»

Что развиваем: тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражание движениям рук; увеличиваем пассивный запас слов.

Необходимо: картинки с одеждой.

Как играть: игра проводится за столом. Посадите ребенка к себе на колени или рядом с собой и проговаривайте стишок, помогая малышу выполнять действия.

Можно разложить на столе и рассмотреть картинки с данной одеждой.

Мы одежду изучаем

Сжимаем-разжимаем пальцы в кулаки.

И ее вам называем:

Последовательно разгибаем пальцы, начиная с большого.

Плащ, пальто, пиджак, жилет,

Брюки, платье, шарф, жакет.

Игра: «Маша – растеряша»

Что развиваем: умение выполнять движения в ритм стиха, выполнение простых инструкций, пассивный запас слов.

Необходимо: кукла, кукольная одежда, сумочка.

Как играть: разложите кукольную одежду на полу. Возьмите куколку без одежды.

Скажите: «Куколке Маше холодно и ее надо одеть. Пойдем соберем одежду» – взрослый показывает сумочку. Ребенок держит куклу и вместе с ней шагает под стишок. Выделяйте голосом короткие слова «топ-топ» – топайте на месте:

Кукла Машенька гуляла

Топ! Топ! Топ!

И одежду растеряла.

Топ! Топ! Топ!

Мы с тобой сейчас пойдем,

Что упало - соберем.

Взрослый вместе с ребенком собирает одежду в сумочку, при этом четко проговаривает слова: шапка, кофта и т.д.


Игра «Где звенит?»

Что развиваем: слуховое внимание на неречевой звук.

Необходимо: колокольчик или погремушка.

Как играть: взрослый показывает ребенку, как звенит колокольчик, затем отходит на какое-то расстояние, прячет колокольчик за спину и подает звуковой сигнал. Малыш должен пойти в том направлении, откуда слышится сигнал.


Игра «Шарфик потерялся»

Что развиваем: подражание действиям, умение выполнять простые инструкции, пассивный запас слов.

Необходимо: шарфик.

Как играть: повесьте шарфик на дверь, чтобы он не сильно бросался в глаза.

Сообщите ребенку, что сейчас пойдете гулять. Удивитесь тому, что вы не нашли шарфика. Прочитайте рифмовку:

Я гулять собрался,

А шарфик потерялся.

Мы пошли его искать,

Все на свете поднимать…

Ну, куда девался?

Видно,

Потерялся!

Предложите ребенку поискать шарфик. Ходите по комнате и говорите: «Под стулом, нет..» (пусть ребенок посмотрит под стулом), «и на стуле нет».

Ищите с ребенком шарф везде. Потом подойдите к месту, где висит шарфик и

скажите: «А что там висит? Шарфик!». Достаньте шарфик и завяжите его на шее ребенка.


Игра с пальчиками

Что развиваем: мелкую моторику рук, понимание речи, пассивный запас слов.

Как играть: посадите ребенка к себе на колени или рядом с собой, проговаривая стишок, выполняйте движения: руки сжать в кулак, поочередно на каждый ударный слог разгибать пальцы, начиная с большого.

Рукавички новые,

Теплые пуховые.

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

Не озябнут ручки».

Выпрямитель для волос Читать статью
Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.