Поиск

Что наша жизнь? Игра!

07.10.2008
КРАВЦОВА Марина
613

     С момента рождения ребенок начинает изучать окружающий мир. Сначала пассивно, но уже к концу первого года жизни кроха все более активно взаимодействует с окружающими предметами и людьми. Его действия еще не являются игрой в привычном понимании этого слова. Это скорее знакомство с собственными ощущениями и эмоциями, свойствами предметов.
      Самым важным и необходимым для малыша в первом полугодии жизни является общение с взрослым. Именно через него ребенок взаимодействует с окружающей средой. Прикосновение, голоса родных, их улыбки – вот его первые источники информации. Довольно быстро младенец начинает отвечать на все это, а потом выступает и инициатором общения, привлекая внимание родных и изучая, что будет, если заплакать, улыбнуться, протянуть ручку.
      Следующий шаг – в мир взрослых предметов – ребенок делает, научившись хватать их и перемещаться в пространстве. Ребенка в первую очередь интересуют вещи, которые он часто видит в руках у родителей: чашка, расческа, тюбик крема. Добравшись до них, малыш начнет изучать их по-своему: трясти, рвать, грызть, бросать, мять, вертеть. Так он знакомится со свойствами окружающих предметов.
      Игрушки этого возраста (0—1): контрастных цветов, разных форм и покрытий (гладкие, шероховатые, мягкие и т.д.), звуковые игрушки, игрушки с подсветкой.

     О законах манипуляции

      В более старшем возрасте манипулирование с предметами приобретает определенную последовательность и логику. Обнаружив, что кубик можно засунуть в специальное отверстие, ребенок попытается засунуть туда же еще и шарик, и мишку, и палочку. Выяснив, что резиновый зайчик пищит, если на него нажать, он начнет нажимать на все остальные предметы. С точки зрения взрослого, действия ребенка однообразны и лишены какого-либо смысла, но именно так кроха самостоятельно изучает функции окружающих его вещей. Если вначале игрушкой для ребенка может служить практически любой предмет, которым можно манипулировать, то в течение второго года жизни малыш понимает, что каждый предмет имеет определенную функцию. Он катает машинку, стучит игрушечным молоточком, укладывает куклу спать. Ребенок видит, что взрослые делают с предметами и пытается подражать. Его начинают интересовать в первую очередь вещи, повторяющие предметы обихода взрослых: посуда, инструменты, машины.
      На третьем году жизни зарождаются воображение и творческие способности ребенка. Это связано с тем, что он начинает осознанно замещать одни предметы другими. Так, не отыскав молотка, карапуз забивает гвоздик палкой. Это очень важный этап в развитии детского мышления. Так кроха учится не только воспроизводить в игре функции предметов, но и способен отвлечься от конкретного значения предмета, сознательно приписывая ему другую функцию. Перевернутая баночка становится стулом для куклы, колечко от пирамиды – печеньем, а мячик превращается в Колобка или репку.
      К трем годам увеличивается длительность игры, ребенок ярче и чаще проявляет в ней различные эмоции. Игра становится самостоятельной, не зависящей от взрослого деятельностью, в которой малыш творит свой собственный воображаемый мир.
      Игрушки этого возраста (1—3 лет): с большим количеством функций (которые можно вертеть, тянуть, трясти, чтобы они звучали, светились), с кнопками и рычажками, на которые можно нажимать, из которых можно конструировать, простые копии взрослых предметов (посуда, инструменты, мебель, машины).

     Я как мама, я как папа

      Переход к ролевым играм происходит, когда ребенок начинает говорить от лица игрушки – машинки, куклы, мишки. Он перестает просто ими манипулировать. Игрушки сами начинают действовать. Первые роли, которые разыгрывает малыш, – это отношения родитель-ребенок. Трехлетний Слава играет с машинками: «Машинка мама ушла, машинка Слава плачет: где мамочка? А мама пришла». Кроха проигрывает роли с игрушками, но пока он (она) не готов принять роль на себя. Он пока экспериментирует с названиями, предлагает папе: «Ты будешь сыночек, а я папа». Но дальше называния игра не продвигается. Папа пытается вести себя как «сыночек», а настоящий сын говорит: «Я тоже сыночек» и начинает повторять действия за папой. И только в случае, когда ребенок говорит «Я как папа» и пытается копировать поведение отца, можно говорить о начале ролевой игры. В таких играх воспроизводят поведение окружающих их взрослых: водят машины, готовят еду, воспитывают детей, играют в магазин или цирк. Игра становится воплощением желания ребенка – быть как мама или папа, бабушка, дядя.
      В возрасте 3—5 лет у детей появляются совместные игры. Сперва дети просто играют рядом, охотно повторяя друг за другом разные действия. Затем более старшие начинают проявлять инициативу, предлагать младшим конкретные игровые ситуации. Например, девочка трех с половиной лет пытается организовать игру с мальчиком помладше: «Давай варить кашу, бери ложку». Трехлетний мальчик предлагает сверстнику: «Ты будешь мышкой, я кошкой. Убегай, прячься». Дети выбирают себе роли и стараются им соответствовать. Пока ребенку трудно отделить свое эмоциональное отношение к герою игры и от отношения к реальному партнеру. Например, четырехлетняя Маша отказывается сидеть за обедом рядом со старшим братом, так как его мишка в игре обидел ее куклу.
      В этот период продолжается и развитие воображения. Даже в отсутствие игровых предметов ребенок может придумать красочный сюжет.
      Игрушки этого возраста (3—5 лет): куклы, представители определенных профессий и всевозможные аксессуары к ним, позволяющие детям разыгрывать различные сюжеты. Большое количество игрушек для творчества: сложные конструкторы, мозаики, необходимые также для развития тонкой моторики.

     Вхождение в социум
      У пяти-семилеток главным в игре становится четкое следование правилу игры или сути своей роли. Ребенок выполняет две функции: с одной стороны, играет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Сюжеты игр усложняются, они становятся похожи на маленькие спектакли. Дети разыгрывают прочитанные сказки, увиденные фильмы, услышанные новости, и, конечно, то, что наблюдают изо дня в день. Сначала сюжет очень точно соответствует исходному источнику, но постепенно малыши начинают вносить в него собственные идеи, придумывают неожиданные повороты.
      Особое внимание детей привлекают сложные отношения, эмоции: ложь, предательство, преданность, храбрость – все это находит отражение в сюжетах игр. Они как бы примеряют на себя те или иные формы поведения, готовятся к встрече с этими явлениями в реальной жизни. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка.
      Игрушки этого возраста (5—7 лет): более сложные игровые предметы из мира взрослых (домашняя утварь, оружие, дорожные знаки, железная дорога). Куклы с выраженным характером, диктующим линию их поведения в игре – герои сказок, злодеи из мультфильмов. Настольные игры для тренировки внимания и подчинения правилу. Наборы для рукоделья и самоделок. Подвижные игры и предметы для них (мячи, скакалки, ролики, велосипеды, самокаты).

     Школьница с куклой?
      С поступлением ребенка в школу ролевая игра отходит на второй план. У первоклашки появляются новые интересы, возможности и обязанности. Однако младшие школьники с удовольствием играют в процессе учебной деятельности, не случайно многие педагоги используют в своих программах элемент игры. Игры-упражнения, творческие задания – все это вызывает большой интерес у маленьких учеников. Игра постепенно становится творческой деятельностью. Нередко ребенок-школьник все свободное время проводит со своими игрушками. Девочки – с куклами, а мальчики – с машинками. Такой очевидный регресс часто пугает родителей. Зря: ребенок, испытывающий трудности в школьной жизни, возвращается к деятельности привычной, в которой он компетентен. Для него это не только отдых, но и возможность почувствовать себя уверенно. Привыкнув к новым обязанностям, добившись успехов в школе, малыш все меньше обращается к игрушкам. Кстати, сильное увлечение определенными видами игр может постепенно перерасти в профессиональный интерес.
      Большое значение в этом возрасте приобретают игры-соревнования, в которых дети могут померяться силами. Но для них важно умение взаимодействию в команде. Для ребенка это возможность самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников. Именно в этом возрасте дети, которые не могут выделиться каким-то образом в группе сверстников, замыкаются на виртуальных играх, где легче быть победителем, а в случае проигрыша никто не станет смеяться.
      Игрушки этого возраста (7—12 лет): инвентарь для подвижных игр-соревнований, спортивные предметы (бадминтон, скейтборды, ролики), настольные игры со сложными правилами для совместных и познавательных занятий (шашки, шахматы, игры со словами, игры-головоломки), различные наборы «Юный техник, химик и т.д.», занимательная математика – начало профессиональных интересов.

     Скажи мне, во что он играет...
      Педагоги и психологи советуют: если хотите лучше узнать своего ребенка, понаблюдайте за его игрой. В ней он воспроизводит те отношения, в которых живет, в игре раскрываются страхи и мечты малыша.
      К примеру, мама пятилетнего Миши и трехлетнего Пети пожаловалась, что ее старший сын все время играет в катастрофы. Она предложила детям поиграть в магазин. Младший сын спокойно раскладывал товар, а старший предложил, чтобы магазин захватили террористы. Такая агрессивность в игре старшего малыша ее пугает. Однако если задуматься, здесь нет ничего удивительного. В последнее время во всех разговорах взрослых только и слышно о террористах и захватах. Ребенок слышит все эти разговоры, начинает испытывать страх, что с ним может случиться нечто подобное. Эта тревога находит свое отражение в играх. Малыш старается сделать эту ситуацию привычной, а значит не страшной. Кроме того, спасая в игре маму и брата от террористов, мальчик учится не только преодолевать свой страх, но и пытается доказать собственную значимость, что очень важно, особенно для старших детей.
      У четырехлетних детей в играх появляются отрицательные герои, и многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей, предпочитая их положительным. С одной стороны – это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов, особенно западных, более успешны, могущественны и поэтому более привлекательны для ребенка. С этими героями происходит много интересного, они всегда в гуще событий. С другой стороны, для многих детей побыть плохим в игре – это возможность попробовать побыть непослушным, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в реальной жизни. Но если ребенок всегда предпочитает отрицательных персонажей, а его поведение в игре почти ничем не отличается от поведения вне игры, это должно насторожить. Скорее всего, у малыша очень низкая самооценка, он отчаялся доказать окружающим, что он хороший. Принимая на себя отрицательную роль, он сообщает окружающим: вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло! Такой карапуз несомненно нуждается в помощи специалиста.
      Не следует пугаться и постоянного проигрывания ребенком одного и того же сюжета. Например, шестилетняя девочка очень боялась врачей, ей предстояло пройти ряд медицинских процедур. Родные стали готовить ее к этому событию за несколько дней. Они рассказали ей, что будут делать врачи, объясняли, зачем это, как ей это поможет. Девочка их выслушала, а потом стала играть со своими куклами в больницу – оперировала их, делала уколы, кормила лекарствами, куклы плакали, боялись, она их утешала теми же словами, которые говорили ей родные. Все дни до похода к врачу и неделю после посещения больницы девочка играла только в доктора. Таким образом ребенок пытался справиться с неприятным событием в своей жизни.
      Однако внезапный переход малыша 4—6-летнего, уже использующего широкий спектр игр, к монотонным, однотипным развлечениям, должен насторожить взрослых. Пример из практики: когда Пете было четыре с половиной года, в семье появилась сестренка. Мальчик, до этого с удовольствием разыгрывавший целые спектакли со своими игрушками, после появления сестренки стал целыми днями, монотонно гудя, возить машинку по квартире. Не в состоянии справиться с ревностью и обидой, что все внимание обожавшего его отца обратилось на первых порах к сестре, он ушел в себя, отыскав утешение в подобной игре.
     

      Феномен Пиаже
      Малышу игра помогает в преодолении детского познавательного эгоцентризма. Этот феномен был описан Ж. Пиаже и заключается он в следующем. Ребенок-дошкольник в силу своего эмоционального опыта еще не может встать на место другого, он «нечувствителен» к точке зрения окружающих. В своих действиях и суждениях малыш руководствуется только собственным опытом, не принимая в расчет мнение других. Вот типичный пример-игра: ребятам показывают макет горы, на которой с одной стороны пасутся овечки, с другой растут деревья, с третьей стоят домики. Затем малышей сажают так, чтобы каждый мог видеть только то, что находится на его стороне. Если спросить ребенка, что, по его мнению, видят сидящие напротив или сбоку от него, то он скажет: «То же, что и я». Этот эгоцентризм мешает дошколенку и в общении. Он ведь не умеет понимать чувства других, сопереживать окружающим, предполагать возможные последствия своих поступков. Игровая же ситуация вынуждает ребенка принимать точку зрения партнера. Таким образом ребенок учится координировать свои действия в роли партнера, хотя сам в ней и не находится. Происходит децентрация мнения малыша – теперь он может мысленно поставить себя на место другого.
      Ребенок начинает учитывать все возможные точки зрения, анализировать поведение других.

     Игрушки прошлого
      Трудно себе представить, но у наших далеких предков игра была скорее развлечением взрослых, а не основной деятельностью детей. Взрослые соревновались в ловкости и мастерстве, разыгрывали сцены из повседневной жизни: охоты, сбора урожая. Детская игра и игрушки появились не так давно, вместе с определенным периодом жизни человека – детством. В силу трудностей борьбы за выживание первобытные народы не могли позволить своим детям такую «роскошь», как детство. Как только ребенок делал свой первый шаг и начинал держать предметы, его тут же привлекали к общему делу, поручая нечто посильное – что-то собирать, перетирать, нянчить младших. Предметы, с которыми начинал манипулировать кроха, были не игрушками в нашем понимании – это были маленькие копии настоящих взрослых предметов. Они давались малышу не для того, чтобы развлечь его, а чтобы он тренировался в обращении с ними. Исследователи-этнографы начала прошлого века были удивлены, обнаружив в руках у детей народов Крайнего Севера маленькую копию ножа, лука и стрел, невода, аркана. Мальчики из этих племен с 5—6 лет охотились на мелких зверьков, ловили рыбу, заарканивали оленят. «Игрушками» девочек с 4—5 лет были костяные иглы и глиняная посуда, они чинили одежду и готовили, а вместо игры в куклы нянчили младших.
      Постепенно орудия труда все более усложнялись, и ребенку стало не под силу освоить их, изучив уменьшенные копии. Мало того, большинство привычных предметов отошло в прошлое, исчезло из арсенала взрослых вещей, но сохранилось в виде игрушек. Теперь их роль заключалась в том, чтобы развить у малыша определенные навыки: глазомер, ловкость, тонкую моторику. Кроме того, в детских стали появляться модели новых предметов, часто механизированные, позволяющие ребенку понять функцию данного предмета, область его применения. Например, игрушечный утюг не способен погладить по-настоящему, но приучает девочку к тому, как надо обращаться с утюгом настоящим.

     Что такое игра?
      Психологов и философов на протяжении нескольких веков интересовала роль игры в развитии человечества в целом и ребенка в частности. Исследователи девятнадцатого века полагали, что игра возникает от «избытка жизненных сил» у детей и взрослых. Ее целью, по их мнению, было получение эстетического наслаждения. Немецкий ученый К.Гросс предложил первую теорию игры. Он сравнивал игру детей с играми детенышей животных, суть которых заключается в упражнениях и тренировке для лучшего приспособления к окружающей действительности. Согласно теории З.Фрейда, детская игра служит «обходным путем» для совершения запретных действий и желаний. Играя, ребенок словно совершает то, что в реальной жизни ему запрещено обществом. По мнению Ж.Пиаже, малыш живет одновременно в двух мирах – детской игры и взрослой реальности. Два этих мира находятся в постоянном противостоянии. И игра есть не что иное, как остатки еще окончательно не вытесненного взрослыми собственного мира ребенка.
      А наш Д.Эльконин определял игру как воссоздание человеческой деятельности, позволяющее ребенку выделить именно социальную суть «жизни взрослых» – нормы и задачи отношений между людьми.
      Игры бывают разные
      Американский психолог Грейс Крайг выделяет несколько видов игр, которые встречаются у детей на протяжении всего периода детства.
      Сенсорные игры: плескание водой, жевание травинок, шуршание бумагой, стук по железу, отрывание лепестков у цветов, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями.
      Моторные игры: бег, прыжки – предполагают постоянную смену ощущений движения, являются упражнением на координацию своего тела. Начинается с игры младенцев со слюной (пускание пузырей) и раскачивания из стороны в сторону.
      Игра-возня: потасовки, драка понарошку, «куча-мала» – дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания, видеть разницу между настоящим и изображаемым, помогает избавиться от негативных привычек, неприемлемых группой.
      Языковые игры: эксперименты с ритмическим строем и мелодикой речи, объединение слов друг с другом, придавание им другого значения, чтобы освоить звуки, формы, смысловые оттенки и грамматические конструкции речи, также, чтобы посмеяться.
      Ролевые игры и имитации: разыгрывание различных ролей и ситуаций (дочки-матери, космонавты, шоферы), чтобы познакомиться с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами культуры.
      Игры с правилами и игры-состязания оговаривают очередность действий участников, решают, что им можно делать, а что нельзя, устраивают игры, где есть победители и проигравшие.

     Советы психолога

        Внимательно наблюдайте за играми своих детей. Так вы сможете лучше узнать их тревоги и интересы.

      Первыми партнерами ребенка по игре являются его родные. Они знакомят малыша с функциями предметов, разыгрывают с ним первые сюжетные игры, показывают пример игрового взаимодействия.

      Вмешиваться в игру ребенка можно только как партнер, а не как распорядитель. Прерывать или требовать изменения сюжета можно только в случаях опасности для здоровья детей, порчи предметов.

      Уже на первом году жизни следует показывать ребенку, что нужно делать с тем или иным предметом. Детей в первую очередь интересуют те вещи, которые показали им взрослые.

      В игрушках 2—3-летних детей должны встречаться абстрактные предметы, помогающие развитию воображения и творческого мышления. Тогда ребенку приходится самому придумывать функции для этих непонятных вещей.

      Подбирайте для детей игрушки и игры, позволяющие что-то создать. Особенно это необходимо на третьем году жизни, так как главным достоинством этого возраста является гордость за собственные успехи.

      У ребенка должны быть игрушечные «партнеры» по игре. Не имея возможности всегда играть со сверстниками, малыш сможет «упражняться» в ролевой игре самостоятельно. Но в то же время не следует думать, что игрушки смогут заменить ему общение со сверстниками или родителями.

      Играя с сыном или дочерью, предлагайте им разыгрывать прочитанные сказки. Это научит детей использовать в играх знакомые сюжеты. Проигрывайте с ребенком неожиданные повороты сюжета и все возможные выходы из сложившихся ситуаций.

      Благодаря игре вы сможете подготовить ребенка к грядущим переменам в его жизни: походу к врачу, поступлению в детский сад, длительной командировке кого-то из близких, рождению братика или сестренки. Разыгрывайте предстоящее событие, дайте малышу пережить его в игре, пусть он поочередно попробует себя в роли всех действующих лиц.

      С помощью игры вы быстрее и эффективнее сможете научить чадо компромиссам, избегать конфликтов, находить социально приемлемые решения в сложных ситуациях.

      Приблизительно с трех лет в репертуаре ребенка должны быть и подвижные, и спортивные игры. Сначала его партнером будут родители, а потом он научится играть со сверстниками. В играх-соревнованиях не стоит настраивать ребенка только на выигрыш. Научите чадо с достоинством проигрывать. Можно плакать, если проиграл, но злиться и драться с победителем – недопустимо. «Ты сделал все что мог, в следующий раз тебе повезет больше. Будем тренироваться и у тебя все получится!» – вот что можно сказать расстроенному малышу.  

  

Коллекция Filigran от Röndell - филигранное исполнение любимых блюдЧитать статью
Паровая станция Читать статью
Масштабный форум «КРЕПКАЯ СЕМЬЯ – ВСЁ БЕРЕМЕННЫМ!», посвященный материнству и рождаемости, пройдет 4-5 апреля в МосквеЧитать статью
Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.