По сравнению со способностями и талантом эти качества меньше бросаются в глаза, но, если подумать, они необходимы для счастья. Именно на этом основывается нравственная психология. (Даже само название этой науки звучит непривычно. Между тем родилась она именно в России, но здесь же пережила забвение.)
Черты личности человека не равноправны между собой, они создают иерархическую систему уровней. И важно, что чем более значимым для человека является то или иное свойство характера, тем в более раннем детстве оно закладывается.
От зачатия до рождения
Все хорошо помнят историю о матери, которая пришла к мудрецу с вопросом, когда ей начинать воспитывать своего малыша. Выяснив, что ребенок недавно родился, мудрец ответил женщине, что она уже опоздала на 9 месяцев...
Практически в любой культуре вынашиванию ребенка придается особый мистический смысл. По православной традиции, к примеру, будущая мама должна чаще посещать церковь, причащаться, больше молиться дома. С чем это связано? В этот период, когда телом и душой ребенок еще неотделим от матери, "формируется" его внутренний мир. И потому очень важно, какое состояние мамы "запомнит" малыш. Сохраняет ли она во время беременности терпеливое, благодушное настроение или же чем-то огорчена и расстроена? Тогда и ребенок будет раздражительным, истеричным. Как помочь себе сохранить внутреннее равновесие, мир в душе? Во-первых, избегать всяческой суеты (выглядит это как некоторое "сужение круга интересов" и "удаление от общества"). Во-вторых, найти внешнюю опору. В кризисные моменты жизни кто-то находит силы для любви, терпения и прощения всех обид в религии; кому-то помогают хорошие книги, музыка, кого-то лечит природа. Важно понять, что именно вам подходит. Не путайте настоящее терпение, суть которого любовь и сочувствие к людям, с просто хорошей выдержкой: можно скрыть свое раздражение от других, но себя не обманешь.
От рождения до 3 лет
После рождения наступает время не только физического, но и душевного развития ребенка, когда он воспринимает окружающих его людей прежде всего на чувственном уровне: не столько их поведение, сколько внутреннюю жизнь - переживания, отношение друг к другу. Обратите внимание, как чутко младенец реагирует на настроение матери, как трудно скрыть от него раздражение или беспокойство, поэтому большое значение имеют отношения внутри семьи. Что увидит ребенок в своих близких - чуткость, заботу друг о друге или отстаивание каждым своих интересов, - то и проявится в нем самом. Причем результаты этих детских впечатлений проявляются чаще всего спустя много лет уже в собственной семье. Когда трехлетняя девочка в песочнице картинно берется руками за голову и объявляет: "Как вы мне все надоели!" - это еще может выглядеть смешно. Но когда девочка окажется в роли жены и матери, такое поведение вряд ли приведет к чему-либо хорошему.
От 3 до 5 лет
Главное занятие ребенка трех-пяти лет - игра, а игра в этом возрасте - жизнь в миниатюре: дети играют в больницу, в магазин, в дочки-матери. Нет интереса к игре - нет и настоящего интереса к жизни, нет инициативы.
В наше время малыши практически не имеют возможности научиться играть. Часто у ребенка нет ни старших братьев или сестер, ни разновозрастной компании во дворе - учиться не у кого. А ведь умение играть - это и умение учитывать чужие интересы, и внимательное отношение к жизни. Сегодня родителям просто необходимо помогать детям играть. Только не руководить, а именно помогать, включаясь в игру на равных или просто наблюдая и задавая вопросы по ходу игры. Для взрослых это еще и хороший способ узнать много интересного о ребенке и о себе.
Может ли ребенок научиться играть в детском саду? Да. Однако в группе дети одного возраста, а значит, отношения между ними строятся больше не на заботе, а на соперничестве. Так что лучше самим играть с ребенком во все, что только можно.
От 5 до 7 лет
Внешняя примета этого времени - то, что ребенок уже обладает достаточными способностями для выполнения самых разных задач: малыш учится откликаться на нужды других людей. Именно это называют трудом.
От того, в какое русло будет сейчас направлена энергия ребенка, зависит очень многое. Если кроху оберегают от забот, весь день он проводит только в играх и развлечениях, скорее всего, и в дальнейшей жизни он не пожелает тратить свои душевные силы на других людей.
А вот если, скажем, ребенок в это время серьезно и подолгу занимается спортом или музыкой, если большая часть времени малыша посвящена развитию его способностей, то в будущем он сможет много работать по специальности с утра до поздней ночи и совершенно от этого не уставать, однако занятия домашними делами, скорее всего, не будут вызывать у него никакого интереса. В семье с таким человеком, быть может, и интересно, но довольно тяжело.
Если до пяти лет ребенок еще во власти капризов, то примерно с пяти лет он внутренне готов к послушанию родителям. Именно внутренне. Внешне он может демонстрировать свои желания, но если обратиться к нему с просьбой, он откликнется. Ведь сейчас взрослый для него духовный лидер. Авторитет старшего строится на его заботе о других, на строгости к себе и любящей строгости к ребенку. Малыш очень хочет быть хорошим для взрослых и хочет, чтобы с него спрашивали в полную его силу.
От 7 до 10 лет
Внешнее отличие этого возраста - готовность к обучению (это особенно заметно в классе, где вместе учатся шестилетки и семилетки). Внутреннее - позиция ученичества, когда человек, дающий знания, становится для ребенка главным авторитетом. Именно от учителя во многом зависит, как будет заниматься малыш: с удовольствием или из-под палки.
От 10 до 12 лет
Если в предыдущий период главным было интеллектуальное развитие, то сейчас ребенок стремится попробовать себя во всем. Обычное дело в этом возрасте - записаться в четыре кружка и бросить два из них через месяц. Но с чем бы ни были связаны увлечения малыша, то, как он привыкает выполнять свою работу, закладывается именно сейчас. Значит, важнее контролировать не выбор занятий, а отношение к ним. Для начала нужно различать истинное и ложное трудовое действие. Ложное трудовое действие строится так: замысел - реализация замысла - успех. Истинное включает также три ступени: потребность - отклик на потребность - радость. В конце работы, если она выполнена истинно, человек ощущает не собственное величие, а благодарное чувство - за то, что удалось в этой работе состояться, занять определенное, только ему свойственное место в мире.
Важно, чтобы дело было правильно начато, продолжено и закончено. Что это значит? Во-первых, занятия ребенка - хотя бы некоторые из них - желательно связать с реальными запросами самого ребенка и других людей. Это дает понятие правильного начала. Во-вторых, важно разумно выбрать нагрузку. Наконец, если дело начато, его надо довести до логического конца.
Психологи считают, что все накопленное до 12-летнего возраста начинает работать именно теперь. Но это вовсе не означает, что человек становится рабом заложенных в него с детства привычек и установок. Все они - во взрослой жизни, в юности, а иногда еще раньше - пересматриваются в процессе внутренней работы над собой.