В предложенную систему входят игры на подражание, на мелкую и общую моторику; упражнения для развития подвижности язычка, правильного речевого дыхания и фонематического слуха (умения различать звуки); логоритмические упражнения. Каждая тема расписана на две недели. Родители могут сами выбирать, как лучше строить занятия: каждый день или 2–3 раза в неделю.
Как только малыш встает на ножки, он хватает руками все, что находится на его пути; у него возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи. В этом возрасте для развития малыша необходима эмоциональная поддержка, подвижные занятия и игры с многократным повторением.
С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В основном они связаны с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери).
Часто до полутора лет разные игрушки или предметы, не имеющие между собой ничего общего, ребенок называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными слова-ми, уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку.
Развивается и мелкая моторика: малыш легко берет предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню.
В возрасте до полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Малыши пользуются словами–предложениями (например, ребенок просит у мамы машинку звукоподражанием би-би).
В этот период высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Дети часто падают, испытывают трудности в преодолении препятствий, при ходьбе не всегда могут вовремя остановиться. Ребенку еще трудно производить движения руками и ногами одновременно, он делает их
поочередно: на предложение взрослого «потанцуй» он сначала потопает ногами, потом похлопает в ладоши. Для развития координации этих и других движений малышу нужно ползать.
Любой родитель в своей крохе хочет видеть развитого ребенка, как физически, так и интеллектуально. Взрослые должны помнить, что игра является основным видом деятельности ребенка. Именно в игре начинают развиваться волевые процессы, потому что малышу приходится подчиняться определенным правилам.
Тема: «Части тела».
Игра «Умываемся».
Что развиваем: умение выполнять простые гигиенические процедуры самостоятельно, по подражанию; накопление пассивного и активного словаря.
Как играть: утром, умываясь, поставьте малыша рядом с собой (удобно использовать специальную подставочку для крохи), тогда он будет доставать до раковины и сможет все делать сам. Во время утренней процедуры хорошо проговаривать стишки:
Рано утром мы проснулись,
Сладко-сладко потянулись,
Улыбнулись мамочке
И надели тапочки.
На горшок заторопились,
А потом водой умылись:
Чудо-ручеёчки
На розовые щёчки,
Капельки водички
На длинные реснички,
Дождь из доброй тучки
На ушки и на ручки,
Тёплые росинки
В кудряшки-волосинки.
Вытри, полотенчико,
Маминого птенчика!
Игра «Иди ко мне»
Что развиваем: умение идти вперед, умение слушать ритм стихотворения.
Как играть: поставьте ребенка на ножки перед собой, потяните его за ручки на себя, приговаривая: «Иди ко мне, детка, топ-топ ножками, иди». Ведите малыша на себя, говоря: «Наша деточка идет. Ни за что не упадет! Бах! Упала!». Со словом «бах!» легко подтолкните ребенка назад, придерживая за ручки так, чтобы он сел. Порадуйтесь вместе с ним. И вновь начните игру.
Игра «Разноцветные краски»
Что развиваем: мелкую моторику рук, умение пользоваться красками.
Необходимо: пальчиковые краски, старые обои, миска для разведения красок, тряпочки для вытирания рук.
Как играть: расстелите рулон старых обоев, посадите малыша на пол. Возьмите мисочку, разведите в ней краски. Обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним или двумя пальчиками, всей ладошкой, шлепайте ладошками, оставляя следы. Веселитесь, наслаждайтесь игрой с красками. Разделите с ребенком его восторг от игры! Рядом с вами пусть будут влажные салфетки или тряпочки, которыми можно будет вытереть ладошки малыша.
Игра «Топ-топ».
Что развиваем: умение выполнять движения в ритме стихотворения или песни.
Формируем фонематический слух (умение различать звуки речи).
Как играть: возьмите малыша за ручки, ведите его на себя, напевая. Если ребенок хорошо ходит, то топаем ногами и четко проговариваем маленькие слова «топ-топ», делаем на них акцент:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ! Топ-топ!
Ходит мальчик наш
с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ! Топ-топ!
Игра «Наши губки так умеют!»
Что развиваем: умение пить из трубочки. Укрепляем мышцы рта.
Необходимо: коктейльные трубочки, сок в маленьком бумажном пакетике.
Как играть: дайте ребенку трубочку для коктейля, покажите, как нужно удерживать трубочку губами. Можно дать ребенку сок в бумажном пакетике с трубочкой. Взрослый держит пакетик и потихоньку на него нажимает, побуждая ребенка пить. Повторите это упражнение несколько раз – и вы увидите, как ловко это получается у вашего малыша.
Игра «Купаемся»
Что развиваем: положительные эмоции к купанию, умение выполнять простые гигиенические процедуры, накопление пассивного словаря.
Необходимо: все для купания, игрушки.
Как играть: иногда процедура купания вызывает у малыша стойкое неприятие.
Чтобы вернуть любовь к купанию, можно воспользоваться весёлым стихотворением. Проговаривая его строчки, показывайте все названные вами предметы.
Льётся в ванночку вода.
Эй, игрушки, все сюда!
Утки, зайчики и кошки,
Я помою вас немножко!
Я пример вам всем подам
И теперь помоюсь сам.
Весело и ловко
Мою я головку!
Лапочки и уши
Обольём из душа.
Ну-ка, не лениться!
Кто не хочет мыться?
Мылю я мочалку —
Мыла мне не жалко!
Посмотри-ка! Посмотри!
Ах, какие пузыри!
А теперь ополоснусь,
В полотенце завернусь.
Вот какой я чистый,
Розовый, душистый!
Игра «Нам подушки не преграда».
Что развиваем: координацию движений и чувство равновесия.
Необходимо: несколько разных подушек.
Как играть: расположите на полу несколько разных подушек так, чтобы малыш мог бегать вокруг них. Покажите ребенку, как это весело и увлекательно – бегать. Увеличивайте и уменьшайте расстояние между подушками во время занятия. Вы получите удовольствие от игры вместе с ребенком.
Игра «Покажи»
Что развиваем: мелкую моторику рук, понимание речи.
Как играть: Малыша ставите или сажаете напротив себя. Читаете стихотворение и показываете части тела вместе с ним, сначала его руками, потом ребенок будет показывать сам.
У меня есть голова,
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Игра «Все, что знаю, покажу»
Что развиваем: умение выполнять ритмические движения под чтение стихотворения. Увеличиваем пассивный словарь (понимание речи).
Как играть: ребенка усадите напротив себя и, читая стих, выполняйте нужные движения вместе с малышом.
Это глазки. Вот, вот.
Показывают пальцем сначала левый глаз, потом – правый.
Это ушки. Вот, вот.
Берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого.
Это нос, это рот.
Левой рукой показывают рот, правой – нос.
Там спинка. Тут живот.
Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши.
Это ножки. Топ-топ.
Кладут ладони на бедра, потом два раза топают.
Ой, устали, вытрем лоб.
Правой ладонью проводят по лбу.
Игра: «Попробуй повтори!»
Что развиваем: правильное звукопроизношение.
Необходимо: игрушки (кукла, паровозик, зайчик).
Как играть: 1) играя с ребенком, показывайте, как можно укладывать спать куклу, при этом напевая «а-а-а» на мотив колыбельной. Затем передайте куклу малышу и попросите помочь укачать куклу.
2) Взяв игрушечный паровозик, обыграйте ситуацию, когда необходим гудок паровоза.
3) Используя игрушечного зайчика, обыгрывайте ситуацию: зайчик быстро бежал, споткнулся и упал, ему больно. Он плачет: «О-о-о!». Таким образом, вы пытаетесь вызвать у ребенка чувство сопереживания, предлагаете пожалеть зайчика. Затем попросите малыша показать, как зайчику было больно, как он плакал.
Тема: « Дом, семья»
Игра: «Дом, наш дом. Кто же в нем?»
Что развиваем: общую моторику, ходьбу в прямом направлении .Сочетаем свои действия с текстом; расширяем пассивный словарный запас.
Необходимо: стул, большой платок.
Как играть: сделайте из стула «дом», накрыв его платком. Расскажите ребенку стихотворение и проведите его за руку к «дому». Пусть ребенок спрячется в домике. С восторгом отдерните платок и найдите малыша.
Там, в конце дорожки, ребенок идет к «дому» :
Посмотри-ка, дом.
Кто же, мой хороший,
Проживает в нем?
Может, это папа?
ребенок садится в домик и прячется
Может, это мама?
Может, брат, сестра?
Нет, не угадали,
Это же ведь я!
Отдергивает платок и показывает свое личико Усложнение задания: перенесите «домик» в другое место; посадите туда куклу; предложите ребенку пройти в «домик» по другой дорожке.
Игра «Ехали мы, ехали…»
Что развиваем: подражание, сочетание движений и слов, навык общения, тренируем вестибулярный аппарат.
Как играть: взрослый садится на стул или диван и кладет ногу на ногу.
Предложите малышу сесть на вашу ногу верхом, крепко возьмите его за руки:
«Поехали!» Рас-качивайте его на ноге и рассказывайте стишок:
Ехали мы, ехали,
Ехали мы, ехали.
По кочкам, по кочкам,
Осиновым лесочком,
В ямку — бух!
Внезапно опустите ногу. Крепко удерживайте ребенка за руки. Дайте возможность малышу повторить с вами «бух». Повторите потешку 3—4 раза.
Игра с пальчиками: «Семья»
Что развиваем: мелкую моторику рук, увеличиваем пассивный запас слов.
Как играть: посадите ребенка к себе на колени или рядом и проговаривайте стишок, загибая пальчики.
Папа, мама, брат и я —
Правой рукой загибают по одному пальчику левой, начиная с большого.
Вместе дружная семья.
Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре,
Левой рукой загибают по одному пальчику правой, начиная с большого.
Все живем в одной квартире.
Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.
Игра «Паровоз»
Что развиваем: умение двигаться в такт словам, меняться ролями и принимать в игру разных участников.
Необходимо: разные игрушки (зайка, мишка, машина и т.д., включая паровозик), 3 листа бумаги и фломастер.
Как играть: возьмите паровозик, покатайте его вместе с ребенком по полу, погудите, как паровоз. После этого возьмите малыша под мышки или положите руки ему на плечи, изображая вагончики поезда. Включайте в игру всех членов семьи. Обходя комнату, говорите малышу, кто едет в поезде – мама, папа...
Топайте ногами в такт словам:
Веселый паровозик —
По рельсам я бегу!
И Анечку, и мамочку
С собою я везу!
Ту-ту! Ту-ту!
В песенку каждый раз можно подставлять новых действующих лиц. Например: «и зайку, и Мишутку» и т. п.
Можно взять игрушечный паровозик и возить его за собой на веревочке, повторяя песню и топая в такт.
Игра «Поцелуйчик!»
Что развиваем: мышцы губ, умение выполнять простые инструкции.
Необходимо: маленькие баранки («Кроха», «Челночок»).
Как играть: взрослый сажает ребенка на колени, одну баранку надевает себе на губы и показывает, как можно поцеловать малыша. Затем вторую баранку надевает на губки малыша, придерживая ее рукой. Побуждаем ребенка сделать «поцелуйчик». Взрослый говорит ребенку: «Поцелуй маму!»
Игра: «Мы по лесенке бежали»
Что развиваем: общую моторику, умение восходить на невысокую горку или лесенку, держась за перила под контролем мамы или папы.
Место проведения игры: в комнате, на лестничной площадке или на улице – на детской площадке.
Как играть: подведите малыша к лестнице и покажите ему, как нужно приставным шагом, держась руками за перила, подниматься вверх. Проделайте это вместе с малышом, приговаривая:
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре!
Порадуйтесь первым успехам малыша и, если он не устал, повторите еще раз.
Игра с пальчиками: «Моя семья»
Что развиваем: мелкую моторику рук, пассивный запас слов, подражание.
Как играть: ребенок сидит на коленях у взрослого или рядом. Проговаривайте стишок, загибая пальчики.
Папа, мама, я –
Водим рукой, как в считалке.
Вот моя семья!
Сжимаем руки ладонь к ладони в один кулак.
Игра «Едем на машине»
Что развиваем: фонематический слух, умение шагать в ритме стишка или песни, пассивный словарь, звукоподражание.
Необходимо: игрушечная машина на веревочке.
Как играть: берем машину средних размеров на веревочке и ходим вместе с малышом, распевая песенку про машинку. Наши шаги будут соответствовать ритму песенки.
Машина едет и спешит! В машине папочка сидит! Да-да! Папочка сидит!
Машина едет и шуршит! В машине мамочка сидит! Шу-шу! Мамочка сидит!
Машина едет и гудит! В машине Ванечка сидит! Би-би! Ванечка сидит!
Эту игру можно проводить с ребенком и на улице. Сопровождайте ваши поездки словами «кукла едет!», «а теперь мишка едет!», «поехали!», «стоп, машина!» и т. д. Это необходимо, чтобы малыш, подражая вам, развивал свою речь.