Поиск

Сказка каждый день

15.09.2010
ЮРТАЙКИНА Татьяна
433

С грустью приходится констатировать факт, что мы разучились общаться друг с
другом. Темп жизни такой, что нам все время некогда, мы все время куда-то
спешим, на бегу успевая кивнуть головой соседу, бросить по телефону пару
состоящих в основном из междометий фраз, отмахнуться от дергающего за юбку
собственного чада.
Вечерние семейные чаепития — время тесного общения — стали редкостью. Место
самовара в наших семьях прочно занял телевизор. Мы привыкли к этому. А наши
малыши, которые только начинают познавать мир, учатся говорить?
Они настроены на общение с нами.
Статистика утверждает, что в последнее время именно дети становятся
инициаторами общения с нами, взрослыми, они чаще обращаются к нам с
просьбами, вопросами, пытаются рассказать о волнующих их событиях; и здесь
важно не отмахнуться от подыскивающего нужные слова малыша, а стать
внимательными слушателями и активными партнерами, помогая ребенку быстрее
освоить такой трудный родной язык, создавая наиболее благоприятную
обстановку для его речевого развития.
Чем чаще всего мы занимаемся дома с сыном или дочкой? Рисованием и чтением.
Мы покупаем красивые книги и, устроившись поудобнее на диване, иногда в сто
пятый раз перечитываем полюбившуюся ребенку сказку. А если попробовать
пойти другим путем, который поможет малышу быстрее научиться правильно
формулировать свои мысли и выражать их словесно? Для этого необходимо
создать такую ситуацию, чтобы малыш был не пассивным слушателем, а активным
рассказчиком. Например, для этого можно предложить совместное чтение
(рассказывание) русской народной сказки «Курочка Ряба» с дальнейшим
обыгрыванием сюжета (такую методику можно использовать и при чтении или
рассказывании других литературных произведений, которые наверняка есть в
вашей домашней библиотеке).
Подберите игрушки — персонажи выбранной вами сказки. Если это «Курочка
Ряба», в доме всегда можно найти деревянное яичко, куклу, которая будет
бабушкой, курочку (если нет игрушки, то можно заменить ее картинкой или
коробочкой из-под куриных кубиков с изображением курицы) и т. п.
А можно ребенку предложить самому найти игрушки-заместители. «Что у нас
будет яичком?» — Ребенок может принести шарик и сказать, что это яичко, а
кусочек меха — мышка. «Давай посмотрим яичко — какое оно?» (маленькое,
круглое). «А мышка, какая она?» (серая, пушистая, мягкая). «Хвостик у
нее...?» (длинный).
Сначала вы обращаете внимание ребенка на видимые качества предмета. Немного
позже называете состояние, характеристику персонажа (мышка добрая, веселая,
яичко вкусное и т. п.).
Лучше всего, если рассказывание будет проходить за столом, на котором лежат
найденные вами персонажи сказки. Они уже с самого начала привлекают внимание
ребенка, он может их рассмотреть, поиграть с ними.
Спросите у малыша: «Ты узнал, кто это?» — показывайте игрушки по очереди,
пусть ребенок называет их. Например: «Это...» Ваша интонация незавершенности
как бы указывает на то, что он должен ответить и назвать игрушку. «Это...
бабушка», «Это... яичко», «Это... Курочка Ряба» (если малыш молчит, то после
небольшой паузы называете вы). Затем вы читаете сказку.
Можно предложить два варианта:
l взрослый читает сказку, не прибегая к помощи игрушек;
l во время чтения при назывании того или иного персонажа он берет его в руки
и показывает ребенку. Например: «Жили-были (показ игрушки) дед и (показ
игрушки) баба. И была у них (показ игрушки) Курочка Ряба» и т. д.
Детям очень нравится слушать одну и ту же сказку несколько раз. Поэтому вы
смело предлагайте ребенку сделать это еще раз, но вместе с вами. Делая при
чтении небольшие паузы, предлагайте ребенку закончить начатую фразу:
«Жили-были...» Вы показываете игрушки, а ребенок их называет. Можно
поменяться ролями: вы называете, а ребенок показывает.
После чтения оставьте игрушки, чтобы малыш смог еще раз самостоятельно с
ними поиграть.
Таким образом, в игровой форме, при совместном рассказывании развивается и
грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными и
глаголами в роде, числе), и звуковая сторона ее, обогащается словарный
запас.
Эти умения можно развивать и на прогулке, и по дороге в детский сад или
перед сном, спросите: «Как кудахчет курочка?» (ко-ко-ко). «Как пищит
мышка?» (пи-пи-пи). «Как дед бил яичко?» (Ребенок может сам изобразить
действие, но можете и вы подсказать ему и произнести: «Тук-тук-тук». «А как
баба (дед) плачет?» (ааа-ааа).
Ребенок может и не повторять за вами звукоподражательные слова, а придумать
свои собственные.
Спустя какое-то время вы снова предлагаете ребенку послушать сказку «Курочка
Ряба». В этот раз (и это вы сразу же сами почувствуете) малыш уже активнее
включится в процесс рассказывания. Он будет вторить вам или же заканчивать
начатую фразу, изображать как самих персонажей сказки, так и их действия:
дед бил яичко — «тук-тук-тук», курочка кудахчет — «ко-ко-ко», мышка
побежала — «пи-пи-пи», баба плачет — «ааа-ааа». Но не забывайте делать
короткие паузы, чтобы ребенок мог включиться в действие.
После этого вы можете предложить показать, как бегает мышка (тихо,
неслышно), как она вильнула хвостиком (можно привязать малышу ленточку или
красивую веревочку — это будет хвостик), попищать негромко.
Следующим этапом в разыгрывании сказки может быть ее инсценировка. Для того
чтобы она проходила интереснее, в нее должны включиться и вы (быть не только
рассказчиком, но и участником действия).
Нужно приготовить костюмы для различных персонажей сказки. Имеются в виду не
настоящие костюмы, а отдельные элементы, которые можно подобрать очень
просто. Для бабки — платок, для деда — кепку, для мышки — хвостик и варежки,
и т. п.
«Давай покажем сказку «Курочка Ряба» для твоих игрушек», — на диване, ковре
расставляются игрушки, которым будет показываться сказка. «Кем ты будешь?» —
Ребенок сам выбирает себе роль (например: «Бабкой»). «А что баба носит на
голове?» (платок). — Мама повязывает ему платок. «Я буду мышкой, — говорит
мама. — У мышки есть...» (показывает и привязывает ленточку, а ребенок
добавляет слово «хвостик»).
Так как ребенку данного возраста трудно изображать несколько ролей, то он
выбирает себе одну, а все остальные вы изображаете вместе. Взрослый
обязательно привлекает ребенка к рассказыванию (как это предлагалось выше,
делая паузы, чтобы он смог включиться) и изображению действий. Если ребенок
выразит желание, то при повторной инсценировке можно поменяться ролями.
Так в процессе игры ребенок постепенно учится правильно говорить, осваивает
небольшие грамматически оформленные фразы, в которых существительные
изменяются по числам и падежам, глаголы — по лицам, числам и временам: «Дед
бил-бил»; «Баба била-била»; «Мышка бежала» и т. д.
Кроме того , малышу предоставляется возможность действовать с игрушками
самостоятельно, он может свободно выражать свои чувства и впечатления.
Повторяя звукоподражательные слова, ребенок учится четко и правильно
произносить отдельные звуки, развивает силу голоса и темп речи.
А в целом такая игра развивает все стороны речи ребенка — звуковую,
лексическую, грамматическую, кроме того, у него постоянно формируется
интерес к литературным произведениям.

 

Банановое предназначениеЧитать статью
Олимпиада для школьников 2–6-х классовЧитать статью
Термопот VITEKЧитать статью
Просто космосЧитать статью
Новые вкусы каш для варки от «ФрутоНяни»!Читать статью
Эффектная внешность, высокая функциональностьЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.