день рождения, как поется в известной песне, грустный праздник. Может быть, с годами он и становится таковым, но в детстве он всегда веселый, особенный, главный. В этот день все мысли и действия мам и пап, бабушек и дедушек, родных и друзей сосредоточиваются только на имениннике. По определению, праздник этот устраивается в честь рождения на земле нового человека — мальчика или девочки. И все радуются, а больше всех — «виновник торжества», ведь только для него в этот день встает солнце, поют птицы или кружатся белые пушистые снежинки.
Все особенно в этот день! И каждый ребенок верит, что в день рождения его обязательно похвалят, порадуют подарками, придумают что-то невероятное его мама и папа. Помню, на десятилетие родители преподнесли мне большой торт, в центре которого возвышалась изящная шоколадная ваза с разноцветными кремовыми розами. То-то восторгов было за нашим детским столом! Попробуйте спросить у ребенка, какой праздник в году для него главный. Наверняка ответ будет — день рождения. И дело не только в подарках, ведь их дарят и к другим праздникам, но и в том необыкновенном проявлении любви, которого ждут дети от своих близких.
Однако в наше время, к сожалению, празднование дня рождения ребенка часто сводится к сбору за столом тех, «кому давно за...», совместной дегустации спиртных напитков и резвым танцам в стиле «Течет ручей, бежит ручей...» и т.п.
Естественно, детям в такой ситуации приходится довольствоваться компанией двух-трех друзей, «праздником живота», интеллектуальными (но нешумными) играми, и, пожалуй, все. А если вечером, на сон грядущий, спросить у ребенка, понравился ли ему праздник, ответ вряд ли будет утвердительным. К тому же дети — существа впечатлительные, и испорченный праздник, поверьте, останется в их памяти надолго.
Если же вы полны желания проявить свои нежные чувства к ребенку и устроить настоящее торжество, попробуйте обратиться к традициям проведения подобных праздников, к примеру, в России XIX столетия. Можно с уверенностью сказать, что вас ждет не просто памятный вечер, но и увлекательное путешествие в историю. В те далекие времена, когда семейные традиции бережно хранились и никого не нужно было убеждать в необходимости устраивать праздники для детей, ко дню рождения готовились задолго до его наступления. Сохранившиеся воспоминания и литературные произведения рассказывают, как тщательно окутывались тайной эти приготовления и с каким упорством пытались проникнуть в эти тайны дети. Заглянем, например, в автобиографическую повесть И.С. Шмелева «Лето Господне», где герой-повествователь Ваня вспоминает: «И еще — самое главное! — за ужином будет «удивление», у Абрикосова отец закажет гостей дивить. К этому все привыкли, знают, что будет «удивление», а какое — не угадать. Отца называют фантазером: уж всегда что-нибудь надумает». И действительно, родителям было где применить свою фантазию — это и выборподарка, и устроение праздника, и забавы, и собственно само поздравление.
Ведь нужно не просто пожелать ребенку здоровья и счастья, а сделать это «своим манером», придав событию как можно больше значимости.
Вот как запечатлен этот момент в семье героя повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»: «Отец расправил бороду, выкатил глаза и отрапортовал: — Имею честь, ваше превосходительство, донести вам, что, по сведениям Григорианского календаря, равно как по исчислению астрономов всего земного шара, сегодня вам исполнилось десять лет, во исполнение чего имею вручить вам этот перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять».
Поздравление родителей традиционно сопровождалось одариванием именинника. Они решали непростую задачу — угадать и исполнить самое заветное желание своего отпрыска, воплотить детскую мечту. Согласитесь, что только любящие родители могут быть столь внимательными и наблюдательными, чтобы выбрать именно ту вещь, вожделенную для ребенка, одну из миллионов. Немаловажным был также вопрос о наряде именинника. Платье (или костюм) обязательно должно было быть нарядным и безукоризненным, лучше новым, сшитым специально к случаю. Мальчиков часто наряжали в «мундиры», девочек — в платье с бантами.
Младшие дети приглашались на праздник с родителями, более старшие — одни. И конечно, всегда соблюдалось непременное условие: детский стол накрывался отдельно. Перед детьми не маячили бутылки с горячительным, зато в изобилии подавалось сладкое, десерты, фрукты. Вообще праздничный стол в России, как
известно, всегда был изобильным. Так, Елена Молоховец в книге «Подарок молодым хозяйкам», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, рекомендует такое примерное меню торжественного обеда II разряда в ноябре: пирог с рыбой и визигой, суп-пюре из рябчиков с шампанским, майонез из форели, жаркое из индейки с салатом, крем из сушеных яблок, торт миндальный.
Почти сто лет прошло, а названия эти до сих пор сохранили свою привлекательность.
Еда едой, но детский праздник в прошлом столетии отнюдь этим не ограничивался. Всеобщее приподнятое настроение создавали и поддерживали танцы. Танцевали обычно в специально отведенной зале в сопровождении небольшого оркестра, но чаще просто под звуки фортепьяно. Особые чувства дети испытывали всякий раз, когда мамины пальцы касались черно-белых клавиш старого семейного инструмента и извлекали из него неповторимые мелодии. Пожалуй, это одна из самых добрых и близких нам сегодня традиций. Если вы хоть немного играете на пианино, аккомпанируйте своим детям сами, и вы наверняка удивите и порадуете их.
Конечно, кадрили и мазурки теперь вышли из моды, а как насчет какой-нибудь зажигательной польки? Или мелодичного вальса? Кто знает, может быть, во время танца ваш сын или дочь впервые почувствует то невыразимое замирание сердца, которое, как и сто лет назад, зовется первой детской любовью?!
А какие сильные чувства испытывают родители, глядя на своего стремительно взрослеющего ребенка? Кажется, еще вчера он родился, и вы впервые прижали его к груди. Невольно вспоминаются строки из «Семейной хроники» С.Т.Аксакова: «...желанный, прошеный и моленый, он не только отца и мать, но и всех обрадовал своим появлением на белый свет; даже осенний день был тепел, как летний!»
И вот он уже совсем большой, уже выделяется в кругу друзей своими умениями и способностями. А пока родители подобным образом умиляются со стороны, дети вовсю веселятся, шумят и наслаждаются происходящим. Так было раньше, так происходит теперь и, хочется верить, будет происходить в будущем.
Помимо музыки, пения и танцев излюбленным праздничным развлечением были конечно же игры. В каждой семье существовали свои любимые детские игры, а иногда придумывались новые. Вот как описывает одну такую выдумку Л.Н.Толстой в повести «Детство»: «...мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей, — и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге!»
Кстати, дочь Толстого, Татьяна Львовна, в своих воспоминаниях отмечала, что отец сам любил выдумывать игры и однажды удивил детей игрой, которая заключалась в том, чтобы убежать и спрятаться от «Него». «Он идет», — внезапно говорил Лев Николаевич, испуганно озирался по сторонам и, хватая детей за руки, спешил спрятаться в какое-нибудь укромное место. Вскоре выдуманный «Он» исчезал, и все благополучно покидали укрытие.
В дни рождения, когда в доме собиралось много детей, их также развлекали играми. В разночинной среде бытовала одна игра, которая скорее всего подошла бы нашим современным детям. Она называлась «Трудовой рубль» и происходила так: играющие садились в кружок и в полном секрете передавали друг другу из рук в руки монету (тот самый рубль), время от времени стуча ею о пол. Вожак ходил в середине круга и по звуку пытался отыскать монету. Если игроки подбирались ловкие, ищущему приходилось замечать вслух: «Тяжело достается трудовой рубль!» Впрочем, излюбленной игрой детей из состоятельных семей в прошлом веке были, несомненно, «фанты». Все присутствующие рассаживались на скамьях или стульях, а один из играющих (по взаимному соглашению) обходил их и, останавливаясь перед каждым, приговаривал:
Барин прислал
Сто рублей —
Что хотите, то купите;
Черной, белой
Не берите;
«Да» и «нет»
Не говорите!
Затем начиналась пространная беседа, в ходе которой ведущий старался сбить игрока с толку и вынудить произнести одно из запретных слов, т.е. «черный», «белый», «да», «нет». Если ему это удавалось, проигравший платил фант, иначе говоря, отдавал что-либо из своих вещей: кольцо, платок и т.д., за которые в конце игры следовали выкупы. Ведущий брал по очереди каждый фант и придумывал, что должен проделать его владелец. Дети с удовольствием исполняли роли зеркала, оракула, торговца ситцем, а то и целовали приятных особ противоположного пола.
Но самая большая притягательная сила для человека сегодняшнего, безусловно, исходит из атмосферы радости, любви и покоя, которая царила на детских праздниках прошлого века. Удивительно, но, читая старинные мемуары, мы словно чувствуем сердцем эту блаженную радость, этот наивный восторг.
Великая сила — семейная традиция — расставляла все по своим местам, придавала значимость всему, что окружало участников торжества. Особое настроение также создавали и цветы. Без них в старину не обходился ни один праздник. Это удивительное сочетание запахов, звуков, почти неуловимых настроений, пожалуй, и вызывает в нашей памяти воспоминания о счастливой и невозвратимой поре детства. Памятно все, что связано с днем рождения — первым и главным детским праздником. Он должен быть не просто запоминающимся, но незабываемым! И как прекрасно, если спустя какое-то время, вы, припоминая Пушкина, воскликнете: «...была пора, наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался...»