Уже к вечеру невероятно красиво, радостно и тесно в храмах: люди зажигают свечи, волнуются, ожидая крестный ход. Час, другой... И в полночь, будто благовест с неба, наполняет чудную предпраздничную ночь многозвучный гул колоколов. Это приходит на землю светозарный день, «торжество из торжеств» — пасха. Впереди Светлая седмица — любимое время верующих.
«Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»
Так приветствуют друг друга православные на Пасху. Церковь празднует пасхальную неделю как один день, ибо, по преданию, солнце тогда не заходило. Все исполнилось света — небо, земля и преисподняя, «всякая тварь» возрадовалась. Отчего же столь отрадна для мира весть о воскресшем Христе, «смертию смерть поправшем»? Оттого, что этим доказана истинность каждого Его слова, подлинность всякого пророчества, правда христианского вероучения в целом; оттого, что Спаситель, воскресив с собою сынов Адамовых, снял с
человечества первородный грех, тем примирив нас с Богом; оттого, что воскрешением своим Он открыл для любого из смертных дорогу в Царствие Небесное, туда, где обитает бесконечное блаженство и утешение.
О смысле Пасхи писал св.Григорий Богослов:
«Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял образ раба, чтобы нам дать свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долю лежащих в греховном падении». Слова эти — венец таинственных событий Священной Истории, бережно хранимой в веках. Истории, которую, скажем, лет сто назад прекрасно знали даже малые дети.
О воскресении Христа повествует Евангелие. Впрочем, сам факт восстания из гроба не описывается, но евангелисты свидетельствуют о том, что происходило до и после него. Когда Иисус Христос умер и был снят с креста, Его положили в гроб и оставили с плачем. Но иудейские повелители боялись, как бы ученики не забрали тело Учителя и не сказали потом, будто он воскрес по предсказанному, поэтому велели завалить вход в гробницу большим камнем и приставить неусыпную стражу. На третий день около полуночи Христос Воскрес: земля заколебалась, явился сияющий Ангел и отвалил камень от гроба, а стража в ужасе разбежалась. Рано утром ко гробу пришли жены-мироносицы, желая помазать тело Господа ароматами. Но увидели там Ангела, возвестившего: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес». Женщины со страхом и
радостью рассказали об этом ученикам. В подтверждении их слов сам Воскресший стал являться многократно в разных местах. Так, пришел Он к ученикам своим, собравшимся вместе в страхе перед иудеями, сквозь затворенные двери и сказал им дважды: «Мир вам!». Это означало, что по воскресении Он установил мир не только между Богом и человеком, но и между людьми.
Вообще в воскресенском повествовании каждый образ таит глубочайший смысл: крест — символ смерти и искупления; камень — символ погребения; жены-мироносицы — символ внезапной перемены от скорби к нечаянной невыразимой радости (ведь бывает в жизни, что, кажется, мы оказываемся в безвыходном положении, и вдруг мелькнет надежда, и словно кто-то придает нам сил справиться с бедой) и т.д.
Мрак повержен, «врата медные» сокрушены, человеку не сделаться более добычей злобной смерти. Господь победитель и избавитель. Святая Церковь в своем пасхальном Богослужении именно и выражает эту всемирную радость о славе Воскресшего Господа. Крестный ход, установленный в память хождения жен-мироносиц и учеников из Иерусалима ко гробу, сопровождается пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах...» и останавливается у западных дверей храма, где впервые раздается: «Христос Воскресе!». Затем вся процессия возвращается в храм для пасхальной заутрени. Заканчивается Богослужение приветствиями, взаимным целованием и дарением крашеных яиц.
Что есть Пасха для простого человека? Указание пути к просветленной, духовной жизни. Стремление обрести благодать, очистить сердце и помыслы жить по добру и по совести. Желание воспринять всем существом Великую Тайну святого праздника.
Праздник в храме и в домах
Каждый год особо исчисляется дата Пасхи — всегда между 22 марта и 25 апреля (ст. стиль), сообразно с весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Едва запахнет в воздухе весной, зазвенит веселое птичье пение, мы, как и далекие наши предки, благоговейно ждем Пасху. Наступает хлопотная и веселая пора: нужно ничего не упустить, не позабыть, соблюсти обычаи и достойно встретить Светлый День. Немало вековых пасхальных традиций почиталось на Руси, многие в большой чести и сегодня. Загодя, еще на Страстной, готовился городской и деревенский люд к предстоящим торжествам. Повсюду тщательно мыли и убирали дома, избы и обиходную утварь, белили потолки и печи, покупали новую одежду и подарки. С завидной изобретательностью украшали жилища — лампадки, пунцовые розы да расшитые скатерти... Кругом чувствовалось приближение неведомого, чудесного события.
На Святой будет величественно, светло, многолюдно в храмах, и воздух точно волшебный от непрестанно горящих свечей и благовонного фимиама. У свечи на Пасху особая роль: накануне праздника несли православные из церкви освященные свечи, чтобы обойти с ними весь дом — к добру (если свеча по дороге гасла — жди беды). Во всем, что связано с церковью, ощущалось дыхание Божества. Потому с такой любовью стремились люди исполнить в точности установленные обряды. Главный из них — освящение пищи. С течением времени он не меняется, но все дороже становится чуткому и открытому нашему сердцу.
Таинство происходит на улице возле храма, при множестве верующих. Непременно возьмите с собой в церковь ребенка. Пусть он поможет вам расставить на столе куличи, пасхи, крашеные яйца, сам зажжет вставленную в кулич свечу. Попросите его сберечь руками мерцающий огонек свечи, заслонить ее от с учайного ветерка. Когда священник окропит принесенное, отблагодарите его, положив в специальную корзину немного денег или яйцо. Поразительно, как недолго длится обряд, но сколь сильные эмоции вызывает. Нет, пожалуй, глубже
и возвышеннее чувства, чем трепет от прохладных капелек святой воды на лице, глазах, руках, на розовых щечках счастливого малыша. И от умиротворенных, теплых взглядов вокруг... Так хочется обнять и расцеловать всех! Желание это подкрепляет еще один древний пасхальный обряд — христосование, появившийся на Руси из Греции. Дети с родителями христосовались трижды, только мужьям с женами целоваться прилюдно считалось неприличным. Более того, похристосоваться полагалось не только с живыми, но и с мертвыми: для
этого непременно шли из церкви на кладбище. А дома ждала русского человека обильная воскресенская трапеза.
Разумеется, в центре пасхальной трапезы было «красное» (крашеное) яйцо — этои ритуальный подарок, и пища, и талисман. В каких только легендах не упоминается яйцо, какими символическими значениями не наделяется. Например, впервые яйцо в дар императору Тиверию преподнесла Мария Магдалина, которая проповедовала Евангелие в Риме. А обычай красить яйца связан с именем другого римского императора Марка Аврелия (121—180 г. н.э.): в день его рождения было предзнаменование — одна из кур снесла яйцо, помеченное красными точками. Не случаен и красный цвет — цвет крови. Отсюда представление о яйце как о мире, обагренном кровью Христа и тем возрожденном к новой жизни. Словно из мертвой скорлупы восстал из гроба Иисус. В простонародье повсеместно бытовали приметы и поверия о чудодейственной силе освященного яйца: полученное из рук священника, оно никогда не испортится и сохранит целебные свойства; помещенное в кадку с зернами для посева обеспечит хороший урожай; оглаженный им скот будет здоров и плодовит; зарытое в могилу успокоит душу почившего и пр. Кроме того, яйцо могло защитить от пожара: праведник брал его в руки, три раза обходил вокруг горящего дома, повторяя «Христос Воскресе!», и огонь утихал. Славилась Пасха еще и делами благотворительности: цари посещали тюрьмы, больницы и приюты, жертвовали на убогих и обездоленных. Народ видел долг свой в милосердии и благих начинаниях.
Святая Пасха — бесспорно величайший из церковных праздников. Недаром на истине Воскресения непоколебимо стоит вера христианская. Нам выпало большое счастье прикоснуться к древнему, сокровенному таинству, осмыслить которое, может быть, дело будущего. И я в день Пасхи всегда с умилением перечитываю
удесные строчки духовного стиха, напечатанного в журнале «Голосъ Церкви» за 1913 год:
Христос Воскресе! — Ликуйте люди, забудьте скорбь и нищету, — и гимн торжественный воспойте Нам рай отверзшему Христу!