Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. С принятием христианства, она стала предварять Великий пост, стала периодом подготовки к посту, который включает в себя "всеёдную" и "рябую" недели.
Во время «всеёдной» недели постные дни отсутствуют, а в «рябую» – скоромные дни чередуются с постными. После «рябой» недели начинается масленичная, сырная неделя, во время которой уже не едят мясо, но едят молочные продукты. Масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы.
У каждого дня масленичной недели есть свое имя:
Понедельник – Встреча.
В понедельник народ встречает Чистую масленицу - широкую боярыню.
В этот день из соломы делали чучело - Масленицу, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с песнями возили на санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Дети строили снежные города и говорили: «Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
Богатые люди начинали печь блины, бедные пекли блины с четверга.
Вторник – «Заигрыши».
В это день начинались масленичные развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. По улицам ходили группы ряженых.
Девушки и юноши ходили в гости поесть блинов и покататься на горках, которые братья строили для своих сестриц во дворе домов. От дома к дому ходили «Позыватки», через которых люди передавали приглашения зайти в гости.
Начиналось сватовство, чтобы после Великого поста, на Красную горку сыграть свадьбы.
Среда – «Лакомка».
На «Лакомку» зятья приходили к теще на блины.
В деревнях устраивали «девичьи съезды», когда молодые и пожилые женщины в праздничных нарядах катались по деревням и селам и пели веселые песни.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на «Лакомку», нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
Четверг - «Разгул, перелом, широкий».
В четверг начинает Широкая Масленица, даже крестьянам запрещалось работать.
Начинался широкой разгул, всевозможные увеселения набирали силу. В четверг проводились кулачные бои, катания на тройках, различные обряды. Начинали ходить колядовать, наряженные дети ходили по домам и пели песни, их угощали блинами.
Пятница – «Тещины вечерки».
В пятницу зятья угощают матерей своих жен блинами и сладостями. В четверг вечером зять должен был сам пригласить в гости тещу. А утром в пятницу прислать за ней специальных парадных «Позываток», чем их больше, тем больше почестей оказано теще.
Суббота – «Золовкины посиделки».
В субботу молодая невестка приглашала в гости родню мужа. А они оценивали, как она умеет вести хозяйство.
Неженатые парни и девушки строили снежные города и отвоевывали их друг у друга.
Воскресенье – «Прощеное воскресенье, целовальник, проводы».
Последний день масленицы. В этот день все друг у друга просили прощение.
Молодые ездили по гостям и одаривали всех подарками.
Сжигали соломенное чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел рассеивали над полями, чтобы дать силы будущему урожаю. В городах разводили костры и растапливали ледяные горы, как проявления зимы – холод и лед.
Вечером между родными и близкими происходило «Прощение»: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали год с чистым сердцем и легкой душой.
Заканчивалась Масленица, уходила зима, начиналась весна и Великий пост.