Уж как только ни величали Масленицу наши прародители: и честная она, и широкая, и веселая, и румяная, и объедуха, и побируха-полизуха, и кривошйка, и кургузая! А ей все нипочем, она не обижается – все для людей старается.
За неделю до великого поста наступало для русских людей особенное время: все-все - ребятня, старики, взрослые и молодежь готовились к самому радостному, долгожданному празднику - Масленице. Кое-где хозяйки начинали подготовку к блинному разгулу уже в субботу накануне праздничной недели - пекли блины. А если в семье был мальчишка лет 8-ми, то по старой традиции посылала его мать «встречать масленицу». Выходил доброхот с первым блином в огород, седлал ухват или кочергу и начинал резво скакать по всей усадьбе с веселыми возгласами:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!
Даже самые маленькие детки понимали: зима долгая, студеная, а подчас и голодная уходит, уступает место теплой весне, яркому солнцу. Ну как тут не радоваться ! На Масленицу, как говорят в народе, и солнышко играет! Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» И того, кто отвечал: «нет», в шутку били лаптями.
Малыши лепили снежные горы, чтобы с них потом всю неделю кататься. Повсюду царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Повсюду раздавались звонкие детские голоса, звали ребята Масленицу себе в гости: «Приезжай ко мне, Масленка, в гости на широк двор - покататься с гор, в блинах поваляться, сердцем потешиться!». После этой встречи дети сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Каждый праздничный день имел свое название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», «разгул», и «перелом», четверг-«разгуляй-четверток», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки» и «проводы», воскресенье - «прощеный день». Вся же неделя именовалась «сырной, честной, широкой, веселой, боярыней-масленицей, госпожей масленицей». В первый день праздника дети целыми ватагами обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали у хозяев блины.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
На поднос блины кладите и к порогу выносите!
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Пропев под окнами такую песенку, ребятишки заходили в дом, просили:
«Подайте широкой Масленице!» и получали в дар блины, пироги, пряники и мелкие денежки.
По традиции в понедельник вся семья, где есть молодежь, делала из тряпок или соломы чучело масленицы с длинной косой, одевали его или празднично - в девичий наряд, или наоборот – в рваное платье, измазанное сажей. Катали Масленицу по всей деревне в саночках, пускали её с гор и пели ей величальные песни:
Дорогая наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая и румяная, коса длинная – трехаршинная,
Лента алая двухполтинная, лапти частые, головастые!В руки барышне давали блин, как символ праздника. Без блинов, говорили, не масленица, без пирогов - не именины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в строгом секрете. Ох, сколько на Масленицу пекли самых разнообразных блинчиков – символов солнышка и приходящей весны – и с картошкой, с орехами, с сыром и творогом, с припёками и шкварочками! Обычно блины пекли из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с блюдечко, тонкие и легкие. К ним подавали сметану, яйца, икру и пр. В народе поговаривали: «блины брюха не портят». «Масленица – сметанница! По горам катается, в блины запекается, блинам – печенье, а сковородкам мученье!» И, разумеется, руководствуясь такими поговорками, люди поедали огромное количество блинов, после чего кое-кому приходилось охать и кряхтеть. Но что тут поделаешь – на сырной неделе перед постом грех не погулять!
А как радовались в эти дни дети! Катались на ледянках – кто дальше и удалей. В ход шли самодельные каталки – обмазанные навозом и замороженные решета, перевернутые скамейки, овечьи шкурки, коряги и даже веники – веселись душа! На открытом месте ставили кружало – столб с колесом. Привязанные к нему жерди и сани превращали это нехитрое сооружение в веселую карусель. Лепили снежный городок или крепость, а потом делились на две армии – защитников и нападающих, и устраивали шумный бой со снежками и песнями. Всё это не было простой ребячьей забавой. По поверьям древних шум и пение отгонял от деревни злыдней, призывал обильное солнце и веселил сердце.
Провожали Масленицу в старину всем селом. Дети собирали с каждого двора разную рухлядь для прощального костра. На окраине деревни раскладывали большое кострище, водружали посередине шест с масленичным чучелом и зажигали огонь. Тут же пели масленице ругательные припевки: «Ах ты масленая пылизуха – пылизала весь сыр да масло, ах ты масленая, ты обжора – пожрала все блины да яйца, ах, ты масленая, ты кургузка – проводим тебя, станет грустно!» А детки прыгали вокруг костра, поднимали как можно больше искр из огня и приговаривали: « Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» А потом бегали по улицам и околицам с шестами, на которых были укреплены горящие лапти, клочья соломы, вязанки прутьев. Пускали с горы горящее колесо – символ солнца.
Проводив Масленицу, люди праздновали прощеное воскресенье - в преддверии великого поста, они стремились очиститься от всего греховного, и просили друг у друга прощения. На следующий день наступал Великий пост, в течение которого христиане должны были воздерживаться от употребления мясного, молочного и яиц - это было обязательной частью жизненного уклада. В дореволюционной России во время особенно строгих недель Великого Поста — первой и последней, закрывались питейные заведения, прекращалась торговля мясом, отменялись балы и прочие увеселения. В течение всего поста пели духовные стихи, непрестанно трудились, воздерживались от излишеств.
Недаром из глубины веков дошла до нас мудрая поговорка: не всё коту масленица, будет и великий пост.