Побродив по магазинам и ярмаркам в поисках детской прогулочной коляски, я поняла, что это ответственное дело надо поручать исключительно сильной половине человечества. Потому что та терминология, в которую мне пришлось окунуться с головой, выбирая подходящее средство передвижения для малыша, оказалась для меня темным лесом, зато для любого мужчины темы роднее не бывает, каждое слово — просто бальзам на душу. Вслушайтесь только в музыку этих слов: протектор, амортизатор, шасси, кузов, внедорожник, рама, ремни безопасности, вездеход... Такое ощущение, что покупаешь, как минимум, какой-нибудь джип, но никак не изящное устройство для прогулок невинного ангелочка.
В любом случае коляска — не роскошь, поэтому прежде чем ехать за ней в магазин, четко решите: для каких целей и на какой срок она вам потребуется? Если вы покупаете коляску уже подросшему, 1,5-годовалому ребенку только на ближайший летне-осенний сезон — это одно. А если малыш только-только родился или учится сидеть и впереди у вас поездки не только по гладкому летнему асфальту, но и по снежному месиву, не только в жару, но и в холод — к выбираемому средству передвижения будут уже совсем другие требования.
На сегодняшний день покупка комбинированной коляски — удачное решение многих проблем. В ней совсем маленький ребенок надежно укрыт от непогоды, защищен со всех сторон, ему комфортно и спать, и гулять, и совершать длительные, многочасовые прогулки. Когда малыш подрастает, из такой коляски делают прогулочный вариант. И она продолжает служить дальше, два, а то и три года. В хорошем трансформере зимой тепло, а летом не жарко. А большие надувные колеса на рессорах способны преодолеть любое бездорожье. На сегодняшний день тенденции колясочного производства во всем мире таковы, что во главу угла ставится именно критерий надежности, прочности конструкции, затем — полифункциональность коляски, а только в самом конце — ее вес и легкость транспортировки.
Все коляски делятся на три основных типа:
l коляска с закрытым кузовом (люлька) для детей от рождения примерно до 1—1,5 лет;
l коляска с открытым кузовом для детей от 7 месяцев до 3 лет (в обиходе — прогулочная);
l коляска комбинированная с закрытым и открытым кузовами (разные съемные модули поочередно крепятся к одному шасси) и коляска с одним трансформируемым кузовом (в обиходе трансформер) для детей от рождения до 3 лет.
Западные производители наконец-то оценили качество суровых российских дорог, климатических условий и начали поставлять коляски с большими колесами, с классными протекторами, для которых снежные заносы — все равно что гладкий асфальт. Но, увы, для тех же самых производителей остаются тайной за семью печатями реалии нашей социальной жизни.
Привычная картинка: мама пытается засунуть в переполненный троллейбус коляску с сидящим в ней малышом. Оказывается, это проще, чем складывать тяжелый, неподдающийся агрегат одной рукой на остановке, держа при этом в другой руке ребенка. Аналогичная ситуация с пригородными поездами. Маме, а тем более бабушке в одиночку с коляской и грудным ребенком ездить на дачу в электричке противопоказано. Просто опасно для жизни. Тому, кто хоть раз преодолевал расстояние между платформой и подножкой вагона, неся на плечах сумки, коляску и живого младенца в придачу, объяснять ничего не надо. Таким образом, опыт подсказывает, что одной, даже самой навороченной и многофункциональной коляски бывает недостаточно. Оптимальный вариант — покупка трансформера (или же комбинированной коляски), а плюс к тому наличие простой, легкой (и соответственно дешевой) коляски-трости, которую одной рукой можно поднимать, собирать-разбирать и переносить.
Достоинства дешевой коляски-трости, также как и ее недостатки, очевидны: легкость и простота конструкции влекут за собой очень короткий срок пользования, спать в ней можно только сидя, маленький козырек плохо защищает от дождя и солнца, а мягкая спинка не способствует формированию хорошей осанки у малыша. Наконец, сверхлегкая коляска крайне неустойчива и потому опасна: ребенок, пытаясь встать, может опрокинуться вместе с ней, так что оставлять его в коляске-трости без присмотра рискованно. Однако для совершения короткого марш-броска в магазин, парк или к пригородной электричке с подросшим, но еще не умеющим быстро передвигаться малышом она незаменима и весьма эффективна. Ее хватит на весну-лето-осень, и этого вполне достаточно: зимой на такой коляске путешествовать сложно, а к следующему летнему сезону ребенок побежит.
Проблема в том, что найти недорогую и качественную коляску-трость — дешевле 1000 рублей и весом менее 4 кг — сейчас очень трудно. Ни одной отечественной трости на рынке я не встретила, а продавцы поведали, что в прошлом году реализовать их было крайне сложно: из 15 проданных колясок на другой день возвращали 8 ввиду неудовлетворительного качества. Самые простые и дешевые на сегодняшний день — китайские и тайваньские трости ценой не менее 1000 рублей. Впрочем, их тоже порой возвращают, основная претензия — сиденья попадаются неудобные, ребенок с них соскальзывает. А еще дешевые трости любят складываться по собственному желанию и в самый неподходящий момент. Из легких, но дорогих (соответственно — более качественных) колясок-тростей можно отметить американскую модель «Грако» Спорт-сити», собираемую в Китае (ее вес— 3,8 кг), и французскую модель «Пьер Карден»(тайваньской сборки).
Стоят они по 100$. А одна из самых дорогих и навороченных (надежных, долгосрочных, очень комфортабельных) — трость итальянской фирмы Chicco, стоимостью 350$. Вес ее — 7 кг. Но для короткого марш-броска, думается, это чересчур тяжеловато. Возможны и другие жизненные ситуации, когда ни трансформер, ни трость не подходят. Что, например, делать тем, кто приобрел в свое время люльку, а ребенок из нее уже вырос? Что покупать тому, для кого покупка комбинированной коляски не по карману. Ведь цена универсального чуда колеблется от 4 до 35 тысяч рублей. Что делать, наконец, тем, кому не повезло с трансформером, такое тоже случается, и он не дожил до второго дня рождения своего маленького хозяина?
Выход — в покупке открытой прогулочной коляски.
В отличие от трости обычная прогулочная коляска имеет гораздо больше функций: несколько положений спинки и ног, утепленный матрасик, широкий козырек, жесткую спинку, перекидную ручку, поручень для ребенка, корзину для продуктов и так далее. От количества и качества «прибамбасов» зависит, соответственно, цена агрегата. Разброс цен на московских рынках — от 1700 рублей (Польша) до 400$ (Швеция). «Фишка» последней коляски — алюминиевая рама и пневматические шины с металлическими спицами. Но, как правило, колеса у прогулочных колясок пластиковые, а надувные колеса — это прерогатива комбинированных колясок и трансформеров.
Есть на выбор и российские прогулочные коляски (Вятка, Санкт-Петербург, Москва, Дубна, а также коляски фирмы «Мир детства», производимые в Китае). Цены на них средние — 2—2,5 тысячи рублей. Качество вполне приличное. Продавцы-консультанты говорят, что наши коляски так же отличаются от аналогичных колясок из Германии или Италии, как машина «Жигули» от «BMW». В то же время грубые, неуклюжие как гадкие утята отечественные коляски служат долго, передаются из семьи в семью, так что хватает их на нескольких детей. Еще существуют прогулочные коляски-рюкзаки и коляски со вставным автокреслом (люлькой) из Италии и Голландии. Для кого-то это, возможно, удобное сочетание. Но нельзя не признать, что качество продукции «два в одном» чаще всего бывает хуже, чем у вещей, сделанных по отдельности. И есть риск, погнавшись за двумя зайцами, упустить обоих.
Комментарий В. В. Чучаева, руководителя органа по сертификации продукции ГОСТ Р «Учреждение Центр СКС».
Детские коляски как транспортные средства подлежат обязательной сертификации на соответствие с требованиями ГОСТ Р 19245-93. Каковы основные критерии безопасности коляски?
Главное — это надежность механизмов блокировки, и в первую очередь — тормозной системы.
Тормоза должны жестко фиксировать коляску, чтобы она, оставленная на время мамой без присмотра, не покатилась под уклон вместе с ребенком, подхваченная легким ветерком. Между прочим, 80% польских колясок, проверяемых нами, бракуется именно по причине плохой работы тормозного устройства. Как правило, в этих колясках встречается тормозная система устаревшей и, соответственно, более дешевой конструкции, торможение осуществляется валиком, прижимаемым к колесу с помощью пружинного механизма. Если пружины слабые, то колесо прокручивается и коляска скользит.
Лучше всего выбирать коляску, в которой тормозное устройство представляет собой механизм, где специальный «палец» входит в жесткое зацепление с колесом или специальной шестерней.
При выборе коляски обязательно надо проверить ее устойчивость, покачать ее рукой, наклонить в обе стороны вдоль продольной оси, определить, правильно ли расположен центр тяжести. Если, например, центр тяжести расположен высоко, то перекатывание ребенка с одного бока на другой может привести к опрокидыванию коляски.
Кроме того, большое значение имеет диаметр колеса. Чем больше колесо, тем лучше амортизирована и устойчива коляска. Дутые шины, конечно, более мягкие и удобные, но пластиковые колеса вполне надежны. Они не успевают сломаться за время эксплуатации коляски.
Необходимо также проверить наличие и прочность всех блокирующих устройств, фиксаторов, удерживающих коляску в рабочем состоянии, чтобы быть уверенным, что коляска самопроизвольно не сложится, когда в ней находится ребенок. Все комплектующие узлы и детали должны легко сниматься и устанавливаться без применения приспособлений и инструментов. Особое внимание следует обращать на складные коляски. С точки зрения комфортности и безопасности для позвоночника ребенка, они значительно уступают прогулочным нескладывающимся моделям.
Сейчас появились трехколесные коляски — они мобильны, устойчивы и удобны в управлении. Но я хотел бы напомнить читателям старую истину: дешево хорошо не бывает. С подделками колясок сталкиваться не приходилось, однако сегодня в Россию далеко не всегда завозят продукцию высокого качества. Лучше всего покупать коляски либо западноевропейских, либо отечественных производителей.
В это число также входят коляски, выпускаемые по лицензиям известных европейских фирм в странах Юго-Восточной Азии. Такое производство строго контролируется, а сами коляски сертифицируются в Европе. Российские коляски с точки зрения безопасности и надежности удовлетворяют всем требованиям ГОСТа. Они проигрывают в дизайне, в том числе в обивочном материале. Но с точки зрения надежности, долговечности в эксплуатации и стоимости перед импортными они выигрывают.
Покупая прогулочную коляску, важно обратить внимание на следующее:
l Металлическая рама (каркас) надежнее и потому предпочтительнее пластиковой. Самой лучшей считается рама из легкого алюминия.
l Хорошо, если есть утепленный чехол для ножек, а также боковые вставки в борта, обеспечивающие непродуваемость коляски в холодную и ветреную погоду.
l Пятиточечные ремни безопасности, разумеется, лучше трехточечных, так как фиксируют всю фигуру ребенка, а не только его нижнюю половину.
l Важно, чтобы коляска легко складывалась и не была очень тяжелой. Простые прогулочные коляски весят в среднем 7—12 кг.
l Желательно, чтобы материалы, используемые для отделки сиденья, были сделаны из натуральных тканей (это особенно важно для внутренней отделки) и непромокаемых (особенно снаружи). Широкий непромокаемый козырек лучше, чем узкий тент, защитит от солнца и ветра, но в жару ребенку с ним будет душно.
Впрочем, в дорогих немецких колясках кузов и козырек стали делать из светоотражающей ткани, которая, защищая младенца от дождя, снега и ветра, умудряется при этом не нагреваться от солнца и в самый жаркий день создает в «кабине» комфортный микроклимат.
l Колеса не должны быть очень маленькими — такой коляской очень тяжело управлять.