Поиск

Бегаем под Гайдна, прячемся под Шуберта

13.12.2010
ЧЕРНОДУБРОВСКАЯ Елена
1214

Наши далекие предки, постигнув вначале самые простые истины бытия, постепенно пришли к музыке, придумав на первых порах, деревянные трещотки, раковины-трубы, а уже потом барабаны, бубны. Нет на свете ни одного народа, у которого не было бы своей музыки и который не приобщал бы к ней подрастающее поколение.

Еще для детей древней Эллады пение в хоре было обязательным, а в средние века, подобно династиям ремесленников, возникают династии музыкантов — вспомните знаменитую семью Бахов. И у нас, в России, издавна существовали и традиция хорового пения, и музыкальные династии, и музыка, написанная специально для детей. Вы только представьте себе — незатейливую детскую песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик» пели дети в XVIII веке! И тогда же возникла идея о необходимости детского музыкального воспитания. Были на этом пути удивительные открытия, подобные рождению музыкальной сказки «Городок в табакерке» выдающегося просветителя Владимира Одоевского. И тем не менее современные папы и мамы нет-нет, да и зададут себе вопрос: а нужна ли их ребенку музыка, если он не собирается стать музыкантом?


...Выдающийся английский общественный деятель XVIII века лорд Честерфилд известен своими «Письмами к сыну», в которых он пытался воспитать его как яркую, значительную личность. Когда их читаешь, то кажется, что лучшего педагога и быть не может, но это пока не знаешь, как все вышло. На самом деле сын не оправдал надежд отца и ничего как личность из себя не представлял. Почему? Предложу свою версию. Посылая сына в Италию, Честерфилд просто заклинает его не увлекаться музыкой. «Умоляю тебя, никакой игры ни на флейте, ни на скрипке...» Его сын имел в детстве все — заботливых отца и мать, лучших учителей, возможность видеть мир, но вырос робким, закомплексованным молодым человеком с плохой дикцией и странными манерами. А может быть, только музыка могла бы облагородить его душу? Не повторяйте ошибок лорда Честерфилда!


Попробую, дорогие родители, ссылаясь на мнения педагогов, психологов и врачей, убедить вас, что музыка — один из главных компонентов полноценного воспитания. Известный психолог А.Пьерон справедливо утверждает, что новорожденный — только потенциальный человек; если его изолировать, он так и не сможет им стать. Значит, новорожденному предстоит научиться быть человеком. А обучение начинается именно при знакомстве с миром звуков, с речью и музыкой. И при этом никто не задумывается, нужно ли учить его говорить. А вот учить музыке...
Но знаете ли вы мнение врачей о том, что пение благотворно влияет на развитие носоглотки, а игра на духовых инструментах улучшает состояние легких и бронхов? Сейчас специалисты наблюдают группу детей-астматиков,
занимающихся по классу трубы. Исследования еще не закончены, но полученные результаты вселяют в родителей надежду на выздоровление сыновей. Педагоги и психологи отмечают собранность, умение ладить со сверстниками и повышенное чувство ответственности у ребят, поющих в хоре или играющих в оркестре.


Еще музыка прекрасно способствует развитию речи у детей. Известна методика уругвайского педагога Альсиры Легаспи де Арисменди, разработавшего систему фонетических упражнений для правильного овладения родным языком. Материалом служили музыкальные игры и песни, где многократно повторялись трудные звуки и сочетания. Результат получился отличный: у всех без исключения детей было поставлено правильное произношение и правильное дыхание. Те родители, которых заинтересовала наша информация, конечно же, спросят о том, когда же лучше начинать занятия музыкой?
Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори считала дошкольный возраст «самым впечатлительным». Вот тогда-то и надо начинать. А поскольку большинство наших детей ходят в детский сад, давайте поговорим о плюсах и минусах тамошних музыкальных уроков.


Главным минусом детсадовских занятий остается «прикладной» подход к классической музыке. Как это выглядит? Звучит отрывок из Оксфордской симфонии Гайдна. Дети под музыку первого предложения бегут по кругу в одну сторону; на музыку второго предложения быстро поворачиваются и бегут обратно. В конце второго предложения останавливаются и на две следующие фразы делают хлопки в ритме мелодии: на звуки верхнего регистра — над головой, на звуки нижнего регистра — по коленям. Затем предлагается отрывок из оперы Глинки для игры «в цапли», вальс Шуберта для игры «в мышеловку», а под пьесу Шостаковича «Хороший день» обычно занимаются перестроением с ветками.
Подобные руководства до сих пор в ходу у музыкальных преподавателей детских садов. Главный их недостаток в том, что ребенок привыкает к мысли: бегать под классику можно, а слушать — нет. А происходит это от того, что на протяжении многих лет чувства и мысли великих произведений считались недоступными для детей дошкольного возраста. Если же педагог в вашем детском саду свободен от такого узкого подхода к классике, то, скорее всего, он научит детей немного петь, различать голоса некоторых музыкальных инструментов, даст самое первое представление о ритме, научит двигаться под музыку.
А если вам с детским садом не повезло или ваш малыш получает домашнее воспитание? Тогда познакомить его с музыкой должны родители. Не бойтесь: ввести ребенка в этот волшебный мир вовсе не сложно, потому что тут у вас сразу возникает множество союзников.
Вспомните сначала о детских музыкальных театрах, которые есть и в Москве, и во многих других городах. Например, в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац существует педагогическая часть, где вам всегда посоветуют, какой спектакль стоит посмотреть вашему малышу. В Москве есть детский музыкальный театр «Экспромт», поставивший «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова и «Оловянного солдатика» Грига. Детские спектакли вы без труда найдете и в афишах «взрослых» музыкальных театров. Так, на двух главных сценах столицы идут: в Кремлевском дворце — балет «Том Сойер» Овсянникова, а в Большом театре — балеты «Чиполлино» Хачатуряна и «Конек-Горбунок» Щедрина.
А сколько музыки создано специально для детей композиторами-классиками! «Детская симфония» Гайдна порадует маленьких слушателей звучанием игрушечных инструментов, «Детский альбом» Чайковского раскроет маленькому человеку мир его собственной души... Не забудьте и о великолепной музыкальной сказке «Петя и Волк» Прокофьева. Слушая ее, ребенок знакомится с голосами музыкальных инструментов, при этом активно работает его воображение — ведь всех героев надо представить по их голосам!
В общем, дайте своему ребенку возможность услышать музыку, а он уж пусть сам выберет, станет ли она и дальше спутником его жизни.

 

Бодрость и хорошее настроение на весь день!Читать статью
Большая книга сказок про Бабу ЯгуЧитать статью
Лисенок Крош Читать статью
Каша из вниманияЧитать статью
АО «Прогресс» запустил новый бренд детских сухих молочных смесей INFANYЧитать статью
Украшение вашей кухни – элегантный чайник Читать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.