Ход мероприятия
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Слово ведущего.
Ведущий. За что мы любим сказки?
За то, что они будничную жизнь поворачивают к нам своей удивительной стороной, где самые обычные вещи и люди начинают жить другой жизнью.
За что мы любим сказки Евгения Шварца?
Герои его сказок ощущаются как живые люди. В его сказках, как во всех лучших сказках на свете, добро всегда побеждает зло. Его сказки учат быть великодушными, верными и храбрыми. Уже для многих поколений и детей, и взрослых Евгений Шварц стал постоянным спутником, веселым и мудрым другом, а придуманные писателем меткие и остроумные крылатые фразы гуляют по свету как народные поговорки, а это, согласитесь, бывает не часто.
II. Игра «Вспомните сказку».
Задача учащихся вспомнить, из каких сказок эти слова:
«Я не волшебник, я только учусь». («Золушка».)
«Любовь позволяет нам творить настоящие чудеса». («Золушка».)
«Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники». («Снежная королева».)
«Очень вредно не ездить на бал, когда ты заслужил это». («Золушка».)
«Не стоит говорить о чувствах, когда делаются дела». («Снежная королева».)
«Я себя не просто люблю - я в себе души не чаю». («Два клена».)
«Будете мешать - оставлю без завтрака». («Обыкновенное чудо».)
«Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая». («Обыкновенное чудо».)
«Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему». («Обыкновенное чудо».)
Показать портрет Е. Шварца.
III. Слово о писателе.
Ведущий. В жизни Евгений Львович, великолепный красавец, был сердечным и добрым, веселым и праздничным человеком, желанным гостем на детских новогодних елках и на встречах с первоклассниками в детской библиотеке, душой любой компании взрослых, будь это маститые, седобородые профессора или известные писатели. Шварц был замечательным рассказчиком, слушали его со всем вниманием, боясь пропустить мимо ушей что-нибудь смешное и интересное.
Только не надо думать, что он прожил безоблачную жизнь.
Его образование (он поступил в Московский университет на юридический факультет) осталось незавершённым, помешали войны - Первая мировая, потом Гражданская. Правда, воевал Шварц недолго: был контужен - от этого у него всю жизнь тряслись руки. Переболел сыпным тифом, от которого мало кто поправлялся. И всю жизнь потом ему, писателю, писать и печатать на машинке было трудно.
После гражданской войны кем только он не работал: и артистом, и журналистом, и - нужда заставляла - грузчиком в угольной гавани.
Есть досыта ему тоже не всегда удавалось, причем не только в молодости: он был в Ленинграде (сейчас Петербург) в самые Трудные месяцы блокады, его крупная, полная фигура похудела больше чем вдвое.
И писательские его дела далеко не всегда шли блестяще, ведь бывали времена, когда сказка считалась жанром сомнительным, а то и вредным - выдумкой, уводящей от реальности, от практической жизни. Приходилось объяснять, ради чего она рассказывается.
Да и широкое признание пришло к Шварцу после смерти.
В конце жизни он тяжко болел, но жизнерадостность, внимание к людям, любовь к шутке, как и любовь к труду, не оставляли его никогда.
Вот один забавный эпизод из жизни Евгения Шварца, который характеризует его как человека, который понимал толк в хорошей шутке.
В юности он был влюблен в юную актрису, армянку Ганю. Ганя долго противилась ухаживаниям Евгения Шварца и не соглашалась выйти за него замуж. Однажды в конце ноября поздно вечером они гуляли вдоль берега Дона (дело было в Ростове), и Шварц уверял Ганю, что готов сделать ради нее все, что угодно.
- А если я скажу: прыгни в Дон? - засмеялась девушка.
Зря она так сказала. Потому что в ту же секунду Шварц перелетел через парапет и прыгнул в ледяную воду прямо как был — в шляпе, пальто и в калошах. Правда, следует признать, что после этого Ганя сразу вышла за него замуж.
Евгений Шварц вырос в семье врачей и с детства полюбил Две вещи: театр и книги. С одинаковым восторгом он читал и перечитывал «Принца и нищего» М. Твена и «Кавказского пленника» Льва Толстого, книги Жюля Верна и Майна Рида, Виктора Гюго и Конан Дойля.
Он сделал свой выбор в раннем детстве, еще не переступив порога школы, еще не написав ни строчки по причине ужасного
почерка. На вопрос мамы: «Кем же ты будешь'?» - он ответил полушепотом: «Романистом», забыв от застенчивости и смятения, что существует более простое слово: «писатель».
И он действительно стал писателем. Его творческая щедрость поражала: не проходило и дня без написанной страницы. Пьесы «Два клена», «Золушка», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Голый король», «Обыкновенное чудо», повести «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси», сказки «Новые похождения Кота в сапогах», «Два брата», цирковое или эстрадное представление, сценарии, воспоминания, литературные портреты - одно шло за другим, один замысел подгонял другой. Фантазия писателя была неистощима, а он сам был великим тружеником.
IV. Представление «Сказки о потерянном времени».
Ведущий. Писатель словно старался не растратить времени зря, как это неосторожно сделали в его «Сказке о потерянном времени» Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Надя Соколова. Эти ленивые школьники всюду опаздывали, от всех отставали, пока не превратились в молодых стариков или старых ребят.
У ребят осталась одна-единственная возможность вернуть потерянную молодость. Какая? Пробраться в избушку злых волшебников и ровно в 12 часов повернуть стрелку ходиков на 77 кругов назад. Но сначала Пете нужно найти всех собратьев по несчастью.
Игра «Да - нет».
По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью?
(Отвечайте «да» или «нет», «подходит» - «не подходит».)
-
Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да.)
-
Старик едет на пожарной машине тушить пожар. (Нет.)
-
Старик прицепился к трамваю № 9. (Да.)
-
Старик несет ведро и кисть. (Нет.)
-
Старушка играет в классики на одной ножке. (Да.)
-
Старик посыпает тротуар песком. (Нет.)
-
Старушка играет в мячик. (Да.)
-
Идет старушка с большой корзинкой. (Нет.)
Евгений Шварц заключает эту хорошо закончившуюся для ребят-лентяев историю следующими словами:
«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Викторина «Посчитаем».
-
Сколько оборотов стрелки надо было сделать ребятам, чтобы вернуть молодость? (77.)
-
Сколько мальчиков и девочек попало в беду? (4.)
-
Сколько 2-классников и сколько 3-классников было среди них? (Трое третьеклассников и одна второклассница.)
-
Сколько злых волшебников жило в избушке? (4.)
-
Выберите из списка имен детей и злых волшебников имена ребят, потерявших молодость.
Петя +
Марфа
Маруся +
Сергей
Ольга
Пантелей
Надя +
Вася +
Ведущий. Кроме оригинальных сказок Евгений Шварц написал несколько историй по мотивам широко известных сказок, чаще всего - X. К. Андерсена или Шарля Перро, но каждая сказка Шварца - это самостоятельное произведение, настолько в них все по-другому и все по-новому.
Викторина «Вспомни соавтора».
Чьи сказки дополнил Евгений Шварц?
- «Новые приключения Кота в сапогах». (Ш. Перро.)
- «Золушка». (Ш. Перро.)
- «Снежная королева». (X. К. Андерсен.)
- «Голый король». (X. К. Андерсен.)
- «Красная Шапочка». (III. Перро.)
- «Тень». (X. К. Андерсен.)
V. Представление сказки «Новые приключения Кота в сапогах».
Ведущий. Кота в сапогах все помните? Чем Кот в сапогах отличается от обыкновенного кота? (Выслушать ответы детей и предложить ответы из сказки Е. Шварца «Новые приключения Кота в сапогах».)
- Говорит по-человечьи.
- Сказки рассказывает.
- Наперегонки бегает.
- В прятки играет.
- Воды не боится, плавает и на боку, и на спине, и по- собачьи, и по-лягушачьи.
В сказке Евгения Шварца Кот в сапогах заскучал, растолстел без трудностей - живот мешает сапоги надевать - и отправился в путь за сложными делами.
Сначала он помог капитану большого красивого корабля всех крыс извести. А потом спас сына капитана Сережу от чар злой волшебницы. Сережа был на вид мальчик хороший, здоровый, румяный, аккуратный, а вел себя как разбойник: то Кота за хвост дернет, то планер сломает. Это злая волшебница, зеленая жаба ростом с хорошее ведро, силой своего колдовства заставляла Сережу вести себя плохо.
Как спасти Сережу? Коту в сапогах в этом деле помогли все воспитанники детского сада, которые вместе с Сережей приехали летом на дачу. Окружили дети жабу, она раздулась от злости и... лопнула.
Вопрос внимательным читателям:
За спасение Сережи Кот в сапогах получил от капитана и капитанши в подарок... что?
VI. Представление сказки «Два брата».
Ведущий. Эта история случилась накануне Нового года.
Отправились отец с матерью на три дня в город за елочными украшениями, а дома оставили сыновей, Старшего и Младшего, наказав им не ссориться и не обижать друг друга.
Первый день прошел хорошо. И второй. Наступило 31 декабря.
В 6 часов вечера Старший сел читать книжку, а Младший от скуки стал просить: «Поиграй со мной». За это вытолкал Старший Младшего во двор и запер дверь. Когда часы показывали без четверти восемь, Старший опомнился, открыл дверь, но Младший исчез. Вернулись домой родители и обо всем узнали. Поседел отец от рассказа Старшего и тихо сказал:
- Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.
Старший нашел Младшего во дворце злого Прадедушки Мороза, который не любил живых птиц, а любил вечный покой, и спас Младшего. И с тех пор братья живут дружно и счастливо.
Задания для эрудитов.
а) Назовите сказки, которые напоминают вам по содержанию сказку Евгения Шварца «Два брата».
(«Мороз Иванович» В. Одоевского, «Морозко», «Про ленивицу и радивицу».)
Евгений Шварц - автор пьес-сказок (сказок для постановки на сцене, в театре - театральных сказок).
б) Сравните просто сказки и пьесы-сказки. Чем замечательны пьесы-сказки? (В пьесе-сказке нет слов автора (кроме ремарок), герои разговаривают друг с другом.)
VII. Представление сказки «Два клена».
Ведущий. Злобная Яга превратила двух мальчиков- братьев, сыновей неутомимой Василисы-работницы, в деревья. Любовь и смекалка матери, помощь сынишки Вани, птиц, зверей и даже избушки на курьих ножках, к которым отнеслись по- человечески, разрушили козни злой Яги.
VIII. Представление сказки «Снежная королева».
Ведущий. Жили в доме со своей старенькой бабушкой Герда и Кей. Кей попал под власть Снежной королевы. Чтобы спасти брата, Герда готова на все.
IX. Представление сказки «Обыкновенное чудо».
Ведущий. Добрый волшебник может делать поразительные вещи: с помощью землетрясений он сбивает масло, ураган заставляет таскать мебель. Однажды он встретил в лесу молодого медведя, голова лобастая, глаза умные, и превратил медведя в юношу с таким условием: если его полюбит и поцелует принцесса, юноша снова станет медведем.
Как вы думаете, чем закончилась эта сказка? (После поцелуя принцессы юноша не превратился в медведя, потому что любовь - самое сильное волшебство на земле.)
Ребята, желаю вам прочитать сказочные истории писателя и посмотреть художественные фильмы, поставленные по сказкам Евгения Шварца: «Золушка», «Обыкновенное чудо», «Два клена».
А теперь я хочу представить вам две чудесные повести Евгения Шварца о детях - «Первоклассница» и «Приключения Шуры и Маруси».
X. Представление повести «Первоклассница».
Ведущий. Эта повесть - про девочку Марусю, которая поступила в первый класс, подружилась с девочками, полюбила учительницу Анну Ивановну, научившую девочек не только писать, читать и считать, но и следующему:
-
здороваться (зачитать эпизод)',
-
вставать и садиться тихо;
-
слушаться всех учительниц;
-
приходить в школу аккуратными;
-
радоваться успеху своих подруг и помогать им в трудную минуту (зачитать).
XI. Представление повести «Приключения Шуры и Маруси».
Ведущий. Перед вами - настоящая приключенческая история. Жили-были две сестренки - Маруся и Шура, семи с половиной лет и пяти лет. Однажды бабушка пошла в магазин, а девочки, не послушав бабушку, вышли на площадку, чтобы посмотреть на жалобно мяукающую кошку, а дверь и захлопнулась. Много страху натерпелись девочки, со многими хорошими людьми познакомились, прежде чем снова попали домой.
Вопрос для эрудитов:
Девочки узнали, как много в доме незаметных помощников - людей, которые оберегают и дом, и живущих в доме людей. Назовите профессии незаметных помощников.
1. Старичок с клещами и молотком в руках - «топит паровое отопление». Это кочегар, истопник.
2. Черный человек, в черной рубахе, с черными от сажи руками и лицом, он чистит трубы. Это трубочист.
3. В фартуке, с метлой в руках, он двор подметает, у ворот сторожит. Это дворник.
XII. Заключительное слово ведущего.
Ведущий. Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями произведений Евгения Шварца. Он, конечно, волшебник, но бег времени не подчиняется никаким чарам. Однако не стоит расстраиваться! Поспешите в библиотеку, найдите на книжных полках те произведения, о которых мы сегодня говорили, и вы вновь окажитесь в стране сказок, волшебства, приключений.