Барсучонок Тимберли жаждал внимания. Ему хотелось, чтобы родители непременно реагировали на всё, что он делает: строит из кубиков или рисует, или просто увидел что-то. Когда мама приводила его из садика домой и включала мультик, пока суп разогревался, Тимберли не мог сидеть спокойно.
- Мама, смотри какой милый котик в мультике. Мам, смотри, какой пушистый!
- Да, сыночек, действительно милый, - говорила мама, выглянув на секунду из кухни – и продолжала разливать суп в тарелки и ставить в микроволновку.
-Мам, а смотри, какой страшный зомби! Ооооой!
- Очень страшный, - соглашалась мама, снова на секунду взглянув в телевизор - и опять скрывалась на кухне.
После обеда Тимберли обычно сам играл. Строил из магнитов или лего собирал, пока мама обед на завтра готовила. И снова каждую минуту:
- Мам, смотри, какую я выскокую башню собрал!
- Мам, как ты думаешь, крышу лучше зелёной сделать или красной?
- Мам, смотри, какой я сделал гараж. Машинки могут сюда заезжать, а отсюда выезжать...
- Я ничего не успеваю. Только начну резать лук – Тимберли меня зовёт, и я отвлекаюсь. А потом не помню, солила суп или нет, - жаловалась мама соседке, - и так целый день. К вечеру у меня голова раскалывается, и я просто чувствую, что лопну, если куда-нибудь не сбегу.
- Ну и как, сбегаешь? – интересовалась соседка.
- Летом ещё можно пойти в парк походить. А осенью-зимой сыро, холодно. Куда уж денешься! Наверно, и все дети так!
- Нет, мои спокойно играют сами.
- Наверно, потому что их двое. А мой-то единственный ребёнок. Всё для него!
- А что будет, если ты не подойдёшь?
- Как же я могу! Я же мама! Тимберли нужно внимание. Как я могу его ребёнку не дать? Только я не пойму, как выходит, что я с ним целый день, а внимания ему не хватает?
С этим вопросом мама решила обратиться к Кошке Васильевне из детского сада Тимберли.
- В обычные дни я ещё кое-как справляюсь, но летом или в каникулы – беда! Тимберли целый день внимания требует. Мы его к бабушке отправляем – но бабушка же не может с ним все каникулы быть, - жаловалась барсучиха кошке.
- А как бабушка справляется? – поинтересовалась Кошка Васильевна.
- Да она с ним на одной волне. Целый день играет, рисует, слушает его ... У неё хватает свободного времени.
- Интересная вещь получается , - заметила Кошка Васильевна, - выходит, что Тимберли получает очень много внимания – но по крошечным кусочкам. Он, словно птичка, склёвывает крошки. Но и за эти крупицы он должен бороться. Ему каждый раз приходится их требовать, чуть ли не силой.
- Да, если я не приду, он обижается, чуть не плачет. И всё время спрашивает: "Мама, а ты меня любишь?" – вот странный ребёнок. Кого же любить, как не его! А когда он что-то построит, то по 25 раз спрашивает: "Это красиво? Тебе нравится? Тебе правда нравится?" Вот смешной!
- Может быть, стоит для него внимание перераспределить? – предложила Кошка. Вместо того, чтобы давать ему много крошек и крупинок внимания, дать ему целый батон? Или целую тарелку каши?
Мама засмеялась, представив тарелку каши внимания.
- Вы правы, конечно. Только где же я время возьму?
- А что Вам больше нравится: отвлекаться каждую секунду и к вечеру иметь головную боль, или спокойно доделать дела, а потом посидеть с ребёнком?
- Да разве Тимберли даст мне всё доделать спокойно!
- Вот тут уже другая задача. Тимберли надо научить терпению. Убедить его тоже, что лучше целая тарелка каши, чем много отдельных крупинок. Ведь крупинками не наешься!
- Как же его убедить?
- Прежде всего, ребёнка надо накормить вниманием. Вы же не оставите его без обеда, когда он приходит из садика! И Вы не можете ему сказать: сиди голодным до вечера, а вечером я тебя накормлю. Он не поверит и будет ныть!
- Это уж точно, - кивнула мама.
- Посидите возле него, пока он строит свои башни, или порисуйте, или что угодно – хотя бы полчаса. А потом скажите, что у Вас тоже есть дела: обед на завтра приготовить, посуду помыть, ещё что-нибудь. Зато, когда Вы всё сделаете – Вы с ним обязательно ещё посидите! Но для этого он тоже должен Вам не мешать. И не отвлекать каждую минуту.
- Но как же он сможет не дёргать меня? Ведь он уже привык!
- Действительно, как же он сможет потерпеть, ведь он такой нетерпеливый?! – согласилась Кошка Васильевна, - может, у Вас есть идея – ведь Вы очень хорошо знаете своего ребёнка!
Барсучиха задумалась.
- Знаю! – вдруг воскликнула она. Раньше завязывали узелочки на память, на носовых платках. Сейчас платков нет. Но я дам ему блокнот или листочки для заметок. Каждый раз, когда ему захочется меня позвать – он сделает отметку на листочке: нарисует что-нибудь или просто точечку поставит. А, когда я вечером для него освобожусь – он мне всё про эти заметки расскажет и покажет их!
- Замечательно! – обрадовалалсь Кошка Васильевна, - только объясните ему про волшебный светофор. Красный, жёлтый и зелёный. Если то, что надо Вам сообщить – несрочное, то оно как бы зелёного цвета. Может подождать. Если что-то ну ооочень хочется Вам сказать или показать – но можно потерпеть – то это будет жёлтое. И Вы не забывайте его хвалить за то, что у него набралось много жёлтых и зелёных листочков. Но, если вдруг что-то случается, и ему срочно нужна Ваша помощь, или заболело что-то – то это красный цвет! Он должен сказать об этом срочно, да и Вам не надо медлить.
- Вначале у него всё будет красное, - вздохнула мама.
- Конечно, но постепенно и с Вашей помощью он будет учиться. Станет сдержаннее и не будет таким нетерпеливым.
Поблагодарив Кошку Васильевну, Барсучиха заторопилась домой,
- Куплю-ка Тимберли листочки для заметок в форме синего листа, ведь он любит синий цвет, - думала она, открывая дверь в магазин канцелярских товаров.
Вопросы:
Для родителей:
-
Знакома ли вам подобная ситуация? Как вы с ней справляетесь?
-
Почему, на ваш взгляд, Кошка Васильевна ничего не советовала маме, а подождала, пока та сама найдёт решение?
-
Почему Кошка Васильевна напомнила маме про Светофор?
Для детей:
- А как ты получаешь внимание? Ешь его, как кашу, целыми тарелками или требуешь по крупинкам?