Являясь одним из ведущих европейских экспертов в области безопасного Интернета для детей, генеральный координатор Европейской сети Центров безопасного Интернета Insafe Жанис Ричардсон (Janice Richardson) активно участвовала в создании «Учебника Интернет-грамотности» (Internet Literacy Handbook) для Совета Европы, а в 2004 стала главным советником европейской образовательной сети European Schoolnet. В рамках своей деятельности госпожа Ричардсон осуществляет формирование европейской стратегии образовательной, воспитательной и просветительской деятельности в области безопасного виртуального пространства.
Жанис Ричардсон – автор монографий и статей по теме интернет-безопасности и использования интернет-технологий в образовательной деятельности, ведущий эксперт в области формирования основ безопасного использования Интернета образовательными и воспитательными методами в Австралии, Франции, Люксембурге и Бельгии.
В Брифинге приняли участие:
-
Председатель Правления РОЦИТ М.М. Твердынин,
-
Начальник отдела интернет-решений Лаборатории Касперского А.Ю. Ярных,
-
Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Академия Госслужбы при Президенте РФ И. В. Понкин,
-
Руководитель Центра Безопасного Интернета У.У. Парфентьев
Приветствуя участников Пресс-брифинга, председатель Правления РОЦИТ Марк Михайлович Твердынин отметил: «Проблема безопасности детей в Интернете стоит наиболее остро, и можно сказать тот опыт, который мы получаем сегодня от европейского и мирового сообщества, оказывает нам неоценимую помощь для развития, поддержки безопасности в Интернете, особенно для детей. Присутствие сегодня на заседании Жанис Ричардсон говорит не только о том уровне, который достигла Россия, но и о большом интересе европейского сообщества к нам. Немалая заслуга в этом Центра безопасного Интернета в России, который является членом международной организации Insafeи под эгидой Евросоюза ведет работу, связанной с безопасностью детей в Интернете в нашей стране».
* * *
Госпожа Жанис Ричардсон рассказала участникам брифинга о деятельности Европейской сети Центров безопасного Интернета Insafe: «Причина, по которой была создана Insafe, - это объединение всех стран Евросоюза для того, чтобы, несмотря на культурные различия, для молодых людей создавалась комфортная среда в виртуальном пространстве. Реализация подобных задач осуществляется во время наших встреч, которые проходят 3-4 раза в год. На этих встречах представители национальных Центров делятся своими ресурсами и знаниями. Цель подобных мероприятий – обмен опытом для того, чтобы создавались общеевропейские ценности для безопасно-этичного пользования Сети».
«Мы не можем стопроцентно запретить детям доступ к негативному контенту. Но у нас есть целый ряд программ для учителей и родителей, которые не просто учат их различать противоправный контент по внешным признакам, но и учат передавать свои знания детям. Сейчас в Интернет выходят около 70% детей около 7 лет и старше. И мы, исходя из этого, стараемся стимулировать родителей формировать белые списки позитивного контента, позитивных ресурсов, на которые можно было бы направить детей для их обучения и развития. По своему опыту могу сказать, что дети не ищут негативного контента, они ищут позитивный контент. И наша задача – дать им возможность выйти на этот позитивный контент. Мы рассказываем детям и родителям о нескольких уровнях интернет-грамотности:
- это традиционная грамотность – ребенок должен не только уметь читать и писать, но и критически осмыслять прочитанную информацию;
- цифровая грамотность, к которой мы относим грамотность и аудиовизуальную , сюда же относятся и мобильные технологии, также мы учим детей находить баланс в жизни между онлайн и офлайн, а также грамотно управлять цифровыми технологиями;
- социальная грамотность. Существует 4 столпа социальной политики: 1)учиться для того, чтобы знать; 2) учиться для того, чтобы делать; 3) учиться для того, чтобы быть. Для меня это имеет прямое отношение к социальной этике, социальной грамотности, т.е. к проблемам – кто мы, что мы делаем, кем хотим быть; 4) это учиться для того, чтобы быть вместе – это понятия культурной этики и грамотности: людям нужно учиться понимать друг друга, быть терпимыми, толерантными друг к другу, учиться ставить себя в положение другого. Без такого взаимопонимания не получится «единого общего дома».
Если реализовать эти четыре столпа или несколько уровней медиаграмотности, то нам уже не стоит бояться никакого негативного контента.
Участники пресс-брифинга поинтересовались у Генерального координатора Insafe: «Какая деятельность в рамках организации является самой сложной?» На что госпожа Ричардсон ответила: «Самый трудный аспект нашей деятельности – это работа с детьми, мы закончили книгу «ActivityBook», рассчитанную на детей от 4-х до 8-ми лет. Книга учит элементарным основам безопасного использования Сети – объясняет, что такое виртуальное пространство, что может дать Интернет, учит как создать безопасный пароль и проч. Нам важно показать даже таким маленьким детям то, что в разных культурах существуют различные интерпретации одного и того же культурного явления. Эта книга будет распространяться по детским садам. Работа с детьми такого маленького возраста эффективна, потому что в это время закладываются те знания, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь».
Жанис Ричардсон также поведала о мировом опыте коллег в сфере безопасного использования сети Интернет: «Хочется провести аналогию между Интернетом и Диким Западом – он расширяется, люди осваивают его и устанавливают свои законы. Технология становится обычной и становится вопрос – какой контент позитивен, какой доступен. На основе метода экспертизы возможно сделать такие метки доверия, которые помогут нам определять позитивный рекомендованный контент. Я не так давно была в корпорации Google. У них есть практика публичной экспертизы – т.е. контент считается позитивным после того, как он получает одобрение значительного числа пользователей Интернете, тогда появляется метка доверия. На мой взгляд, это очень демократичный и простой процесс».
* * *
Деятельность Центра безопасного Интернета в России представил его координатор Урван Урванович Парфентьев. Он рассказал собравшимся о компонентах деятельности Центра – информационно-просветительской работе, «Горячей Линии», «Линии помощи» и Молодежной Интернет-Палате. «Центр безопасного Интернета создает региональные представительства для продвижения безопасного использования Интернета и в других городах страны. Кроме того, мы регулярно проводим целый ряд мероприятий. В частности, в честь международного Дня безопасного Интернета у нас проводится Неделя безопасного Рунета, которая проходит в каждом втором регионе». Также Парфентьев сообщил, что Центр регулярно принимает участие в обмене опытом с международными организациями, с российскими органами и общественными организациями. «Центр ведет диалог со всеми теми, кто заинтересован в том, чтобы в Интернете чисто, комфортно и безопасно».
* * *
Игорь Владиславович Понкин обратил особое внимание участников брифинга на идентификацию контента – как определить, является ли содержание того или иного ресурса негативным или позитивным: «Нельзя просто так закрывать сайты, признавать материал экстремистским или педофильским. Все это требует доказательств. В подавляющем большинстве случаев выставляется, экспонируется аудиовизуальная, текстовая продукция, в которых степень кодирования, коммуникативного послания по меньшей мере, средняя, а то и высокая, т.е. осуществляется не прямая пропаганда педофилии, наркомании, порнографии, а скрытая, косвенная – с помощью методов метонимической подмены, иных приемов и технологий. Для всего этого необходима разработанная методика проведения экспертизы аудиовизуальных материалов на предмет содержания в них, допустим, пропаганды экстремизма и прочего, но таких методик в России нет. На мой взгляд, разработка такой методики чрезвычайна важна. Необходимо качественно проработать этот вопрос на мировом уровне».
* * *
Андрей Юрьевич Ярных, в свою очередь, высказался о том, что Лаборатория Касперского поддерживает любые инициативы, которые ратуют за то, чтобы делать Интернет чище и полезнее. «Та экспертная составляющая, которую несет в себе Центр безопасного Интернета в России, очень важна, так как именно сотрудники Центра определяют насколько данный контент является разрушительным для ребенка. Механизм немедленного реагирования, механизм вычищения самого грязного контента, который есть в Сети, - это важный механизм саморегуляции и поддержания чистоты в Интернете».
* * *
Александр Шалин, координатор Молодежной Интернет-Палаты в России, представил деятельность проекта, рассказал о работе с подростками: «В России участники МИП учатся не только безопасному использованию Сети, они так же получают дополнительные знания, участвуют в бизнес-тренингах, учатся публично выступать для того, чтобы передавать сверстникам свои знания. Кроме того, мы руководствуемся методом сетевого охвата – каждый участник Палаты несет информацию, им полученную, своим друзьям, младшим братьям и сестрам. Наша деятельность распространяется и в регионы: на базе Центров в разных городах России образуются Молодежные Интернет-Палаты. Так, недавно на Неделе безопасного Рунета, прошедшей с 1-го по 8-го февраля 2011 года, образовался Центр безопасного Интернета в Иркутске и стартовал проект «Молодежная Интернет-Палата». Открытие подобных Палат планируется и в Петербурге, и в Краснодаре и в других городах России».
Жанис Ричардсон выразила надежду увидеть российских «миповцев» летом в Румынии на съезде Панъевропейской Молодежной Интернет-Палаты.
* * *
Жанис Ричардсон и Галина Рыбчинская, редактор журнала «Защити ребенка», обсудили вопросы сотрудничества и пришли к решению – адаптировать для российской детской аудитории европейскую книгу “Activitybook”, которая также может печататься в журнале «Защити ребенка». Психолог и журналист Марина Кожевникова, Няня.ру, в свою очередь, поинтересовалась у госпожи Ричардсон европейским опытом в обучении родителей безопасному использованию Сети.
* * *
В рамках пресс-брифинга участниками вновь был затронут вопрос о семейных ценностях: «Онлайн-безопасность – это не только технология, это, в первую очередь, семейные ценности и воспитание в школе. Так, во Франции был проведен опрос, в ходе которого было установлено, что 50 часов в год дети общаются с родителями по серьезным вопросам, 850 часов – дети проводят в школе, а 1500 часов – за монитором. Вопрос: Кто же учит наших детей? Поэтому важно, чтобы в Интернете было меньше негатива, а больше интересных и полезных ресурсов, чтобы наши дети были культурными и образованными, толерантными и говорили на одном языке, языке взаимопонимания», - обратилась госпожа Ричардсон к участникам брифинга.
В конце своего выступления Жанис пожелала и в дальнейшем сотрудничать с Центром безопасного Интернета: «Мне бы хотелось сказать, что совместная работа очень важна – это в том числе и вклад в общеевропейскую картину, общеевропейскую ситуацию в области безопасного Интернета».
В завершение Пресс-брифинга Марк Михайлович выразил свою надежду на то, что подобные мероприятия станут регулярными с целью укрепления международного сотрудничества, и пригласил всех присутствующих на Выставку Центра безопасного Интернета в России.