Ребенок пошел в школу, позади тревоги
выбора и поступлений. И если первые недели все идет хорошо, малыш радостно
бежит в школу, то родители обычно успокаиваются, считая что ребенок к школе
адаптировался. Но это совсем не так.
Психологи считают, что первичная адаптация к школе может занимать ПОЛГОДА! И
если первые месяц-два все идет прекрасно, и особенно если первое время все идет
не так как мечталось — в любом случае родительская
помощь и родительское внимание нужны. В
школе мало быть послушным, чтобы тебя считали хорошим. Это не детский сад. Теперь еще надо быть активным, внимательным, соблюдать
дисциплину, напрягать память, внимание, спокойно сидеть на уроках и при этом
успеть со всеми познакомиться и подружиться.
Надеяться, что у ребенка
все пойдет само собой, было бы слишком оптимистичным. У кого-то из детей адаптация проходит за два месяца, такие дети
спокойны, им нравится учиться, они мотивированы на успех, у них складываются
хорошие отношения с учителем и коллективом одноклассников. В этом
возрасте самооценка ребенка может быть завышена, может быть адекватной, это
соответствует психологической норме. Если же учитель, родители или психологи замечают сниженную самооценку у ребёнка, то стоит
поискать причину. Есть дети, которые не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они
ещё хотят играть, переговариваться, бегать. Если
педагог сделал замечания, то могут
обидеться и даже расплакаться. Как и взрослые, дети имеют разный
характер и педагоги, психологи, родители должны об этом помнить. Но сложнее
детям, которые не ходили в детский сад.
В каком случае стоит волноваться?
Если ваш ребенок не хочет рассказывать о школьных
делах, стал нервным, ссорится с одноклассниками, проявляет негативные эмоции,
хитрит, не хочет идти в школу, пассивен, подавлен,
сопротивляется требованиям взрослых. Или стал болезненным, бледным,
ослабленным на протяжении нескольких недель-месяцев. В любом случае стоит обратиться
к психологу, детскому врачу.
Среди причин психологи и педагоги называю недостаточное
интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, невнимание со стороны родителей
или учителя, низкий уровень волевой саморегуляции, отсутствие контроля, домашняя
«гиперопека».
Собственно
дезадаптация возникает в том случае, если родители или учителя игнорируют
индивидуальные особенности таких детей, не выдерживающих новых нагрузок. А самым сильным негативным фактором – завышенная ожидания
родителей, сравнение своего ребёнка с другими детьми, частые нравоучения.
Проблема адаптации в средней школе
Возраст
10-12 лет связан с обретением чувства взрослости: ребенок зависит от
взрослого, но хочет ощущать и проявлять свою независимость. Ребенок хочет
освободиться от родительского контроля и в то же время боится свободы.
Отношения со сверстниками имеют для подростков огромную психологическую
ценность, иногда значительно большую, чем учеба. Им хочется узнавать новое, но
делать это хорошо они будут только если получают поддержку. Часто бывает, что
если нравится учитель и предмет — то учится, если что-то идет не так — заниматься не хочет.
Одни
пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный
процесс, а другие тяжелее переживают
изменения: новые нагрузки, новые учителя, новые
требования. И адаптация затягивается. В такой период дети нередко
меняются — тревожатся без явных причин, становятся робкими или развязными,
слишком суетятся. Результатом может быть снижение работоспособности, забывчивость,
неорганизованность, иногда ухудшение сна
и аппетита, снижение иммунитета.
Простые советы, которые помогают
- Чаще разговаривайте с ребенком о школе. Кстати,
разговаривать — не значит говорить самому.
А в случае родителей вовсе не значит давать советы. Тут нужно активное слушание — это умение
задавать вопросы.
- Детские проблемы не проще взрослых, вспомните себя
в этом же возрасте. В сложных ситуациях стоит поговорить доверительно и
обсудить разные варианты решений. И малыш должен быть уверен, что в любой
сложной ситуации он сможет обратиться к вам за помощью.
- Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Юлечка
читает с 4 лет, Алекс из 5 класса — обладатель I
дана по каратэ, но это еще не значит, что у ваш ребенок плох. Сравнивать можно
только его успехи с его предыдущими результатами.
- С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: «Неудачи временны. То,
что не получилось сегодня, получится завтра».
- Лучше хвалить за успехи, чем ругать за недостатки.
Дождитесь успеха, пусть даже самого маленького — и хвалите малыша или
подростка, это в равной степени помогает.
- Найдите, в чем успешен ваш ребенок — бассейн или
декламация, самый сильный или самый веселый в классе, ему сейчас важно будет
найти свое уникальное место в коллективе.
- Помогайте ребенку выполнять домашние
задания, но не делайте работу за него. Научите внимательно читать текст
учебника, подскажите приемы запоминания, предложите рисунок для решения задачи,
подчеркните ключевые слова для пересказа — но основная ответственность лежит на
нем.
- В период адаптации к школе важно
поддерживать дома спокойную доброжелательную обстановку. Пусть ребенок
чувствует, что здесь — его крепость, здесь ему всегда помогут.
- Если вас что-то беспокоит —
обязательно покажите ребенка врачам.
- Если вы все попробовали (говорили с ребенком и с педагогом, меняли
подход, хвалили, просили, терпеливо ждали, мотивировали, подгоняли, ругали) но
ничего не помогает, — то может быть пора подумать о новом классе или даже новой
школе. Иногда это тоже выход. Только теперь выбирайте школу очень тщательно.