Но даже взрослый человек, зачастую руководствуясь интуитивными мотивами, не всегда может определить степень и характер воспитательного эффекта тех или иных развивающих мероприятий. Для того, чтобы определить, что же подходит именно Вашему ребенку предлагаю рассмотреть несколько базовых характеристик, которые должны учитываться в работе с дошкольником (ребенком от 5 до 7 лет).
Ребенок учится всему у тех людей, которые его
окружают, он разделяет все их установки и ценности. Взрослый человек должен
помнить о своей ответственности перед малышом не только за качество самой
информации, но и за то, каким образом эта информация передается малышу. Таким
образом, ведущая роль отводится скорее не тому, что преподается, а тому, кто
и как транслирует информационный поток.
Отсюда мы получаем первый вывод, заключающийся в ответственности взрослого
перед ребенком за то, каким образом малыш будет развиваться, какие принципы и
ценности будут ему переданы. Именно это знание определит в будущем базовые
компоненты воспитания человека.
В любом возрасте для человека есть наиболее подходящая
форма деятельности, та, в которой он достигает самых лучших результатов, не
подвергая себя излишним нагрузкам, стрессам. В дошкольном возрасте такой
деятельностью является ролевая игра. Ребенок принимает на себя роль ученика, он
получает не конкретные навыки, а скорее универсальный способ получения знаний.
Для малыша само по себе развивающее занятие не является уроком, как для
школьника, оно - именно игра, в которой
каждое мгновение случаются чудеса и открытия. Классические уроки и занятия,
безусловно, основательно и качественно «учат» ребенка считать, писать, читать,
но будет ли пользоваться всеми этими умениями малыш? Ответ очевиден: если
занятия для ребенка не имеют позитивной эмоциональной окрашенности (не просто
нравятся ребенку, а именно заинтересовывают его, малыш хочет идти дальше,
учиться, развиваться и узнавать новое), то смысла в них нет, значит, они при
всей своей структурированности для ребенка совершенно бесполезны. Играя, дети
получают все те же знания и умения, что и на обычном уроке, но они не
заставляют себя учиться, занятия проходят более продуктивно, потому что наряду
с формальными навыками (счет, чтение, письмо) ребята учатся общаться друг с
другом, дружить и уступать, рассуждать и объяснять. Все это – невероятно важно
именно в дошкольном возрасте, потому что усваивается основательно и на долгое
время.
Процесс развития ребенка должен направляться и
регулироваться взрослым, но реализовываться малышом самостоятельно, что
определяет познавательную активность в будущем. Для педагога важно не столько
получить конечный результат, указанный в методических разработках, сколько
помочь ребенку понять, как получить требуемый результат. Именно самостоятельная
работа ребенка является целью развивающих образовательных программ.
В конце мне бы хотелось вспомнить слова великого
советского психолога Льва Семеновича Выготского: «В
ребенке нет ничего статичного, все в нем течет, все изменяется…» Действительно,
ребенок в дошкольном возрасте невероятно креативен, пытлив и обучаем. От того,
как и чему он научится сейчас, зависит многое в его будущей жизни. Это –
масштабная и ответственная работа, как для ребенка, так и для взрослого,
который помогает ему в этом.
Я надеюсь, что информация в настоящей статье поможет
Вам при выборе развивающих программ и занятий для Вашего ребенка, ведь самое
главное в жизни взрослого человека – счастье и благополучие ребенка рядом с
ним.
За предоставленный материал редакция благодарит
детского психолога, специалиста по подготовке к школе
в детском клубе «Пампа Грин»
Голянд
Евгению